Главная Карта Поиск Новости Онтография Консультации
Facebook Расписание КОРНИблог Контакт/Contact

Джон Атак

~ КУСОЧЕК СИНЕГО НЕБА ~

Разоблачение дианетики, саентологии и Л. Рона Хаббарда

Перевод с английского Алексея Матвеева

(Опубликован на сайте http://www.kondra-show.ru/ в августе 2007 года)


Важное замечание! Данный перевод представлен для общего ознакомления с источником, поэтому его не следует рассматривать, как точное отражение оригинального текста. Помните, что эта публикация появилась усилиями людей, которые вносили свой вклад добровольно и бескорыстно. Переводчик стремился сделать работу настолько качественно, насколько мог, однако считает необходимым предупредить, что он никого ни в чем не заверяет и ничего не гарантирует. Только тщательное изучение оригинала самим читателем даст уверенность в его правильной интерпретации.

Источник текста на английском языке, использованный при переводе:

http://www.clambake.org/archive/books/apobs/


Назад
9.1. - Основатель
Содержание Вперед
9.3. - Законная дичь, этика и писание

~ Глава вторая: саентолог ~

«Но в открытом обществе, таком как наше,
люди могут верить во все, что им угодно,
собираться вместе и пропагандировать свои
верования. Если люди верят, что Земля
плоская, нет ничего, что могло бы помешать
им верить в это, говорить об этом и,
объединяясь, убеждать в этом других».

Судья Лейти.

Хаббард широко закинул свои сети. Саентология привлекает людей из самых разных социальных и интеллектуальных слоев, от рабочих до юристов, от сантехников до университетских профессоров. Фредерик Л. Шуман, профессор политологии в Колледже Вильямса, был восторженным сторонником и публично выступал в защиту дианетики в 1950-м, хотя вскоре он изменил свою линию и дистанцировался. В первых фондах работали психологи; на самом деле, Нью-Йоркский фонд был основан психологом Нэнси Роденбург. Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии, защищал ранние работы Хаббарда (хотя настаивал, что им необходимо научное подтверждение) и некоторое время получал дианетический одитинг.

Уже упоминались член Британского парламента Уильям Хэмлинг и бывший лейтенант-губернатор Западной Нигерии сэр Чандос Хоскинс-Абрахал. Два члена датского парламента некоторое время были саентологами. Несколько ученых из НАСА состояли в церкви. Доктор Дж. Л. Симмонс, который читал лекции по социологии в университетах Иллинойса и Калифорнии, написал приложение к «Дороге к полной свободе» Роя Уоллиса с резкой критикой авторского подхода и выводов. В то время Симмонс был убежденным саентологом. Возможно, после ухода из церкви он сожалел о некоторых заявлениях. В церкви состоял и физик-исследователь, бывший профессор Стэнфорда, Гарольд Путоф. Путоф, обладатель нескольких патентов в лазерных разработках, больше всего известен своими книгами по парапсихологии, написанными в соавторстве с Расселом Таргом. Инго Свэн, участвовавший в некоторых парапсихологических экспериментах Путофа и Тарга, также несколько лет был членом церкви. Его роман «Звездный огонь» стал бестселлером. Другой саентолог также написал бестселлер, роман о реинкарнации.

Несколько выпускников Оксфорда долгое время состояли в культе, равно как и ряд врачей, дантистов и юристов. Многие годы саентологи хвастаются приверженностью нескольких знаменитостей. Виртуозный исполнитель джаза пианист Чик Кориа состоит в церкви с 1968-го года и является ОТ, так же как и Стэнли Кларк, очень влиятельный джазовый музыкант. Кларк уже покинул церковь, но Кориа до сих пор в ней. «Невероятный струнный оркестр» [Incredible String Band] были саентологами и на своих концертах распространяли саентологическую литературу. Членами церкви являются актеры Джон Траволта и Карен Блэк, а также звезда «Уолтонов» Джуди Нортон-Тэйлор. Присцилла Пресли вовлечена уже много лет, а дочь Элвиса, Лиза Мэри, – член Морской организации. Некоторое время с саентологией был связан Ван Моррисон. Романист Уильям Берроуз стал клиром в 1960-м году, но позже в нескольких своих романах высмеивал это движение. Саентология также привлекла многих миллионеров и нескольких мультимиллионеров.

