Главная Карта Поиск Новости Онтография Консультации
Facebook Расписание КОРНИблог Контакт/Contact

Джон Атак

~ КУСОЧЕК СИНЕГО НЕБА ~

Разоблачение дианетики, саентологии и Л. Рона Хаббарда

Перевод с английского Алексея Матвеева

(Опубликован на сайте http://www.kondra-show.ru/ в августе 2007 года)


Важное замечание! Данный перевод представлен для общего ознакомления с источником, поэтому его не следует рассматривать, как точное отражение оригинального текста. Помните, что эта публикация появилась усилиями людей, которые вносили свой вклад добровольно и бескорыстно. Переводчик стремился сделать работу настолько качественно, насколько мог, однако считает необходимым предупредить, что он никого ни в чем не заверяет и ничего не гарантирует. Только тщательное изучение оригинала самим читателем даст уверенность в его правильной интерпретации.

Источник текста на английском языке, использованный при переводе:

http://www.clambake.org/archive/books/apobs/


Назад
3.6. - Владелец поместья
Содержание Вперед
4.1. - Саентология на море


~ Глава седьмая: первый в мире настоящий клир ~


25-го мая 1961-го года президент Кеннеди в важном выступлении перед Конгрессом США, призвал Америку отправить человека на Луну до истечения десятилетия. Хаббарду понадобилось немного времени, чтобы примкнуть к побеждающей партии. Его письмо к Кеннеди начиналось так:

«В начале 40-х в Белый Дом забрело одинокое письмо, незваное и без доклада. Оно было кратким. Оно было основано на фактах, и оно казалось решающим фактором в военном превосходстве Америки. Его темой была атомная бомба, а подписано оно было «профессор Альберт Эйнштейн»… Это еще одно такое письмо».

Хаббард предложил президенту свою «технологию» по работе с разумом для содействия космической программе. Он повторил свою обычную басню об интересе русских к его работе, говоря, что в 1938-м ему предлагали лабораторию Павлова. Он написал, что саентологическая «подготовка» увеличит IQ и улучшит «телесные навыки» астронавтов, что «восприятие пилота или астронавта может быть увеличено намного больше обычного человеческого спектра, может быть приведено к изумительному уровню, до сих пор невиданному в человеке».

«Подготовка» обошлась бы в 25 долларов час. Хаббард закончил предостережением: «Такое учреждение как ваше наверняка получает прорву писем от шарлатанов, сумасшедших и мнимых чудотворцев. Это не такое письмо… Если бы раньше письмо Эйнштейна проигнорировали, мы потеряли бы все, что приобрели в последние двадцать лет. Такое ли это письмо?»

Хаббард не получил ответ от президента. Однако 4-го января 1963-го года санитарное управление нанесло визит в церковь в Вашингтоне, и Хаббард истолковал это как непрямой ответ.

Управление конфисковало огромное количество Э-метров и книг. Также как и с «дианезином», управление предъявило обвинение в неправильной маркировке. Рейд оказался именно тем театром, который Хаббард мог использовать в своих целях. Непреклонные агенты и масштаб рейда могли вызвать лишь сочувствие общественности к саентологии. Такие реакции правительственных агентств больше помогают, чем вредят культам, объединяя их, и подкармливая их общественный имидж. Получаются просто великолепные статьи в прессе.

В итоге управление выиграло дело по маркировке Э-метра, и принудило саентологов указывать на его неэффективность в диагнозе или лечении заболеваний. Саентологи так и не составили предписанной формулировки, и оспорили решение суда (не выполненное) уничтожить конфискованные Э-метры и книги вместо того, чтобы возвращать их.

Не только американское правительство было обеспокоено саентологией. 27-го декабря 1963-го губернатор австралийского штата Виктория назначил комиссию по расследованию саентологии. Комиссия состояла из одного человека, Кевина Виктора Андерсона. Он проводил свое расследование демонстративно и свирепо, и ему потребовалось два года перед тем, как он представил свой необъятный доклад.

В то время, когда в Австралии проводилось расследование, Хаббард добавил себе загадочности, сообщив газете «Сэтерди ивнинг пост», что к нему обращались из правительства Кастро (самая свежая коммунистическая угроза). [1]

В Сент-Хилле Хаббард выпустил свою «технологию обучения». Он начал с предпосылки, что никто не учит людей тому, как учиться. Коржибский настаивал, что ключевым было полное понимание каждого слова в тексте, и что непонятые слова вызывают физиологические реакции. Хаббард принял эти идеи без упоминания источника. Он сокращенно называл непонятое слово «m.u.» (mis-understood).

