Е. Батраков. Конспект курса. 23 февраля 2001 г.

Встреча 1

  1. Знакомство. Я – Батраков Евгений Георгиевич, директор Центра психологической помощи "Оптималист". Мне 49 лет. Из них последние 22 года живу трезво, уже 15 лет не курю. Занимаюсь в Хакасии алкогольной проблемой 11 лет.
  2. Как вас звать?
  3. Что за проблема привела вас ко мне и в чем, конкретно, заключается ваша проблема?
  4. И что вы решили? (Не пить что и сколько не пить – месяц, год?)
  5. Вы решили избавиться только от ханки или от других наркотиков тоже?
  6. А как насчет такого наркотика, как алкоголь? Алкоголь ведь тоже наркотик? Вот цитата:
  7. А как насчет такого наркотика, как никотин? Никотин ведь тоже наркотик? Вот цитата:
  8. Вы можете сами справиться с этой проблемой?
  9. Вы не могли бы поподробнее рассказать о нынешнем состоянии проблемы, т.е. о том, какие неприятности заставили вас обратиться
  1. Ну, хорошо, теперь давайте выясним, что вы хотите. Не то чего вы не хотите, а чего вы хотите? Что вы хотите, и что вы будете делать вместо пития спиртного?

    Желаемое состояние.

  2. Чего именно вы хотите? (результат).
  3. Как вы узнаете, что вы уже достигли этого? (Что вы будете чувствовать, слышать, видеть?)
  4. Как бы вы себя вели, если бы вы уже достигли желаемого состояния?
  5. Что произойдет, если оно будет достигнуто? Не спешите с ответом – мы можем сейчас собрать как можно больше информации. (экология).
  6. В каких контекстах вы его хотите?
  7. Было ли когда-нибудь, чтобы вы находились в этом состоянии? Откуда вы знаете, что вы были в нем? Что было бы свидетельством того, что вы достигли желаемого состояния?
  8. Помните ли вы время, когда вы были в этом состоянии? На что это было похоже? На что будет похоже, если вы будете в нем? (тестовая информация). Цель тестовой информации – вызвать желательное состояние у клиента. Клиент должен знать, в чем состоит его цель, притом не в словесном смысле, а в смысле личного опыта, чтобы он был в состоянии оценивать свое продвижение к этой цели и узнать, когда он ее достигнет. Чтобы установить и определить поведение, которое возникает в желаемом состоянии, клиент должен продемонстрировать это поведение, что столь же благотворно для терапевта, как и для клиента.

9. В каких ситуациях вы употребляете спиртное?

10. Что вы будете делать теперь в этих же ситуациях вместо алкоголепотребления?

11. Что вам мешает поступать в этих ситуациях так, как вы сами себе сейчас наметили?

Что препятствует в достижении желаемого результата?

Что вам мешает уже сейчас делать то, что вы хотите делать вместо пития спиртного? (Выяснение помех).

Итак, напишем слово ТЯГА. А теперь сами себе зададим такой вопрос: А если вас не будет беспокоить эта тяга, вы будете безразличны к спиртному?

Конечно. Конечно. Нет ТЯГИ — нет и желания употреблять спиртное, нет желания употреблять сигаретный дым.

Значит, наша цель — ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТЯГИ. А что мы знаем о том, от чего хотим избавиться? ЧТО ТАКОЕ ТЯГА?

В словаре Сергея Ивановича Ожегова это слово означает буквально следующее:

ТЯГА — это стремление, тяготение к чему-нибудь”.

Ну, в нашем случае, тяга — это стремление, тяготение... К чему? К спиртному.

А вы помните, когда у вас появилось это тяготение, эта тяга — до первой выпитой дозы алкоголя или после ?

Вот, вы в каком возрасте впервые в жизни употребили спиртное?

.....................................

А как вы считаете, эта ТЯГА у вас появилась ДО ...лет или после? После…

А, как вы думаете, вот тот стакан (фужер) с пивом (вином, водкой), он САМ в вашу руку прыгнул, как галушки в сметану в произведении Николая Васильевича Гоголя, или это вы за стаканом потянулись?

Да, для того, чтобы стакан оказался в руках, нужно было, видимо, потянуться к этому стакану, а для того, чтобы потянуться, нужно испытать желание его взять, испытать некоторое тяготение к этому стакану...

А ведь это ж и есть самая натуральная ТЯГА ?!

Таким образом, вы еще НИКОГДА НЕ УПОТРЕБЛЯЛИ спиртное, а у вас уже появилась тяга к стакану с пивом ?!

Это о чем говорит? Это говорит о том, что НЕ ТЕЛО потребовало пива!

Да, конечно, в то далекое время мы в самый первый раз потянулись к стакану, может быть, ЧИСТО ИЗ ПОДРАЖАНИЯ ВЗРОСЛЫМ.

Чисто из подражания! Следовательно, не тело наше требовало спирта! Это мы подражая кому-то взяли стакан со спиртным!

Второй раз мы потянулись к стакану за компанию. Третий раз — от нечего делать.

И что же у нас, в результате этого сформировалось?

Если человек потянулся один раз, потянулся второй раз, сотый раз... Что у него вырабатывается в результате этого? У него вырабатывается ПРИВЫЧКА !

Таким образом, мы ясно видим, что привычка это ВЕРХУШКА проблемы, а не корень проблемы.

Вот на этой схеме, видите? Привычка – это верхушка, так? А корешок, вроде как, тяга, да?

А заниматься верхушками полезное ли дело?

Например, вы вышли в огород на прополку травы. И траву вырываете не с корнем, а просто прошлись по верхушкам.