В большинстве культов есть единственный привлекательный момент, и таким образом они обращаются к специфической аудитории. Саентология утверждает, что у нее есть все и для всех: психотерапия, религия, образовательная система, методы реабилитации от наркотиков, движение за человеческие права и социальные реформы и системы управления бизнесом. Она духовная, умственная или материальная, в зависимости от склада ума человека, с которым имеет дело. Передовые группы саентологии обращаются к разной публике. Саентологов обучают быстро выделять проблемы индивидуума и вырабатывать подход, который вызовет интерес.

Самой спорной из всех приписываемых себе саентологией характеристик является религиозность. Является ли саентология «религией» - это вопрос дефиниции. Из-за очень расплывчатого определения религии в Соединенных Штатах установили, что в юридическом смысле слова саентология таковой является. Однако в США религиозный статус не дает автоматического освобождения от налогов, который саентологам пока не удалось заполучить. В Австралии саентология также признается религией, хотя суд добавил: «Безотносительно к тому, являются ли приверженцы просителя [Церкви саентологии] легковерными или введенными в заблуждение, и вредны ли и спорны практики саентологии или нет». Английские законы отличаются, согласуясь со словарями: в религии практикуется поклонение. В саентологии оно отсутствует, но она заявляет, что является религией в том же смысле, что и буддизм, без божеств, а, следовательно, без поклонения. Лорд Деннинг создал прецедент в Англии, согласившись с тем, что саентологию действительно можно сравнить с буддизмом, который, поскольку в нем отсутствует поклонение, юридически является не религией, а философией или образом жизни.

Саентологи охотно думают о своей практике как о психотерапии или религии, но немногие из них признали бы, что это система верований. Они убеждены, что это наука, основанная на интенсивных исследованиях Хаббарда. Это просто неправда. За тридцать шесть лет Хаббард не предложил ни одной работы, удовлетворяющей научным критериям.

Техники саентологии свободно встроены в порой извилистую философию. В ее сути относительно простая космология, которая начинается тремя «факторами саентологии». Так Хаббард объяснял происхождение жизни:

«1. Перед началом была Причина, и единственной целью Причины было создание следствия.

2. В начале и всегда есть решение, и это решение – БЫТЬ.

3. Первое действие бытийности – принятие точки зрения». [1]

Из этой точки зрения воспринимается вселенная. Первая «аксиома» саентологии – «жизнь в своей основе - статика», которая не имеет «ни массы, ни движения, ни местоположения в пространстве или во времени. Она обладает способностью постулировать и воспринимать».

Статика жизни чаще всего называется «тетаном». Тетан бессмертен и не обязан своим происхождением Богу. Он всегда индивидуален. [2] После начала тетаны породили «точки для восприятия» или «точки размерности», которые вызвали возникновение пространства. Тетаны согласились с тем, что точки размерности других тетанов существуют, и это соглашение породило Реальность. Реальность, то есть вся вселенная, - это «соглашение о видимости»; и материя, энергия, пространство и время (МЭПВ) существуют, поскольку тетаны согласны с тем, что они существуют. Но для продолжающегося существования необходимо наличие лжи («иной естности») в ткани этих аспектов реальности, ибо все, что воспринимается, как есть («естность»), прекращает существовать. Реальность для саентолога – это совместная мечта.

Тетаны – это всеведущие существа, которым стало скучно из-за отсутствия сюрпризов. Хаббард утверждал, что единственным и самым важным желанием всех существ является желание иметь «игру». Чтобы иметь «игру» необходимо «не знать» некоторые вещи, поэтому от ряда восприятий отказались («восприняли не как есть»). Со временем приходилось все в большей степени отказываться от восприятия и знания, и некоторые тетаны начали «игру» по созданию ловушек для других тетанов. Поверив, что можно причинить вред другим, тетаны изобрели раскаяние и стали наказывать себя за собственные «вредные» действия. Постоянной частью этого возложенного на себя наказания является ухудшающееся восприятие.

