Знание делает человека рабом. Понимание дарит ему свободу. Практические умения дают способность справляться с проблемами

Знание делает человека рабом. Понимание дарит ему свободу. Практические умения дают способность справляться с проблемами

от Евгений Волков -
Количество ответов: 2
Дмитрий Калинин
4 ч · 
 
[Выделение жирным шрифтом моё. — Е.В.] 
 

Вчера за ежевечернечайным обсуждением с женой околопедагогических проблем родилась такая фраза:

"Знание делает человека рабом. Понимание дарит ему свободу".

Знание, как это делается, заставляет делать это именно так и больше никак, а понимание того, что при этом происходит, дает свободу самому выбирать, как это сделать.
Но еще важнее то, что знание держит человека в постоянном страхе - страхе сделать не так или оказаться в ситуации, для которой нет готового решения
Еще хуже, когда такой человек попадает на руководящую должность. Тут страх расцветает в полную силу и появляются законы, инструкции, приказы и распоряжения запрещающие все и вся, а еще лучше предписывающие делать это только так. И это не нежалание отвечать за последствия. Это неумение себе их представить.
Стоит одному дураку сделать что то по-дурацки, как сразу появляется приказ, который тысячу умных людей заставляет прыгать через грабли и изворачиваться ужом. 
Самое жуткое в том, что таких людей становится все больше не только в нашей стране, и в том, что современное образование плодит их в еще большем количестве.

Комментарии
Татьяна Сердечная
 
Татьяна Сердечная У нас всегда считалось, что знания без понимания не существует. То есть - информация в голове вовсе не означает, что человек владеет знанием...
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Я уже давно убедился, что очень многие люди не замечают разницы между "понял" и "рассказал как понял".
Татьяна Сердечная
 
Татьяна Сердечная Dmitry Kalinin , а ещё лучше - сделал, если понял
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Это уже другой аспект того же. Любое знание должно стать инструментом для чего то, а не объектом изучения с туманным объяснением, что оно когда то пригодится в жизни.
Я каждый день вижу абсолютную бесполезность изучения компьютера, Ворда, Экселя, Джавы
 и ПХП. Но когда дети решили віпускать свою газету, то использовали и Word и Corel Painter и Ventura Publisher. Не буду судить какая получалась газета, но программы они освоили в совершенстве.
http://hllab.dp.ua/Scout/scountry/index.htm
Архив газеты для родителей и друзей скаутского ролевого клуба Земноморье в формате PDF
HLLAB.DP.UA
 
 
Татьяна Сердечная
 
Татьяна Сердечная А в остальном - соглашаюсь
Яков Фельдман
 
Яков Фельдман жить под приказом хорошо не бывает - что под умным, что под дурацким
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Умным приказ не нужен.
 
Яков Фельдман
 
Яков Фельдман понимание то уровень 6, знание без понимания видимо уровень 4. Свобода поступка - уровень 5, свобода идей - уровень 7.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Хреново когда уровень два руководит уровнем 7.
Обычно уровень 2 издает законы и пишет приказы, а уровень 4 методички и инструкции.
У меня это соответственно:

2 - пошаговое мышление
4 - последовательное
6 - логическое
8 - интуитивное
Яков Фельдман
 
Яков Фельдман 2 вообще не движется, а только отличает хорошее от плохого. Линейное - пошаговое это уровень 3. Но чтобы держать в голове много алгоритмов пусть и пошаговых это уже 4. 5 - выбор, ветвящийся алгоритм с неопределенностью. 6-логическое обоснование. 8 - интуитивное движение. 7 оригинальная идея.
Яков Фельдман
 
Яков Фельдман там еще "может-должен" посадили солдата армией командовать - должен но не может. Обычно писаки 45 и 34 соответственно
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Обалденно интересно наблюдать людей разных типов в процессе подготовки и руководства ими туристскими походами и альпинистскими восхождениями. Гораздо печальнее пересчитывать количество трупов и ясно понимать почему они появились и то, что все они были предопределены и "запланированы" заранее.