Хаббард подчеркивал необходимость учебы «по градиенту». Важно основывать обучение на полностью понятых идеях, продвигаться от одной полностью усвоенной идеи к другой. Студент должен учиться без пробелов в понимании. В школьной системе это означало бы, что на экзамене за первый год изучения химии ученик должен ответить на все вопросы без исключения, прежде чем переходить ко второму.

Хаббард также утверждал, что в значительной степени неудачи в учебе обусловлены «отсутствием массы». Где это возможно, студенту следует вживую ознакомиться с предметом, который он изучает. Так инженеры должны хорошо рассмотреть стройматериалы и настоящие мосты, вместо того, чтобы тратить все свое время на изучение книг, объясняющих химический состав материала и строительную математику. Абстракции студент должен представлять рисуя или с помощью пластилиновых демонстраций. С помощью этого можно было продемонстрировать последовательность действий, что должно привести к более детальному пониманию.

Как обычно, должной научной проверки эффективности технологии обучения Хаббарда проведено не было, но ученики нескольких саентологических школ особых способностей не демонстрируют; в некоторых случаях их подготовка ниже среднего.

Мир саентологии быстро менялся в начале 60-х. К 1965-му Хаббард выпустил полную организационную систему, которой должны были следовать саентологические организации, технологию обучения, технологию этики и новый «Мост».

Подход к преклирам стал более систематичным. Они начинали со специфических процессов одитинга в самом низу Моста, продвигаясь по нумерованным ступеням «релиза», на каждом из которых должна быть восстановлена определенная способность. Эти уровни релизов имеют дело с памятью, коммуникацией, проблемами, «овертами» и «висхолдами», расстройствами и оправданиями неудач, от ступени 0 до ступени IV. [2]

Вероятно, самые радикальные перемены пришли с появлением технологии этики. Хаббард сказал, что некоторые люди являются «антисоциальными», решительными противниками всего, что может принести пользу человечеству, особенно саентологии. Он назвал таких людей «подавляющими личностями» (или «ПЛ»), и заявил, что ПЛы составляют два с половиной процента населения. Еще семнадцать с половиной процентов находятся под влиянием ПЛ до такой степени, что становятся «потенциальными источниками неприятностей» («ПИН»). Хаббард решил, что ПИНы должны «разрывать отношения» (отказываться от любого общения и контактов) с ПЛ, определенными организацией. Строгость, с которой это правило применялось в разные годы, варьировалась, но многие семьи распались из-за того, что кому-то пришлось разрывать отношения с супругом, объявленным подавляющим.

С новой этической технологией в организации возник отдел, который отвечал за этику. Хаббард решил, что у неэтичных людей нет прогресса в саентологии. Верно и обратное: любой, у кого нет успеха в саентологии – неэтичен. Там, где саентология терпела неудачу, это стало виной клиента, и никогда – саентологии. Для того чтобы иметь дело с неэтичными людьми появились этик-офицеры.

Хаббард ввел систему докладов, по которой любой саентолог, наблюдающий предположительно неправильное применение технологии или любое отклонение от саентологической морали, писал доклад, который отправлялся в отдел этики. Копия уходила в папку, а оригинал отправлялся нарушителю. Когда в его папке накапливалось достаточное количество докладов-уведомлений, он должен был предстать перед комитетом улик, и его поведение должно быть оценено по обширному списку «преступлений» и «тяжких преступлений», составленному Хаббардом. Если его «преступность» была достаточной, ему вручали объявление подавляющей личностью, копии которого размещались в саентологических организациях. Объявления подавляющими личностями до сих пор выпускаются, и саентологи не могли и не могут иметь связь с объявленными ПЛ без риска самим оказаться в списках.

Джон МакКастер был очевидцем внедрения и усиления этики. Он прибыл в Сент-Хилл в 1963-м для прохождения «обзорного курса». Его мачеха вдавила его в саентологию несколькими месяцами раньше в Южной Африке. МакКастер был до этого студентом-медиком, надеявшимся специализироваться на нейрохирургии. Причиной увлеченности медициной был его личный опыт – часть его желудка была удалена из-за рака. У него уже много лет не прекращалась сильная боль, когда он оказался в центре саентологии в Дурбане. МакКастер утверждает, что первая сессия одитинга полностью избавила его от этого. [3]

Во время внедрения «объявлений ПЛ» в 1965-м МакКастер проходил обзорный курс Сент-Хилла. Хаббард подхватывал любые интересные идеи, возникавшие у студентов. Так появился «процессинг силы» и «уровень V». В это же время Хаббард понял, что он является «Источником» саентологии. С этого времени саентологов уверяли, что Хаббард «разработал» в дианетике и саентологии все. Вот его слова, впервые опубликованные в феврале 1965-го, которые до сих пор являются частью каждого важного саентологического курса: «Хотя я охотно принимал предложения и данные, лишь некоторые из них (менее двадцати) доказали долгосрочную ценность, и ни одно не превратилось в существенное или основное». [4]

В самом начале Хаббард пытался узаконить свои идеи, признавая долг перед самыми различными мыслителями: Анаксагором, Лао-Цзы, Ньютоном и Фрейдом. Некоторое время Хаббард удостаивал сделавших весомый вклад титулом «Товарищ Саентологии». Время убедило Хаббарда, что он один был источником всей мудрости.