Одна вселенная закончилась, и началась другая, и было много вселенных, каждая становилась более прочной и надежной ловушкой, чем предыдущая. Существенной частью игры является «завоевание» материи, энергии, пространства и времени (МЭПВ) жизненной силой, тетой. В каждой вселенной тетаны все сильнее запутывались в МЭПВ, до такой степени, что они полностью начали отождествлять себя с ней, считать, что они и сами всего лишь МЭПВ. В настоящее время тетаны в трансовом состоянии, они забыли о квадрильонах лет существования и своей изначальной божественной силе, они даже тела покидать почти разучились.

Тем не менее, тетаны имеют способность «постулировать». Любые их намерения могут воплощаться. Негативные решения и мнения, или «плохие постулаты», создают негативную судьбу. Квадрильоны лет тетаны имплантировали друг другу гипнотические внушения, склеивали тетанов вместе (превратив большинство в «боди-тетанов»). Саентология стремится к уничтожению «иноопределенности» и возвращению тетану «самоопределенности», и, в конечном счете, «всеопределенности», чтобы он начал действовать на всеобщее благо.

Большую часть этих идей можно найти в других источниках. «Перед началом была Причина» очень напоминает исходное условие Дао Дэ Цзин. В «Бхагавад Гите» Кришна учит Арджуну, что он бессмертен и неуязвим, что жизнь – игра, и что в действительности другим невозможно причинить вред, поскольку они также бессмертны и неуязвимы. Слово, аналогичное «тетану», - «атман». Учение о реинкарнации присутствует в нескольких крупных религиях, не говоря уже о карма-випаке – мы пожинаем то, что посеяли. Акцент на развитие намерения, или способности постулировать, пришел в саентологию прямо из работ Кроули, где говорится о «телеме», или Воле, на развитии которой сосредотачивается большинство магических систем.

Резюмируя: Хаббард считал нынешнее состояние индивидуума лишением благодати, но собственной благодати человека, а не Божьей. Он считал тетана всемогущим индивидуумом, который постепенно ограничивал свою силу на протяжении «квадрильонов» лет, отчасти ради того, чтобы иметь игру, отчасти, боясь навредить другим. Он назвал эту деградацию «нисходящей спиралью». В саентологическом одитинге преклира направляют назад к инцидентам из прошлого, которые сформировали его способ мышления (и, следовательно, нынешние обстоятельства). Лучшее будущее может быть достигнуто через освобождение от последствий этой растянувшейся на квадрильоны лет работы над собственным состоянием и вины. Социологи используют термин «неогностицизм» для описания подобных верований, связанных с предполагаемой системой просветления (последователи многих раннехристианских гностических сект прилежно изучали пароли, которые откроют им путь на небеса после смерти).

Чем больше получает саентолог идеологической обработки, тем больше он склонен разделять такой взгляд на историю вселенной. Впервые сталкиваясь с прошлыми жизнями в одитинге, люди вспоминают жизни знаменитостей. Есть много Наполеонов и Иисусов. Некоторые сотрудники Офиса хранителя говорили мне, что расплачиваются за вред, который причинили в прежних жизнях, будучи офицерами гестапо или СС. Еще больше идеологической обработки – и человек начинает предлагать инциденты, произошедшие в космосе и на «станциях имплантов». Несмотря на это, ни от кого не требуется безоговорочное приятие космологии Хаббарда до уровней ОТ. ОТ3 – это точка отбытия. Если вы отказываетесь верить в Ксену или боди-тетанов, вы не можете двигаться дальше. Курсы, подводящие к ОТ3 (особенно Ступень 6, курс клирования, и ОТ 2) в действительности часть той же идеи, но загадочные процедуры не объясняются, пока преклир не доберется до уровня ОТ3, на котором узнает, что имел дело с имплантами ОТ3, которые необходимо было разрядить для безопасного выяснения ужасающей истины об этом инциденте. В любой данный момент большая часть саентологов еще не достигла ОТ3, поэтому они не знают его содержания. Для них это таинственное и влекущее обещание будущего освобождения, смертельно опасного для неподготовленных. За период свыше двадцати лет лишь несколько тысяч стали ОТ3, и многие решили, что, в лучшем случае, ценность этого сомнительна, в худшем – у кого-то съехала крыша. Секретные уровни вплоть до ОТ8 – просто продолжение идеи о боди-тетанах (спящие боди-тетаны, боди-тетаны в параллельных вселенных и т.д.).