всего слов - 582

В ответ на Евгений Волков

Re: Знание делает человека рабом. Понимание дарит ему свободу. Практические умения дают способность справляться с проблемами

от Евгений Волков -

Мне кажется, одной из главных проблем нашего, и не только нашего, образования является то, что учитель математики математиком по сути на является, а учитель физики далеко не физик. Мало того, настоящему физику, математику, опытному программисту или талантливому столяру преподавать в школе запрещено законом, если у него нет диплома педвуза с записью о соответствующей специальности. Но не секрет, что на педфак идут те, кому не хватило баллов на английскую филологию, а на "ручной труд" вообще от полной безысходности.
Но дело здесь не сколько в низкой квалификации, сколько в глухом непонимании целей и подмене понятий. Наиболее показательна в этом смысле школьная информатика, в последнее время фетишизированная до состояния идола современного технического прогресса, а на деле являющаяся идеальным орудием убийства мышления и так уже изрядно подпорченного "ранним развитием" и "подготовкой к школе".
За редким исключением, большинство учителей информатики не в состоянии воспринимать то же программирование как инструмент для творчества, а видят в нем только объект изучения и для них это не средство, не путь к цели, а сама конечная цель.
Естественно, обученные и воспитанные таким образом дети не видят в Java или C++ способа выражать свои мысли и возможности создавать программы, пусть даже ради получения за это соответствующей оплаты. Для них знание программирования это как бы сертификат, позволяющий занять некую должность для которой предусмотрен определенный оклад. Так же и в академических науках, где "научный вес" определяется не реальными достижениями, а "тоннами изгрызенного гранита".
Конечные потребители этого, так сказать, "продукта" ничуть не лучше. Читая типичные объявлений IT-компаний о вакансиях так и хочется написать:
"Рок группе требуется музыкант имеющий двухлетний опыт игры на бас-гитаре и умение петь фальцетом" 
или
"Ресторан примет на работу шеф-повара в совершенстве владеющего кастрюлей, сковородкой, миксером и блендером".

Фото Дмитрия Калинина.
 
Комментарии
Serg Berk
 
Serg Berk навряд чи це проблема тільки нашої освіти.дев'ять із десяти найбагатших айті бізнесменів не мають повної вищої освіти.Включаючи Гєйтса та Джобса-світла йому пам'ятьПоказать перевод
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Команда разработчиков Privat-24, i-gov и первой в восточной Европе электронной системы межбанковских платежей пришла из конструкторского бюро "Южное" и большинство из них по образованию ракетчики, а не программисты. А вот те, кого "учили на программиста" настоящими программистами, как правило, не становятся.
Olga Kolendovska
 
Olga Kolendovska Дмитрий Калинин - про "тех кого учили" - маячня, простите
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Olga Kolendovska Чем вы мотивируете ваше утверждение? У вас есть опыт руководства программными проектами?
Olga Kolendovska
 
Olga Kolendovska Дмитрий Калинин ваши утверждения изначально ложны. Нельзя утверждать, что вся команда разработчиков не учились на программистов. Неопределенно понятие "настоящие программисты". Ну, и да, мой опыт общения и наблюдения опровергает ваше утверждение, что те, кого учили на программистов, не стали программистами, чтобы вы не имели в виду под "настоящими".
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Если для вас программирование, это умение перевести готовые спецификации с русского языка на Java, то да. Для меня программирование что то несколько большее, чем кодирование и отличается от него так же как живопись от окраски заборов.
Olga Kolendovska
 
Olga Kolendovska Дмитрий Калинин демагогия, простите. Ваше утверждение от этого не становится истеннее.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин "Сложно говорить о вкусе омаров с теми, кто их никогда не ел". (С) М. Жванецкий.
Olga Kolendovska
 
 
Михаил Кушнир
 
Михаил Кушнир Странный текст. Массовая профессия, формальные требования, формальное отношение. Даже целей деятельности нет– каждый их может интерпретировать по своему. Какие претензии к учителю?
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Массовая профессия, массовое производство, массированная реклама, те же товары другого цвета или в другой упаковке, автомобили отличающиеся только эмблемой фирмы...
Джобс умер, Крей умер, Гейтс моложе меня на месяц. Кто следующий? Кто придет им на смену?
Михаил Кушнир
 
Михаил Кушнир Искусственный интеллект. Я согласен с пафосом. Не согласен с обобщением. Система в целом осталась в прошлом веке. Иная структура должна быть. Не к учителю претензия.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Вы либо не поняли моего поста, либо у вас с утра настроение поспорить 
Беззаветная вера в искусственный интеллект, который вот-вот решит все проблемы таки доведет человечество к краху. А пока я вижу, что человеческий интеллект становится все более и
скусственным.
И еще неуемное стремление к новому, только потому, что оно новое и критика старого, о котором критикующие имеют весьма смутное понятие.
Система даже близко не похожа на систему прошлого века. Чисто внешний вид может и не изменился, а вот внутри она уже профанирована до безобразия и прогнила окончательно буквально за последние 20 лет.
Михаил Кушнир
 
