Главная Карта Поиск Новости Онтография Консультации
Facebook Расписание КОРНИблог Контакт/Contact

Джон Атак

~ КУСОЧЕК СИНЕГО НЕБА ~

Разоблачение дианетики, саентологии и Л. Рона Хаббарда

Перевод с английского Алексея Матвеева

(Опубликован на сайте http://www.kondra-show.ru/ в августе 2007 года)


Важное замечание! Данный перевод представлен для общего ознакомления с источником, поэтому его не следует рассматривать, как точное отражение оригинального текста. Помните, что эта публикация появилась усилиями людей, которые вносили свой вклад добровольно и бескорыстно. Переводчик стремился сделать работу настолько качественно, насколько мог, однако считает необходимым предупредить, что он никого ни в чем не заверяет и ничего не гарантирует. Только тщательное изучение оригинала самим читателем даст уверенность в его правильной интерпретации.

Источник текста на английском языке, использованный при переводе:

http://www.clambake.org/archive/books/apobs/


Назад
3.4. - Знание о том, как знать
Содержание Вперед
3.6. - Владелец поместья

~ Глава пятая: религиозный уклон ~

«Дианетика и саентология скорее являются
крестовым походом за здравомыслие, чем
бизнесом».

Л. Рон Хаббард, 1954

«Все, что произошло… полностью отдалило
саентологию от классификации, как некая
психотерапия… Мы можем существовать лишь
в сфере религии».

Л.Рон Хаббард «Надежда человека» 1955

В своей автобиографии «Через плечо» издатель Ллойд Артур Эшбах вспоминает ленч с Джоном Кэмпбеллом и Роном Хаббардом в 1949-м году. Хаббард повторял фразу, которую уже слышали от него некоторые другие люди. Он сказал, что хотел бы основать религию, потому что деньги именно там.

В 1980-м Хаббард опубликовал утверждение, гласящее, что саентологи «настаивали» на превращении своей организации в церковь. «Иногда говорят, что это я основал церковь. Это не так». Возможно, время повредило память Хаббарда. Саентологи утверждают, что Калифорнийская церковь Саентологии была их первой церковью. Она была зарегистрирована в Калифорнии 18-го февраля 1954-го года Бертоном Фарбером. В пояснительном письме, написанном в следующем месяце, Хаббард говорит, что новая «церковь» заключила соглашение с «Церковью Американской науки», которой выплачивает двадцатипроцентную подать. Естественно, Хаббард был президентом «Церкви Американской науки». [1]

На самом деле, как церковь американской науки, так и церковь саентологии были без фанфар зарегистрированы Хаббардом в декабре 1953-го года в Кэмдене, штат Нью Джерси, вместе с «Церковью духовной инженерии» (см. фото). Церковь Американской науки была представлена как христианская церковь. [2]

Доказательство заинтересованности Хаббарда в превращении саентологии в религиозное движение было предоставлено в деле Армстронга. 10-го апреля 1953-го года Хаббард написал из Англии Хелен О'Брайан, которая только что приняла на себя управление саентологией в США, сообщая ей, что самое время сменить медицинский имидж на религиозный. Его целями были устранение прочих видов психотерапии, ради спасения собственной хворой организации, и – Хаббард был очень откровенен – получение больших денег. По словам Хаббарда, вопрос быть религией или психотерапией, носит исключительно коммерческий характер. Его воодушевляли тысячи долларов, которые можно было бы выдоить из преклиров, привлеченных этим новым рекламным ходом. [3]

Как обычно, Хаббард оставлял себе свободу выбора. В пояснительном письме о новой «церкви» к членам организации он также представил «Фрейдистский фонд Америки». Студентам был предложен ряд степеней, включая «бакалавра саентологии», «доктора саентологии», «фрейдистский психоаналитик» и «доктор богословия», которые должны были присваиваться университетом Секвойи, американской фабрикой дипломов (которая была закрыта Калифорнийским департаментом образования в 1958-м). Хаббард уже получил «докторскую степень» по философии от этого университета. [4]

В Новой Зеландии Оклендская саентологическая группа также стала церковью в феврале 1954-го. Постепенно присоединились другие центры, и «церкви саентологии» возникли по всему миру. Эти церкви были франшизами, выплачивающими десятину «материнской церкви». Саентология стала религиозным аналогом МакДональдса, все больше внедряя массовое производство и маркетинговые аспекты североамериканской коммерции.