С момента возникновения обзорного курса четырьмя годами раньше, только его студенты получали одитинг в Сент-Хилле (см. фото). Однако с наступлением эры процессов силы Сент-Хилл начал принимать платных преклиров. Появился Направляющий центр Хаббарда, первоначально состоявший из одного человека, Джона Маккастера. Маккастер говорит, что за прохождение «процессов силы» взимались огромные суммы, и кисло добавляет, что не получил ни гроша из этих денег. Несмотря на высокие цены, саентологи устремились в Сент-Хилл. НЦХ быстро рос в размерах.

Хаббард часто выпускал новые «рандауны» или «уровни», в которых находилось оправдание неудачам прошлых техник. Каждый новый рандаун появлялся под фанфары рекламы и заявлений о чудесных результатах. Один критик говорит о «подсевших на одитинг», всегда ожидающих следующего уровня, который разрешит их хронические проблемы. Выпуск нового «уровня» неизменно встречался потоком невероятных историй успеха, написанных сразу после окончания упомянутого процесса. Они обычно туманны и всегда восторженны. «Этот уровень взломал мой кейс!» - типичный пример этих часто бессмысленных утверждений.

Силе, или Уровню V лучше удавалось привлекать людей, чем предыдущим «рандаунам». Благодаря этому в Сент-Хилле начался финансовый бум. На протяжении многих лет Хаббард снова и снова утверждал, что он наконец нашел стандартный способ «клирования» людей. Как определение клира, так и методы достижения этого состояния периодически менялись. После Силы он выпустил Уровень VI, о котором сказал:

«У клира нет вредоносного реактивного ума, и он в полной мере использует умственные способности, как и говорилось в первой книге, «Дианетика: современная наука душевного здоровья». В действительности, каждая прежняя дефиниция КЛИРА оказывается верной… Уровень шесть требует нескольких месяцев одитинга, даже когда за дело берется эксперт. Но в конце этого МАГИЯ. Это то состояние клир, к которому мы стремились все эти годы. Оно совпадает со всеми определениями, когда-либо данными для него». [5]

Даже этот прорыв оказался эфемерным, и через несколько месяцев Хаббард объявил об Уровне VII, который стал «курсом клирования». Курс клирования оказался самым надежным методом, дожившим до 1978-го года, и он до сих пор время от времени применяется.

Традиционная струйка отступников, основывавших собственные саентологические группы, не иссякала в 60-х. Отколовшаяся группа под названием «Анализ компульсий» появилась в Лондоне в 1964-м под управлением Роберта и Мэри Энн Мур, которые называли себя «Гримстоны». Позднее они переименовали свою организацию в «Процесс», а еще позже в «Церковь заключительного решения». Серийный убийца Чарльз Мэнсон был восторженным сторонником как «Процесса», так и саентологии. Автор Мори Терри убежден, что Дэвид Берковиц, убийца «Сына Сэма», также состоял в «Процессе». [6]

В 1965-м ведущий саентолог Чарльз Бернер покинул паству и основал «абилитизм». Позже Бернер возглавил «Школы просветления Анубхавы» и отвечал за «Интенсив по просветлению», который получил некоторое признание. Хаббард сделал Бернера объектом серьезных преследований.

Серьезное испытание лидерству Хаббарда встретилось в 1964-м в лице «Ампринистики». Автором нового движения был Гарри Томпсон. Он сказал, что Хаббард отказался от предложенной им в 1963-м году новой высокоэффективной процедуры, поэтому он провел два года, исследуя ее, и получив подтверждение ее работоспособности, он пожелал дать ее миру. К несчастью для Томпсона, в первую очередь он попытался дать, точнее, продать ее саентологам. Томпсон объявил о своем открытии широкой почтовой рассылкой. Он предлагал им просто проверить, работает ли метод. Томпсон также предложил избавление от этик-офицеров и растущей дисциплины в организации Хаббарда.