Михаил Кушнир Система может прогнить сколь угодно сильно, но оставаться старой. С образованием так и есть, на мой взгляд. Некоторые шторочки на гнилых конструкциях не должны обманывать. А инскуственный интеллект уже очень даже продвинулся. В моем ответе был, конечно, стеб, но это объективная реальность. И весьма мощная. Пока первые шаги, но они будут стремительными. Недооценивать их нельзя.
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Згодна, що в конкретному данному випадку претензій до вчителя бути не може. Що держава оплачує, те вона і має. А з нею і всі іншіПоказать перевод
 
Игорь Кочет
 
Игорь Кочет Пойдет ли реальный программист, способный своим умом зарабатывать допустим 30 000 грн , на зарплату допустим в 4 000 ? Наврядли. 
В наше время воспользоваться услугами настоящих специалистов несложно, но не все готовы за это платить.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин У меня есть на примете пара великолепных столяров, которые имею опыт работы с детьми и с удовольствием работали бы в школе, но не имеют права, поскольку у них нет педдиплома. А тем, у кого он есть, опасно давать руки рубанок или стамеску.
Игорь Кочет
 
Игорь Кочет У меня есть знакомый столяр который проводит мастер-классы с детками и родителями. Куча инструмента, материала и душевный подход.
Мы конечно возлагаем надежды на классическую школу, но когда там три рубанка на двадцать карапузов и станок с вечно сгоревшим мотором, то делать там нечего.
Юрий Черешник
 
Юрий Черешник Игорь Кочет , а когда там на уроке информатики все еще по два-три человека за компом (как в нашем с тобой босоногом детстве)? при том, что цена компов тех конфигураций реально смешная? и эти учебники по куче кг и далеко не везде можно пользоваться планшетом на уроке или например, оставлять набор книг в классе.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин А что там должно быть, если магистральное направление педагогики: рассказали - запомнил - повторил, спросили "Понял?" - рассказал, что понял (сыграл для учителя заказную пьесу).
Кто поверит, что рукоделие, ремесла, искусства и технологии даже еще более
 важные занятия, чем математика или письмо. Именно они в большей степени развивают мышление, воспитывают чувства и формируют характер? 80% родителей за то, чтобы вообще убрать это из учебной программы. Ведь моя детка не будет столяром. Она будет криворуким и тупым юристом.
А у нас все есть.
Фото Дмитрия Калинина.
 
Юрий Черешник
 
Юрий Черешник ребята, я работал в школе. частной и государственной. мой универский диплом дает такую возможность. но - я работал там после универа (на 5-том курсе даже), тогда я ничего не мог дать кроме пересказа учебника. сейчас могу. возможно займусь этим если стану богат и мне будет плевать на деньги. но не о том. те, люди которые после универа так и остались в системе образования - до сих пор пересказывают учебники. а люди, которым есть что дать - действительно официально в школе работать не могу (решаемо, но по закону нельзя)
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Більшість тих, хто знає як, не вміють це пояснити. Тож не всі фахівці можуть викладати. Педагогіка це мистецтвоПоказать перевод
 
Скрыть 16 ответов
Юрий Черешник
 
Юрий Черешник але якщо викладає не фахівець є ризик отримати "мистецтво для мистецтва", а освіта все ж має нести певні соціальні функцііПоказать перевод
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Юрій, всі хто приходять працювати в школу, маю спеціальну освіту. Наприклад, я - історик. Тож шкільний рівень я розкажу завжди. А якісь спеціальні дослідження з окремих напрямків дітям і не потрібні. Вони навіть і не зрозуміють про що мова. Те саме і відносно математики, фізики і інших предметів.Показать перевод
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Ирина Литвиненко Давайте о истории. Выпускник ВУЗ с дипломом историка, который знает исключительно историю, может ли интересно рассказать о периоде промышленной революции в Англии. Ну так, чтобы дети не под диктовку написали в тетрадях и могли объяснить что у них там на страничке?
Фото Дмитрия Калинина.
Юрий Черешник
 