В 1954-м Дон Перселл, изнуренный битвой с Роном Хаббардом, и, не считая возможным сделать свою дианетическую организацию рентабельной, ретировался для вступления в производную от дианетики «синергетику» Арта Каултера. Перселл распустил дианетический Фонд Вичиты и отдал его активы Хаббарду, в том числе и авторские права на некоторые книги. Использование слова «дианетика», и даже имени «Л. Рон Хаббард» было предметом спора. Теперь Хаббард вновь обладал полным контролем над всей концепцией. Он выразил свое ликование в саентологическом бюллетене, в котором даже простил Перселла, правда, лишь на короткое время. Перселл чуть раньше лаконично выразил свое отношение: «Мотивом Рона всегда было ограничение дианетики авторитетом своих учений. Любой достаточно нахальный тип, который [sic] осмеливался предположить, что и другие могли бы делать творческий вклад в работу, должен быть остановлен». [5]

Хаббард учился на своих ошибках. Для удержания полного контроля над многими дианетическими и саентологическими организациями он использовал простой метод. Он не входил в правление каждой организации, поэтому проверка документов не покажет его непосредственного контроля. Однако он брал с директоров подписанные заявления об отставке, на которых не была проставлена дата, еще до их назначения. Хаббард также контролировал банковские счета. [6]

В мае 1953-го в бюллетене профессионального одитора Хаббард написал: «Определенно, не мое дело, как вы применяете эти техники. Я не полицейский, который только и ждет, чтобы прийти к вам с советом по этике и судебными исполнителями, и раздавить вас за то, что вы «извращаете саентологию». Если и должен быть контроль за соблюдением правил, он осуществляется самим применением этих техник, поскольку они содержат в себе дисциплину, порожденную их собственной силой. Все, что я могу сделать, это дать вам инструменты для того, чтобы вы ими воспользовались, а затем помочь вам использовать их».

К 1955-му году отношение Хаббарда заметно изменилось. В одной из своих самых причудливых работ, «Саентолог: руководство по распространению материала», Хаббард рекомендует юридическое преследование всех, кто практикует саентологию независимо, или «сквирелов»: «Цель иска состоит в том, чтобы извести и обескуражить, победа не главное. Закон легко можно использовать для преследований, и если вы достаточно преследуете кого-то, кто нетвердо стоит на ногах, прекрасно зная, что он не уполномочен, в большинстве случаев вы вызовете его профессиональную кончину. Если возможно, конечно, полностью его разрушьте».

Далее Хаббард советует саентологам нанимать частных детективов, чтобы получать сведения о критиках саентологии, прибавляя: «Мы не должны упускать малейшей возможности подать иск за клевету, чтобы пресса два раза думала, прежде чем упоминать саентологию».

В конце 50-х большинство независимых групп либо стали церквями, либо вышли из бизнеса. Они приняли руководство Хаббарда и оказались связаны контрактом с «Международной саентологической ассоциацией Хаббарда», но Хаббард хотел полного юридического контроля. Дочерние церкви постепенно поглощались организациями, контролируемыми непосредственно Хаббардом.