В саентологии есть несколько важнейших догматов. Первый состоит в том, что человек в основе своей хороший (хотя это не относится к критикам саентологии, даже к тем, кто помог создать и поддерживал это движение. Все, кто критикует саентологию, неизменно злы). Цель саентологии состоит в повышении уровня эмоционального тона индивидуума до энтузиазма и выше. Саентологи считают, что любая проблема, физическая или умственная, существует, потому что в восприятии присутствует какое-то искажение (ложь или «иная естность»), благодаря которому проблема может существовать. Они мыслят позитивно, веря в то, что их «постулаты» сбудутся, и считают свои неудачи в жизни просто результатом постулирования без достаточной убежденности. Хаббард говорил, что умозаключения первичны по отношению к механике материи, энергии, пространства и времени. Поэтому саентолог относится ко всем проблемам, включая собственные, как к умственным в своей сути проблемам, которые сам человек и создал. Саентологи сохраняют непоколебимый оптимизм, родственный крайней доверчивости. ОТ умирали от рака, думая, что могут постулатами избавиться от него, избегая должного медицинского вмешательства.

Вопреки заявлениям о том, что приветствуются представители всех конфессий, саентология, по сути, антихристианская система верований. В конфиденциальных материалах Хаббард нападает на христианство как на «имплант», и говорит, что Христос был вымышленным персонажем. Он ругался на «жрецов». [3] Вера в реинкарнацию также необходима для прогресса даже на начальных уровнях саентологии. Саентологическая мораль противоположна христианской. Саентологи презирают некоторые фундаментальные христианские ценности, считая их недоразумением. Смирение вытесняется гордыней. Самокритичность считается опасной («никогда не оценивайте себя низко», цитируя Хаббарда). [4] Материальное богатство это добродетель. Благотворительность создает зависимость. В саентологии нет ни идеи Бога, ни милости Божьей. Саентолог – это тетан, который во всех отношениях «сделал себя сам».

Саентология несовместима и с другими верами. Буддист, к примеру, не может стать настоящим саентологом. В основе буддизма лежит уничтожение индивидуальности (анатта), в то время как саентология считает, что индивидуальность крайне важна и неуничтожима. Хаббард объявил йогу и другие мистические системы ловушками: «Сведения из Индии, даже обнаружившиеся в секретнейших таинствах… сознательно или несознательно начинены минами-ловушками». [5] При получении одитинга саентологу запрещают другие практики, включая медитацию. В одитинге есть специальные шаги для устранения приверженности к другим системам и верованиям. Саентология – единственный путь. Недавно саентологи щегольнули католическим священником в своих рядах. Он говорит, что конфликта нет, но на уровнях ОТ поджидают сюрпризы.

Хаббард также настаивал на «обмене». Несмотря на заявления церкви, никто никогда мне не рассказывал, что получил хоть час благотворительного одитинга от церкви. В саентологии считается аморальным делать что-то бесплатно. Считается, что умирающие от голода и калеки сами создали свою судьбу. Это сочетается с философией обмена, и в результате саентологи не занимаются благотворительностью, за исключением случаев, продиктованных саентологическими причинами или заинтересованностью в пиаре («обменом» здесь является положительное мнение публики о саентологии). Это может привести к тревожащему отсутствию чувства товарищества.

При первой встрече у большинства саентологов дружелюбное поведение, но это и неудивительно в группе, так активно стремящейся приобретать новообращенных. Для продвижения практики, которая якобы несет с собой жизнерадостность, необходимо выглядеть жизнерадостно. Членов МО обучают быть дружелюбными с публикой, но за закрытыми дверями они безжалостны и орут на своих подчиненных, напоминая им о «суровой реальности». Некоторые тайно тешат свое самолюбие тем, что они избранные, считая даже собственных клиентов лишь дойным скотом.