Джек Хорнер был одним из очень немногих людей, которые оставались с Хаббардом со времен Фонда Элизабет в Нью-Джерси. Хорнер прошел первый дианетический курс в июне 1950-го. Он был одним из первых, кто пытался убедить Хаббарда в достоверности «прошлых жизней» и первым «доктором саентологии». Хорнер был одним из немногих людей, кому Хаббард доверил предоставление «Продвинутых клинических курсов». В 1965-м Хорнер был назван в журнале «Одитор» первым «почетным выпускником» Обзорного курса Сент-Хилла. Разочарованный растущим контролем, которым Хаббард желал обладать над саентологами, Хорнер ушел в ампринистику. [7]

В это время Хаббард решил сделать некоторые материалы «конфиденциальными», возможно, с той целью, чтобы саентология могла предложить что-то, чего не было у ампринистики. Саентологи верят аргументу Хаббарда, что конфиденциальность была введена, поскольку некоторые материалы способны «рестимулировать» (расстраивать) людей, не готовых к ним. Какой бы ни была причина, Сила, Уровень VI и Курс клирования, были обозначены как «конфиденциальные», и остаются такими по сей день. То же справедливо в отношении более поздних уровней ОТ.

27-го сентября 1965-го года Хаббард издал «Исполнительное письмо ОХС», в котором говорилось об ампринистике и ее членах. Каждый член этой группы, независимо от того, попал он в нее через саентологию или нет, становился «законной дичью». Их собрания должны быть расстроены. Следует отправлять жалобы в полицию и использовать любую возможность для судебного процесса. Саентологи должны были атаковать последователей ампринистики, как только могли.

Хаббард запретил упоминание самого слова «ампринистика». «Исполнительное письмо» давно исчезло из обращения, но, несмотря на эти суровые меры, эдуктивизм Хоумера, отпрыск ампринистики, существует и поныне.

Уровень VI одитируется «соло», также как и Курс клирования. В соло-одитинге человек держит обе банки Э-метра одной рукой, и сам себе дает «команды одитинга». Уровень VI и Курс клирования состоят из материалов подобных ОТ 2 (см. главу – «На уровни ОТ»). Одитинг сравнивается Хаббардом с копанием канавы, поскольку он невыносимо скучен. Первые одиторы по Курсу клирования тратили не менее шести месяцев, соло-одитируя по несколько часов ежедневно.

В декабре 1965-го, когда эти первопроходцы копали свои канавы, Австралийский штат Виктория принял акт о психологических практиках, который ставил саентологию совершенно вне закона. Отчет Андерсона, опубликованный в октябре (о котором широко сообщала австралийская пресса - см. фото), содержит много качественной фактической информации, и множество проницательных примечаний. Однако его подвергли критике даже некоторые из шумных противников саентологии. В отчете было 173 страницы и 19 приложений. Показания 151-го свидетеля были собраны в дополнение на 8 290 страниц. Андерсон подводит такой итог:

«Саентология – это зло. Ее техники вредны; ее практика – серьезная угроза обществу, медицинская, моральная и социальная; ее нередко душевно больных последователей безжалостно обводят вокруг пальца… Комиссия не смогла обнаружить какую-либо стоящую положительную черту в саентологии».

Как и с рейдом санитарного управления в США, запрет в Австралии, возможно, принес саентологии больше пользы, чем вреда. Он предоставил ей бесплатную рекламу, и поскольку имел все атрибуты охоты на ведьм, сделал из саентологии аутсайдера, что вылилось в столь нужную Хаббарду поддержку. Мученичество – необходимый ингредиент в создании массового движения. Более того, запретить саентологию оказалось невозможным. Последователи в Виктории просто переименовались в «Церковь новой веры» и начали с того места, где их прервали.

В Великобритании 7-го февраля 1966-го года в палате общин лорд Балниел попросил Кеннета Робинсона, министра здравоохранения, навести справки о саентологии. В течение двух дней после этого запроса Хаббард издал «Исполнительную директиву», в которой изложил свой план «нанять детектива и выяснить пикантные подробности из жизни этого лорда. Они есть… правительства – это ПЛ [подавляющая личность]». [8]

Вскоре после этого Хаббард покинул Англию, отправившись в Родезию с несколькими остановками в пути. На протяжении последующих недель он продолжал вспоминать просьбу лорда Балниела об официальном расследовании. 14-го февраля Хаббард отказался от докторской степени в «инструктивном письме» озаглавленном «Титул «доктор» отменен»: «от титула «мистер», подразумевающего «хозяин», я также отказываюсь. Я желаю быть известен только по своему имени – Рон, или Хаббард».