Хаббард продолжал писать в антикоммунистический отдел ФБР. Он утверждал, что русские трижды пытались завербовать его и были очень расстроены его патриотическим отказом работать на них. Хаббард чувствовал, что в его организациях с самого начала орудуют не только психиатры, но и коммунистические шпионы. Он заявил, что в последний раз подобное предложение делал ему человек, работающий в правительстве США. [7]

Несколько месяцев спустя Хаббард вновь пожаловался на шпионаж коммунистов в саентологических организациях. Он привел примеры внезапного сумасшествия саентологов, и приписал это психиатрам, которые применили ЛСД. Он и не допускал и мысли, что вспышки безумия могли быть вызваны самой саентологией, повторяя, что с тех пор, как он предложил свои техники идеологической обработки министерству обороны, его организацию непрерывно атакуют. [8]

В сентябре 1955-го Хаббард опубликовал статью под заголовком «Психиатры», называя саентологию «единственным англосаксонским вкладом в сферу разума и духа» и настаивая, что саентологам следует информировать власти, если они подозревают, что кого-либо из их клиентов психиатры тайно подкармливают ЛСД.

В ФБР устали от посланий Хаббарда и прекратили подтверждать их получение. Один агент написал на одном из писем «похоже, психический». Позднее Хаббард частным образом признался, что и сам принимал ЛСД. [9]

В конце 1955-го «Офис Хаббарда по связям» в Вашингтоне опубликовал любопытный буклет под названием «Промывание мозгов», который якобы был русским учебником «психополитики», написанным главой тайной полиции русских, Берией. Сохраняя таинственность, Хаббард утверждает, что буклет появился анонимно и упоминает немецкое издание 1947-го года. Здесь он был найден в Библиотеке Конгресса. В библиотеке нет никаких записей о такой немецкой книжке. Версия, опубликованная саентологами, не могла быть написана ранее декабря 1953-го, так как там несколько раз упоминается «церковь саентологии». В действительности, автором «Промывания мозгов» был не кто иной, как Л. Рон Хаббард. Есть два свидетеля, да и литературный стиль, наряду с подходом к материалу, предлагают нам дополнительные доказательства авторства Хаббарда: [10]

«Вы должны работать до тех пор, пока «религия» не станет синонимом «безумия». Вы должны работать до тех пор, пока чиновники города, округа и штата не начнут задумываться о последствиях своих действий, прежде чем нападать на религиозные группы как на врагов общества… Подобно чиновнику, добросовестный лекарь от медицины тоже считает, что хуже всего, это если она [религия] окажется его опасным конкурентом».

Хаббард усердно старался получить выгоду из повышенного интереса к промыванию мозгов, актуальной после возвращения военнопленных из Северной Кореи темы в США. Он был готов заразить своих приверженцев паранойей, и в буклет делался акцент на грандиозный заговор якобы направленный против Хаббарда и его организаций.

В 1956-м Хаббард рекомендовал саентологам вербовать новых людей, размещая в газетах следующие объявления: «Жертвы полиомиелита. Научному фонду, исследующему полиомиелит нужны добровольцы, страдающие от последствий заболевания, для научных работ».

Хаббард говорил, что «научный фонд» может также давать объявления для астматиков или больных артритом. Далее: «Любой одитор где угодно может назначить себя священником или одитором, научным работником в области любого заболевания… Лучше всего, если священник будет проводить исследование как представитель «благотворительной организацией».

Хаббард также рекомендовал своим последователям «контакт с жертвами несчастных случаев»: «Каждый день в газетах можно прочитать о людях, которые так или иначе пострадали. Неважно, перенесли они душевную или физическую травму… Можно взять ежедневную газету… вырезать из нее все истории, в которых речь идет о потенциальных преклирах… Как можно быстрее нужно сделать личный звонок понесшему утрату или пострадавшему… представиться этому человеку или семье этого человека священником, чье сострадание вызвала статья в газете».