Юрий Черешник Ирина Литвиненко можете дати лінк на ваші праці з історіі? просто цікаво. про спец дослідження - частково згоден, але не зовсім так. лише людина яка " в темі" може розповідати просто про складне та подавати актуальну інформацію (бо в програмі вони буде через кілька років в крашому випадку). я можу помилятися звичайно...Показать перевод
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Юрій, що саме вас цікавить? Який лінк? В мене немає монографії. Якщо це мається на увазі. Є лекції. Хочете мене почути, зайдіть на Ютуб. Я там викладала. І питаннячко. Навіщо вам це?Показать перевод
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Історик багато чого може розказати. І ні, історику не потрібно ще хімія, фізика, математика, щоб бути істориком. ВибачтеПоказать перевод
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Если для младшей школы главной наукой является природоведение, то по моему мнению, главной наукой средней является как раз история. Только история это не список дат фамилий и количеств участвовавших в битвах спартанцев.
Историю древней Греции нужно учи
ть вместе с греческой физикой и математикой, литературой и поэзией, театром и экономикой.
Только повторив путь познания можно не только запомнить, но и самому открыть понять и включить в свое мировоззрение теорему Пифагора, закон Ньютона, устройство паровой машины и принципы радиосвязи.
https://www.facebook.com/profile.php?id=100007726534949...
Фото Елены Лиходед.
Фото Елены Лиходед.
Фото Елены Лиходед.
Фото Елены Лиходед.
Фото Елены Лиходед.
+27
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Дмитрий, я не згодна. Мені, наприклад, значно цікавіше не теорема Піфагора А його філософія. Так само і з Н'ютоном. Закони фізики не цікаві, цікавий тільки вплив на суспільство. От уявляєте! Є люди , яким не цікава фізика. І хімія. І біологія. А от історія, політологія, право, теологія, культурологія, класичні мови цікаві. І таке буває))))Показать перевод
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин То есть учитель может и должен быть тупее детей, которым и физика и химия и история потрібна?
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Дмитрий, я особисто була свого часу у фіз.мат.класі. Потім отримала економічну освіту. Після цього прийшла на перший курс істфака. І дуже жалію, що в мене не було вибору , що вчити. Бо ніякої математиці у моєму житті б не було. А були б класичні мови і історія. 40 годин на тиждень. Це якби я обирала. А було все навпакиПоказать перевод
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин А я не помню, чтобы меня вообще чему то учили. В школе увлекался радиоэлектроникой, которую нам не преподавали. Потом радио слилось с всеобщим увлечением электрогитарами. Первая запись в трудовой - звукорежиссер ВИА "Водограй".
Поступил в "самый близки
й к электронике ВУЗ Днепра, а оказался математиком (специалистом по Теории автоматического управления). Там потребовалось умение программировать, которое в те годы еще не преподавали. Освоил сам.
Диплом защитил по цифровой электронике плюс программирование, а распределили проектировать гидроприводы рулей баллистических ракет. Освоил первые в стране ПК и свежеукраденный Autocad, Придумал собственный графический язык и компилятор с него.
Увлекся туризмом. Стал инструктором и чемпионом Украины. Преподавал на курсах туристских инструкторов.
Когда ракеты стали не нужны вдвоем с женой занимались созданием АСУ предприятиями. Пришлось осваивать базы данных, новые языки, бухгалтерию, экономику и организацию производства плюс сетевое планирование.
Открыли детский клуб, сначала туристский, потом скаутский плюс ролевой, потом универсальный. Ходили в походы играли в ролевые игры, ставили спектакли, издавали свою газету...
Потом была GPS-навигация (1990-е !!!), топография, историческая картография, археология...
Теперь это все сложилось как пазл в педагогику, психологию (в том числе возрастную и когнитивную) и социологию.
Что будет завтра, не знаю.
Юрий Черешник
 
Юрий Черешник Ирина Литвиненко просто цікаво. а можна лінк на ютуб?Показать перевод
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Юрій, А ви так знайти не в змозі? Моє ім'я вам відоме. В чому проблема?Показать перевод
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Дмитрий, А до чого тут це все? Я ж вас не питала , чому вам математика чи фізика цікавіПоказать перевод
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Я говорю о человеческом мышлении и о том, как оно сильно отличается у разных людей и о том как все таки добиться, чтобы вырастало побольше творцов и генераторов новых идей, людей умеющих не только повторить сказанное, но и придумать свое, не повторяющих заученные тело и мозгодвижения, а понимающих принципы и способных в каждой ситуации найти свое собственное решение проблемы, свой собственный путь к цели.
Ирина Литвиненко
 
Ирина Литвиненко Дмитрий, не треба нічого такого добиватися. Треба просто не заважати. І проблема тут не у вчителях. Проблема тут у самій системі. Наша держава це великий уламок совка. Але без цілей і задач, які були у совку. Тож вся система , як корабель без вітрил і руля. Зараз дітей просто навантажують . Бездумно. Я проти цього. Тому я і кажу, треба давати змогу дітям обирати предмети для навчання. І ще, зменшити навантаження тих предметів, які непотрібні.Показать перевод
 