Другое инструктивное письмо, «Нападки на саентологию», было выпущено на следующий день. Если кто-либо начинает расследование саентологии, должны быть предприняты следующие действия:

1. Выясните, кто атакует нас.

2. Немедленно начните расследование на предмет криминальных преступлений, или чего-нибудь похуже, используя наших профессионалов, а не посторонние агентства.

3. Усильте наш ответ, сообщив, что мы приветствуем любое расследование в их отношении.

4. Начните кормить прессу сенсационными кровавыми или сексуальными преступлениями нападчиков, подкрепляя их материальными уликами. [9]

17-го февраля Хаббард создал «Отдел публичных расследований»: «для помощи ЛРХ в расследовании общественных проблем и индивидуумов, которые, по-видимому, препятствуют свободе человека; в разоблачении этих проблем и получении информации, требуемой для направления прогресса саентологии». [10]

Через месяц после этих событий в британских газетах появилась история частного детектива. Вик Филсон был завербован для создания отдела расследований. Он продержался неделю. Саентолог, который инструктировал его в Сент-Хилле, сообщил ему, что досье должны быть собраны на «особенных субъектов»:

«Но вся правда прояснилась, когда я получил записку лично от Хаббарда. Это было ужасно. Она содержала инструкции расследовать деятельность психиатров в Британии, и подготовить досье на каждого. Первой же жертвой должен был стать лорд Балниел».

Хаббард проинструктировал Филсона найти скелет в шкафу каждого психиатра, практикующего в Англии. Хаббард искал такие преступления как угроза физическим насилием, изнасилования и человекоубийство. Его целью было устранение каждого психиатра. [11]

ИП ОХС «Нападки на саентологию» было дополнено 18-го февраля. В него включили пункт о «шумном расследовании в отношении нападчиков».

В конце февраля Джон Маккастер, который только что вернулся из Лос-Анджелеса, с удивлением узнал, что стал «первым в мире настоящим клиром». Хаббард разослал рекламную статью, объявляющую об этом всем саентологам во всем мире. Только тогда МакКастера вызвали обратно в Англию, и провели «проверку на клира», чтобы подкорректировать сказанное со сделанным. В конце концов, саентологам нужно было поднимать моральный дух. [12]

В марте Хаббард опубликовал статью «Что такое величие?», которая подытожила его февральские высказывания: «Сложнейшая задача, которая может быть у человека, это продолжать невзирая ни на что любить ближнего… Первичная ловушка состоит как раз в том, чтобы поддаться на приглашения ненавидеть. Есть люди, которые назначают другим палачей. Иногда, ради безопасности других, необходимо действовать, но нет необходимости ненавидеть их».

1-го марта недолговечный Отдел публичных расследований был заменен Офисом Хранителя (ОХ). «Шумное расследование», или распространение слухов, было не единственным их талантом, и ОХ стал грозной силой. После фальстартов с Отделом официальных дел, и Отделом правительственных дел, Хаббард наконец создал себе частное разведывательное агентство.

Джон Маккастер стал послом саентологии. Он продуманно был выбран Хаббардом на роль «первого клира». Маккастер стройный блондин и великолепный оратор с неотразимым голосом. Он стал представителем саентологии в телевизионных интервью во всем англоговорящем мире, воплощением мягкости и любви. В то время, когда его послание передавалось по телерадиоканалам многомиллионной аудитории во всем мире, саентологические организации становились все менее мягкими и любящими по отношению как к собственным членам, так и к критикам.


Сноски и дополнительные источники:

[1]. Cooper, The Scandal of Scientology, p. 118.

[2]. Organization Executive Course, vol. 0, p. 166.

[3]. Interview, John McMaster, London, May 1984.

[4]. Organization Executive Course, vol. 0, p. 35.

[5]. Technical Bulletins of Dianetics & Scientology vol. 6, p. 19.

[6]. Wallis, The Road to Total Freedom, p.149; Daily Mail, 8 December 1965; Guardian's Office memos in "Squeaky" Fromm, former follower of Charles Manson.

[7]. Wallis, pp. 152 and 150.

[8]. Foster report, paras 12 and 181.

[9]. Reprinted in Foster report, para 181, and in Latey judgement, 23 July 1984.

[10]. Foster report, para 181.

[11]. The People, 20 March 1966.

[12]. The Auditor 13; interview, John McMaster.


Назад
3.6. - Владелец поместья
Содержание Вперед
4.1. - Саентология на море

Original text is © Jon Atack; 1990
Русский перевод © Алексей Матвеев, Алексей Кондрашов; 2007
Переработка оригинальной html-версии для русского перевода © Алексей Кондрашов; 2007