Саентологи зачастую самоуверенны и напористы. Им не позволяют обсуждать свои «кейсы» (трудности), и размышление о собственных проблемах не одобряется вне комнаты для одитинга. Также им воспрещается детальное обсуждение саентологии («вербальная технология») и высказывание критики. Это приводит к временному отключению аналитической способности, особенно когда применяется по отношению к самонаблюдению и самокритике. Саентологи часто принимают витамины вместо медицинских лекарств, избегая даже аспирина. До середины 1960-х Хаббард был не прочь переспать со своими студентками, хотя делал это осторожно. До начала 1970-х беспорядочность связей не была чем-то необычным, хотя, конечно, и не нормой. К тому времени, когда я попал в саентологию в 1974-м году, эти дни были уже позади. Мне не показалось, что саентологи особенно щепетильны, хотя членам МО запрещаются сексуальные отношения со всеми кроме законного супруга. Гомосексуализм вне закона. Хаббард настаивал, что эмоциональный тон гомосексуалиста – «скрытая враждебность»: все они без исключений готовы ударить ножом в спину.

В саентологических сообществах ограничена социальная жизнь – у них просто нет времени. Штатные сотрудники усердно работают, улучшая свои статистики, а саентологи из публики усердно работают, чтобы рассчитаться с долгами, в которые влезли, чтобы оплатить заоблачные цены саентологических курсов. Царит трудовая этика. Члены МО души не чают в богачах и знаменитостях.

Продавать саентологию другим финансово выгодно. Внештатные сотрудники (ВНС) получают десять процентов комиссии с любого одитинга, и пятнадцать процентов с любого учебного курса, который они продают. Встречаются даже саентологи, у которых это основной источник дохода; они оплачивают себе саентологические услуги, работая ВНС. Саентологических «регистраторов» (продавцов) прямо обучают методам жестких продаж. Они до такой степени верят в могущество саентологии, что готовы втолкнуть любого в серьезные финансовые проблемы, и многие люди благодаря саентологии терпят финансовый крах. Широко распространено верование, что люди автоматически смогут рассчитаться с долгами после того, как они пройдут саентологические курсы или одитинг, для которых они в эти долги влезли. Регистраторы получают комиссию с продаж, и обычно они единственные люди в организации, кто более-менее сносно зарабатывает.

Саентологов из публики неустанно и навязчиво вербуют в персонал. Присутствует стремление, как говорил Хаббард, «вербовать в изобилии». Студентов заботливо водят по разным отделам организации, когда они начинают или заканчивают курс. Вербовка является частью «направляющей формы» в конце каждого курса. Большинство саентологов проводят какое-то время в штате.

Почти все саентологи искренне хотят улучшить общество. Они пламенно верят, что их идеология – единственная надежда на лучший мир. Мотивы Хаббарда под вопросом, но мотивы подавляющего большинства саентологов – добрые. Они желают сделать людей счастливее и способнее. Ничто в их философии не противоречит получению за это комиссии, хотя большинство берут свою комиссию в виде саентологических «услуг».

В некоторых отношениях саентология хорошо подходит алчному промышленному веку. Она прославляет личное богатство и учит людей, что они не отвечают за то, что творится с миром. Она находится в согласии с современным обществом скорости, растущих статистик и увеличивающегося производства, сосредоточенного на количестве за счет качества. Она также заявляет, что практически «мгновенна», хотя за десятилетия шумной рекламы саентологи так и не смогли привести хоть одного человека в соответствие с критериями клира, изложенными в начальной книге Хаббарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Некоторые саентологи отдали почти сорок лет своей жизни и колоссальные суммы денег, так и не достигнув обещанных способностей состояния Оперирующий Тетан (ОТ).