Эта стратегия подчеркивает хладнокровие, которое саентология постепенно прививает своим приверженцам. Сострадание становится тактическим спектаклем, а не естественным чувством. «Сочувствие» не одобряется как низкий «эмоциональный тон», а слово «жертва» - предмет насмешек. У саентологов даже есть курс, в котором требуется, чтобы студенты шли в госпитали и, представляясь «добровольными священниками», применяли на пациентах методы саентологии, побуждая их заняться ей. [11]

Хаббард также делал заявления, что его «технология» может работать с последствиями радиоактивных осадков. В 1956-м он прочитал серию лекций в Вашингтоне названных «Лекции противорадиационного конгресса». В апреле 1957-го он провел «Лекции Лондонского конгресса по ядерному излучению и здоровью» в зале Королевского научного общества. Три из этих лекций были сжаты и стали главами книги «Все о радиации», якобы написанной «физиком-ядерщиком и доктором медицины». Физик-ядерщик это Рон Хаббард, а доктор медицины спрятался под псевдонимом Медикус (в Библиотеке Конгресса он числится как Ричард Фарли, вполне возможно, псевдоним Хаббарда). В разделе, написанном Медикусом, нам говорят, что «некоторые последние работы Рона Хаббарда и саентологической организации Хаббарда показали, что может помочь простая комбинация витаминов в необычных дозах. Очевидным результатом было облегчение последствий и повышенная стойкость к радиации». [12]

В то время как в США от преследований за претензии на чудесные исцеления можно было защититься первой поправкой о свободе вероисповедания, со стороны Хаббарда было глупо продавать свою смесь витаминов как специальное средство от лучевой болезни. В 1958-м управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов арестовало партию из 21 000 таблеток «дианезина», которые сбывались саентологической компанией «Центр распространения». Таблетки уничтожили, поскольку в их маркировке утверждалось, что они предназначены для профилактики и лечения лучевой болезни. [13]

Это был не последний конфликт Хаббарда с управлением по санитарному надзору, и не последний случай, когда он утверждал, что имеет средство от последствий облучения. Саентологи до сих пор рекламируют «Все о радиации» рекламным листком, который гласит, что «Л. Рон Хаббард открыл формулу, которая может сделать человека невосприимчивым к радиации». Саентологи считают, что огромные дозы ниацина, тип витамина В3, защитят их от разрушительного влияния облучения в случае атомной войны.

Церковь столкнулась с другими юридическими сложностями в США. Одно из возможных преимуществ именования организации «религиозной» заключалось в праве потребовать освобождение от налогов. Церковь Вашингтона получила такой статус в 1956-м, и вскоре к ней присоединились другие церкви. Затем в 1958-м в освобождении от уплаты налогов было отказано. Церковь Вашингтона подала иск в претензионный суд США. Налоговый суд постановил, что освобождение отменили справедливо, потому как Хаббард и его жена получают финансовую выгоду от деятельности церкви саентологии, которая превышает разумное вознаграждение.

С июня 1955-го по июнь 1959-го Хаббард получил от церкви саентологии 108 000 долларов, в довесок к оплате всех расходов на использование автомобиля. Церковь содержала его частную резиденцию весь 1958-й и 1959-й год. Его семья, включая ЛРХ-младшего и дочь Кэтрин, также присвоили тысячи долларов. Мэри Сью Хаббард извлекла свыше 10 000 долларов дохода, сдавая собственность церкви. И кроме всего этого Хаббард получал свои десятины (десять процентов или больше) от саентологических организаций по всему свету. Вопреки заявлениям Хаббарда, саентология и дианетика определенно были бизнесом, коммерческой организацией, управляемой Хаббардом для личного обогащения. [14]

В 50-е саентология старалась создать хороший общественный имидж. Терапия стала религиозной практикой, сравниваемой Хаббардом с христианской исповедью, а терапевты стали священниками. Были собраны атрибуты религии, включая пасторское одеяние с белым воротничком и ритуалы бракосочетания, погребения и крестин. [15]

Вспышки ярости Хаббарда затерялись в сумбуре новых процедур одитинга. Его паранойя стала сдержаннее, хотя лидерам церкви велели прекратить общение с критиками саентологии, которых Хаббард назвал «торговцами хаосом», что было началом доктрины «разрыва». [16]

Широкой общественности саентология представлялась как гуманное религиозное движение, целью которого является благо всего человечества. Его противники были опасными врагами свободы, и их клеймили такими эпитетами как коммунист, гомосексуалист или наркоман. Оппонентов изображали как участников хорошо продуманного заговора, желающих заставить Хаббарда замолчать, и накрыть Землю «тенями ночи».