Дмитро Засядько
 
Дмитро Засядько "Для них знание ... это как бы сертификат, позволяющий занять некую должность для которой предусмотрен определенный оклад." - думаю, такое мировоззрение и есть основная проблема высшего образования в Украине  да и на всей бывшей советской территории. Теперь эта "маячня" разбивается об реальность "капиталистического" рынка труда, где нужны умелые работники и умные спецы, и желательно недорого, а не бараны с дипломом, требующие "свою пайку", потому что "у них же диплом есть". В результате у нас набор в вузы постепенно снижается. Ибо родители "баранов" начинают понимать, что дурака учить - только деньги и время потратить. Да и не у всех родителей есть такие доходы, чтобы оплатить учёбу детёныша без гарантий последующего его трудоустройства на жирную должность.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Тут есть еще один аспект. Высшее образование позволяет родителям еще на пять лет отложить вопрос "Куда девать этого обалдуя?". И за это многие родители готовы платить.
 
Александр Генельт
 
Александр Генельт Полностью согласен! Особенно про искусство использования кастрюли. Очень точное сравнение!

всего слов - 2481

В ответ на Евгений Волков

Re: Знание делает человека рабом. Понимание дарит ему свободу. Практические умения дают способность справляться с проблемами

от Евгений Волков -

Продолжаю свои вопли в пустыне 
Зомбированное рекламой стремление покупать все новое уже у нас в крови, и мы априори уверены, что любое новое лучше старого. Утверждение "Данная методика устарела" считается неопровержимым и не подлежит обсуждению. Нам уже стыдно пользоваться старыми проверенными методами, нам нужно только новое, пусть даже хуже старого или старое но перекрашенное в другой цвет или хоть названное по новому.
Но вот что интересно. Развитие идет по спирали и рано и поздно приходит время вспомнить старое на новом этапе.
Как ни странно, но ситуация сегодня и ситуация начала ХХ века очень похожи, только вместо механики, радио, автомобильных конвейеров - компьютеры, мобильная связь, интернет банкинг, 3Д-печать и оутсорсинг (скорее оутвокинг). И тогда и сейчас общество пережило революцию, но оказалось не готовым к жизни в новых условиях и настало время нового образования и новой педагогики - творения "нового человека". И именно тогда и появились Штайнеры, Ушинские, Спенсеры, Кей, Монтессори и еще десятки творцов новой личности.
Самое главное, что требования к этой новой личности сегодня точно такие же, что и в 1910 году И нам снова нужно идти тем же путем, руководствуясь теми же проверенными временем методиками, но заполнив их новым содержанием, но не просто новым (чем новее тем лучше), а специально подобранным на соответствие этим снова актуальным принципам.
Нам не нужно изобретать новый велосипед и уж тем более что то в нем менять так, чтобы он выглядел как "свежеизобретенный", потому что цели, ради которых мы им пользуемся не изменились. Но у нас есть возможность сделать его легче, удобнее, где то даже проще, но той же самой, проверенной временем конструкции. А если мы в нем что-то и принципиально меняем, то должны трижды подумать и хорошо понимать зачем.

Кто из великих по-настоящему трудился в интересах ребенка
HOCHU.UA
 
Комментарии
Лариса Кузьменко
 
Лариса Кузьменко Ну да! Любое новое - лучше старого. И это утверждение не отрицает главной мысли публикуемой статьи: педагог обязан честно, искренне, с любовью, пониманием и УВАЖЕНИЕМ относиться к ученику.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Прежде всего он должен понимать что он делает, зачем, какова его цель и перед самим собой нести ответственность за то, что получится в конце, даже если это будет через десять-двадцать лет. Тогда "честное, искреннее, с любовью, пониманием и УВАЖЕНИЕМ отношение к ученику" из разряда невыполнимых требований автоматически переходит в естественный инструмент достижения этой цели.
 
Olga Kolendovska
 
Olga Kolendovska В нашем дремучем лесу, где учителя преимущественно цитируют Макаренко и Сухомлинского - на самом деле все новое улыбаюсь))) Т.е. Не все, что для нас новое, на самом деле новое.
Дмитрий Калинин
 
Дмитрий Калинин Сегодня я вижу слишком много людей вдохновенно цитирующих Макаренко, Сухомлинского и даже Штайнера, но делающих так, как учили в ВУЗ-е и как делают другие.
Так и напрашивается строка из медицинского заключения:
"... по причине скучного и безрадостного 
детства, от тоски и безысходности, после тяжелой и продолжительной учебы, отягощенной патологическим желанием устроить личную жизнь, не приходя в сознание, закончила педагогический институт и поступила на работу в школу номер ..."

всего слов - 547