Все члены церкви делятся на особые категории. Попав в группу, некоторые остаются «публикой». Они оплачивают одитинг и обучение и не становятся штатными сотрудниками. Другие не могут себе позволить заоблачные цены саентологии и вступают в штат миссий или организаций. Большое количество далее переходит в Морскую организацию. Большинство уходят из МО через несколько месяцев, и кончают тем, что выплачивают огромные суммы по «счетам нахлебников» за обучение, которое получили, находясь в штате. Иначе они не смогут получать никакие саентологические услуги. Все саентологические штатные сотрудники работают по контракту, и «счет нахлебника» выписывается любому, кто уходит до истечения срока контракта, независимо от того, контракт ли это на два с половиной года, пять лет или миллиард как в МО. «Счета нахлебников» часто достигают десятков тысяч долларов. Те, кто не вступают в МО или уходят из нее, часто чувствуют собственную вину или неполноценность.

Подобно различию между штатными саентологами и публикой, есть различие между теми, кто прошел уровни ОТ, и теми, кто нет. В любой данный момент большинство членов церкви не имеют никакого представления о содержании секретных уровней ОТ. Они преклоняются перед ОТ, считая, что те способны на всевозможные магические подвиги, обладая «способностями ОТ». Удивительно, насколько хорошо эта загадочность поддерживается, ведь ни одной достоверной демонстрации паранормальных способностей ни разу не было. Купаясь в восхищении, многие ОТ начинают верить, что они действительно обладают особенными психическими силами. Большинство поддерживают в непосвященных веру в эти фантастические идеи о состоянии «ОТ». Разочарованные ОТ обычно считают, что их неспособность к чудесам – их собственная вина, и избегают освобождать других от иллюзий, которыми Хаббард их одарил относительно этого состояния.

После многих лет утверждений о могуществе ОТ Хаббард изменил определение состояния в 1982-м году. Он сказал, что доступные уровни ОТ в действительности есть подготовка к настоящему ОТ, которому еще только предстоит появиться. Несмотря на это, каждый уровень наделяет получателя новым статусом, и ОТ убежден, что хранит опасную тайну. ОТ обычно верят, что влияют на события посредством своего психического могущества.

Система верований может создать сообщество, становящееся почти отдельным государством. Это, несомненно, верно в отношении саентологии. Сравнение с реальными государствами и их агентствами проливает новый свет на поведение саентологического сообщества. Хотя тоталитарная система коммунистического блока имеет больше параллелей с авторитарной и абсолютистской природой саентологии, корни Хаббарда – в американской почве. Благодаря, безусловно, очень полезному Акту о свободе информации и слушаниям в Конгрессе, гражданам стала доступна информация о деятельности правительственных агентств, и они имеют право открыто протестовать против злоупотреблений. Уотергейт, Ирангейт и разоблачение нарушающей международные законы деятельности ЦРУ радикально изменили общественное мнение. Стало очевидно, что в 1970-х в попытке поддержать и укрепить американскую мечту о демократическом мире свободных возможностей использовались безнравственные средства. Саентологи из публики и большая часть персонала сейчас в положении американского народа до того, как эта информация стала известна. Они верят, что церковь существует, чтобы «отклировать планету» и создать этичное общество. Как и в случае с погоней за американской мечтой, реальность показывает, что идеал очень запятнан.

Пока Хаббард был жив, он был больше чем президент, он был абсолютным диктатором, контролирующим саентологию посредством МО и ОХ, причем каждую из этих организаций использовал для проверки другой. Он обнаружил, что может направлять свои организации даже на совершение безнравственных и преступных действий, говоря о «наибольшем благе для наибольшего числа динамик». Хаббард был также единственным законодателем, создающим законы для саентологов. Не было ни конгресса, ни демократического правления, ни независимой судебной системы – ни одного церковного служащего с реальной властью.

Со смертью Хаббарда контроль перешел Дэвиду Мицкевичу, который управляет церковью посредством Морской организации. Со времени ее возникновения в 1967-м году МО остается военизированной структурой. Ее главной задачей является распространение саентологии с неукоснительным выполнением приказов руководителей. Члены МО подписывают кодекс поведения, который начинается словами: «Обещаю поддерживать, продвигать и приводить в исполнение командное намерение». МО всегда принимала активнейшее участие и в создании саентологии, и в ее поддержке, предоставляя саентологический одитинг и обучение.

МО управляет организациями и менее жестко миссиями. Организации и миссии не имеют никакого отношения к руководству и плохо осведомлены о его деятельности.