Своим членам саентология представлялась как наука, освобождающая человека от всех неспособностей и раскрывающая в нем невиданный прежде потенциал. Для церковных иерархов саентология была единственной надеждой человечества, и должна была быть защищена любой ценой. Хаббард был почти мессией, чьи мудрость и видение намного превосходили возможности любого смертного. Заповеди Хаббарда порой были необъяснимы, но его слова были законом.

«Руководство по правосудию» Офиса Хаббарда по связям сформулировало закон для штатных сотрудников саентологии. В нем Хаббард написал: «Люди атакуют саентологию; я никогда не забываю это и всегда сравниваю счет».

«Руководство по правосудию» ввело всеобъемлющую «разведывательную» систему в организации Хаббарда. Хаббард писал: «Разведка – это главным образом сбор о людях сведений, которые могут являться кратким изложением их правильных и неправильных действий… Она производится все время в отношении всего и всех… Когда где-то возникает давление на саентологию, мы принимаемся за вовлеченных в это людей и выпалываем их».

Если «разведка» терпит неудачу, наступает черед расследования: «Когда нам нужно не давать покоя кому-нибудь, мы расследуем… Когда мы расследуем, мы всегда делаем это очень шумно. И обычно расследование глушит проблему, даже если мы не находим относящихся к делу фактов. Запомните это – с помощью одного только расследования мы можем сдержать давление и сокрушить необузданных людей и неэтичные «дианетические и саентологические» организации», и «разведку мы проводим шепотом. Расследование мы проводим с криком. Всегда».

Хаббард объяснял штатным сотрудникам: «Вы когда-нибудь думали о том, что любая враждебность по отношению к саентологическим организациям разжигается кем-нибудь намеренно? Так вот, дело в том, что… слухи не «естественны». Когда вы проследите их до источника, вы найдете коммуниста или миллионера, который хочет нашей смерти… Вы обнаружите среди наших порядочных людей какого-нибудь червяка, которому пообещали должность и зарплату получше, если мы потерпим неудачу… Когда вы найдете преступника, переходите к следующему шагу, Суд и Наказание».

Инструкции Хаббарда использовать частных детективов, конечно же, следовали в церкви саентологии в последующие годы. Читатель конфиденциального руководства узнает, что: «Из двадцати одного человека, атаковавших саентологию… в отношении восемнадцати было проведено расследование, и они оказались либо членами коммунистической партии, либо преступниками, но обычно и то, и другое. Запах полиции и частных детективов заставил их сбежать, свернуть свою деятельность, признаться. Нанимайте их и не беспокойтесь о расходах».

Журнальные статьи, неблагоприятные для саентологии нужно встречать письмом с требованием опровержения, за чем должно следовать расследование в отношении автора и его «криминальной или коммунистической подноготной», проводимое частным детективом. Журналу нужно пригрозить судебным разбирательством, а автору послать «очень мучительное письмо… напишите, что вы знаете о нем кое-что интересное», и пригласите на встречу. «…есть вероятность, что он не придет. Но наверняка он замолчит, трепеща от страха».

В разделе «Суд и Наказание» «Руководства по правосудию» Хаббард написал:

«Возможно, мы единственные люди на Земле, у кого есть право наказывать… никогда не наказывайте сильнее, чем сможете потом исправить одитингом [сложное место – в организации, где верят, что могут исправить вред травм прошлых жизней и смертей]. Наше наказание не так безгранично, [sic] как вы могли подумать. Дианетика и саентология это науки, которым приходится защищать себя. Тот, кто атакует их, атакует все знание о разуме… Эти люди умирают из-за того, что атаковали нас – например, д-р Джо Уинтер. Он просто понял, что он сделал и умер. Эти люди становятся банкротами из-за своих атак – Перселл, Риджвей, Сеппос [Риджвей и Сеппос издали «Дианетику» в Англии и США соответственно]».