До того, как Офис хранителя оказался в руках посланников коммодора, это была самая мощная организация в саентологии. В ОХ имелись юридический, финансовый, разведывательный (или, эвфемично говоря, «информационный») отделы, а также отдел по связям с общественностью и «бюро социальной координации». К 1983-му году все отделы ОХ разделили друг с другом, и они оказались под контролем посланников вместе с МО.

Назначение отдела по связям с общественностью – бороться с дурными отзывами в прессе и делать успехи общеизвестными. Он попросту не сообщает о неудачах саентологам из публики. Когда проигрывается судебное дело или закрывается организация, саентологи узнают об этом только в том случае, если СМИ сообщат об этом. Более того, у саентологов чтение газет не поощряется. Когда нужно прокомментировать какое-либо событие, отдел по связям с общественностью следует проверенной временем практике «правдоподобного отрицания», которую так любят многие политики. В свободных странах свободная пресса, но в саентологическом сообществе это не так. Лишь во время крупных расколов (в начале 1950-х, в середине 1960-х и в 1980-х) было что-то напоминающее независимую прессу, которая пыталась проинформировать саентологов о неадекватности и преступлениях Церкви саентологии. Поэтому саентологи вне отдела пиар располагают очень неполной картиной.

Когда отдел по связям с общественностью терпит неудачу, за дело берется юридический, по крайней мере, в теории. Его миссия – заблокировать любую критику саентологии. Правительства также стараются заглушить оппозицию и перекрыть утечку дискредитирующей информации. Это особенно очевидно в тоталитарных коммунистических государствах, но и Западная Европа, как и США, не свободны от таких практик. Суды лишили бывшего агента ЦРУ Виктора Марчетти предполагаемого конституционного права на свободу слова, запретив ему делать любые заявления о ЦРУ без их одобрения. Когда это случилось, это оказалось новостью и уникальной для США ситуацией. В Британии согласно драконовскому акту о государственной тайне для любого правительственного служащего противозаконно раскрывать информацию, полученную во время службы. Неуклюжие попытки предотвратить публикацию «Ловца шпионов» Питера Райта показывают, на что готово пойти даже западное правительство, чтобы заглушить критику. Саентологи также используют суды, пытаясь заставить оппозицию молчать.

Когда терпит неудачу и юридический отдел, наступает черед разведки, с ее подразделениями по скрытому и открытому сбору информации. Это было личным ЦРУ Хаббарда, и подробности применявшихся им методов шокировали не только саентологов из публики, сотрудников организаций и членов МО, но даже многих из Офиса хранителя. Как и в обычной разведслужбе, информация становится известной лишь в самой необходимой степени. Разведслужбы также занимаются безнравственной деятельностью под предлогом «наибольшего блага для наибольшего числа динамик».

Разделив отсеки саентологии, Хаббард застраховал себя от того, что у кого-то может оказаться полная и истинная картина происходящего. Человек может действовать лишь на основе имеющейся информации, соединяя опыт и веру. Отдел по связям с общественностью пропускает информацию через цензуру и искажает ее, при этом не ощущая своей вины, ведь передача плохих новостей – одна из характеристик подавляющей личности. Поэтому обычно у саентологов мало точной информации. Что бы они ни думали об организации, они обычно убеждены, что их духовное и психологическое состояние улучшилось, и они чувствуют себя в большей безопасности, чем до вступления в саентологию. Саентологи также убеждены, что принадлежат к единственной группе, которая может спасти человечество.


Сноски и дополнительные источники:

[1]. Hubbard, Scientology 8-8008.

[2]. Hubbard, The Creation of Human Ability.

[3]. Confidential HCOB, "Resistive Cases," 23 September 1968.

[4]. Hubbard, Scientology 0-8, p. 63.

[5]. Hubbard, Scientology 8-8008, p. 135.


Назад
9.1. - Основатель
Содержание Вперед
9.3. - Законная дичь, этика и писание

Original text is © Jon Atack; 1990
Русский перевод © Алексей Матвеев, Алексей Кондрашов; 2007
Переработка оригинальной html-версии для русского перевода © Алексей Кондрашов; 2007