В «Руководстве» Хаббардом предложены довольно мягкие наказания, главным образом состоящие из отмены всех сертификатов, выданных организациями. Он предлагал «пристрелить нарушителя ради общественного блага, а затем тихонько заштопать его». Создавалось настроение, в котором штатные сотрудники становились «регулярными агентами» [deployable agents – прим. перев.], как социолог Рой Уоллис назвал сторонников Хаббарда в своем великолепном исследовании саентологии. В конце концов, Хаббард даже не говорил о такой вероятности, что жалоба на него или на саентологию может быть оправданной. Тактика «шумного расследования», разработанная в «Руководстве» стала означать преследование клеветой. Конечно, Хаббард не возражал, если клеветы было больше, чем нужно, или даже если все было чистой выдумкой. Если вы швырнете достаточно грязи, что-нибудь да прилипнет. «Руководство по правосудию» ясно предлагает откровенный шантаж.

Саентологические организации стабильно росли, и весной 1959-го года Хаббард приобрел у махараджи из Джайпура поместье в живописной местности Суссекса возле деревни Сент-Хилл, в нескольких милях от Ист-Гринстеда.


Сноски и дополнительные источники:

[1]. Professional Auditors Bulletin 74, "Washington Bulletin no.1," 6 March 1956 (only in original).

[2]. L. Ron Hubbard Jr., transcript of Clearwater Hearings vol.1 p.286, May 1982; Wallis, The Road to Total Freedom, p.128.

[3]. Vol 12. pp. 1976, 26, 4619 of transcript of Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153; exhibit 500-4V in ibid.

[4]. Technical Bulletins of Dianetics & Scientology vol.2, p.32; St Petersburg Times, "Scientology," p.17.

[5]. Technical Bulletins of Dianetics & Scientology vol.2, pp. 84, 124; Purcell quote - "Dianetics Today" newsletter, January 1954.

[6]. Vol 12. pp. 2008, 26, 4643 of transcript of Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153; exhibits 500-5 and 500-5F in ibid; Kima Douglas in vol. 25, p.4435 of ibid.

[7]. Hubbard letter to FBI, 29 July 1955.

[8]. Hubbard letter to FBI, 7 September 1955.

[9]. Interview with David Mayo, October 1986, Palo Alto.

[10]. Technical Bulletins of Dianetics & Scientology vol.2, pp.309, 312; letter to the author from Henrietta de Wolf; interview with former executive at Washington, DC.

[11]. Hubbard, The Volunteer Minister's Handbook (1979), p.77, part K.

[12]. Technical Bulletins of Dianetics & Scientology vol.2, pp.378, 364; vol.3, p.27; dustwrapper of All About Radiation.

[13]. Wallis, pp.190, 128.

[14]. Sir John Foster, Report into the Practices and Effects of Scientology (HMSO, 1971), para 118.

[15]. Donna Reeve in vol. 24, p. 4185 of transcript of Church of Scientology of California vs. Gerald Armstrong, Superior Court for the County of Los Angeles, case no. C 420153.

[16]. Philadelphia Doctorate Course #21.

Дополнительные источники: Technical Bulletins of Dianetics & Scientology vol.1, p.298; vol.2, p.32, 157, 267-9, 353-5; What Is Scientology? (1978 ed.), p.142, 154.


Назад
3.4. - Знание о том, как знать
Содержание Вперед
3.6. - Владелец поместья

Original text is © Jon Atack; 1990
Русский перевод © Алексей Матвеев, Алексей Кондрашов; 2007
Переработка оригинальной html-версии для русского перевода © Алексей Кондрашов; 2007