Будет ли толк с такой прополки? Очевидно, нет: через 2-3 дня весь огород опять будет в траве.

А как нужно? А нужно травку с корнем.

Но для этого, как минимум, нужно хорошо разбираться в том, что есть вершки, а что корешки.

Из схемы, которую мы с вами сейчас нарисовали, следует, что привычка — это верхушка проблемы, а тяга — корень.

А МОЖЕТ БЫТЬ ТЯГА ЭТО ТОЖЕ ЕЩЕ НЕ КОРЕНЬ ?

Давайте поразмышляем.

Вот, если человек, который верит в Бога, вдруг почувствовал себя плохо, как вы думаете, КУДА ЕГО ПОТЯНЕТ ? Куда он пойдет ?

- В церковь.

В церковь, конечно. А почему он пойдет в церковь? Да потому, что этот человек ВЕРИТ в то, что Бог ему поможет. ОН ВЕРИТ. У него такая ВЕРА.

Вы согласны с этим?

А теперь представьте себе, что курильщику очень плохо.

Как вы думаете, К чему ЕГО ПОТЯНЕТ ?

Да конечно же, курильщика потянет к сигарете. Почему? Да потому что курильщик верит в то, что сигарета ему поможет.

ОН — ВЕРИТ, что сигарета поможет успокоиться. У него такая ВЕРА.

Не организм требует дыма! Курильщик закуривает потому, что верит в то, что сигарета поможет упокоиться.

Так, еще дальше пошли. Ну, а если алкоголику очень плохо?

Не обязательно с похмелья. Вообще плохо. Например, потому, что его никто не любит.

Как вы думаете, Куда его потянет? К чему его потянет? Да, конечно же, алкоголика потянет в лавку за алкоголем.

Почему? Да потому, что алкоголик верит в то, что спиртное поможет. Он свято верит в то, что хоть на полчаса, хоть на 5 минут, но будет легче. Будет лучше. У него такая ВЕРА.

Так что ж лежит в основе тяги ?

Что заставляет человека тянуться к Богу, к сигарете, к водке?

ВЕРА.

Именно вера лежит в основе ТЯГИ.

Ну, а что лежит в основе ВЕРЫ ? Быть может и вера еще не корень?

Ну-ка, поразмышляем дальше.

Известно, что все люди на земле рождаются без всякой веры вообще. Никто ни во что не верит.

И вдруг: в Африке дети начинают верить в ВУДУ, в Индии — в БУДУ, в Японии — в ШИВУ, в Казахстане — в АЛЛАХА, а у нас, в Хакасии — в ИИСУСА ХРИСТА.

Спрашивается, почему поверили и почему в такое разное ?!

Вот, как вы думаете, МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПОВЕРИТЬ, скажем, в ИИСУСА ХРИСТА, если даже слов-то таких он отродясь никогда не слыхивал?

Разумеется , нет.

Следовательно, для того, чтобы поверить, нужно сначала получить соответствующую информацию, определенные знания, верно ?

Так что ж лежит в основе ВЕРЫ?

В основе веры лежит информация, знания, которые представлены в нашей голове в виде тех или иных мыслей.

Ну, а если эти мысли УБРАТЬ?! Если мысль об алкоголе убрать, будет ли вас беспокоить тяга?

Нет! Если не будет мыслей, то не будет и тяги.

Это очень наглядно можно увидеть на табачной проблеме.

Иногда интересным делом займешься, может быть, даже часа два, т.е. голова занята другими мыслями, а не табачными мыслями, но как только вы ВСПОМНИЛИ о сигарете, т.е. как только появилась мысль, так тут же появляется и тяга.

Так ведь?

Пока не было мысли – не было ведь и тяги?!

Или, вспомните, сидим, телевизор смотрим. Вдруг там кто-то достает сигарету. И что? И у нас сразу же появляется мысль: где тут моя пачка?

Т.е. мы не хотели курить, пока не увидели. Как увидели – у нас мысль появилась о сигарете, и сразу появилась тяга.

Тяги не было бы, если б не было мысли.

Ну, если убрать мысль о сигарете, убрать мысль об алкоголе, тяга будет беспокоить или нет?

Так, хорошо. Это мы с вами сейчас выясняли цель нашего курса.

И мы установили: для того, чтобы избавиться от тяги, нужно избавиться от мысли. Убрать мысль об алкоголе.

Избавиться не от алкоголя, а от мысли, от тяги к спиртному.

Избавляться от спиртного — это дело бессмысленное.

Мы же знаем, что можно прийти домой, вылить спиртное в унитаз, но проблему свою мы тем самым не решим.

Да, у нас нет спиртного, а тяга-то ведь осталась. Мысль о спиртном осталась. Значит, избавляться нужно не от того, что вокруг нас находится, а от того, что находится в нас самих.

Итак, цель нашего курса ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТЯГИ. А для того, чтобы избавиться от тяги, нужно изменить наши мысли.

Это цель нашего курса. Так, да?

А какую, конкретно, мысль вы хотели бы изменить для того, чтобы жить трезво?

Возьмите один из самых последних случаев, когда вы пили. Какая мысль была у вас до пития?

Я понимаю, что напились вы, скорее всего, как бы не думая. Как бы… Но ведь вы согласитесь, наверно, с тем, что напиться без участия головы никто не может.

А какова тут роль головы?

Роль головы в том-то и заключается: она мыслит то, что потом сделает. "Поступки – плоды помыслов", — так некогда сказал Бальтасар Грасиан.

Так какая ж мысль была у вас в вашей собственной голове за несколько минут до первого глотка алкоголя? Какая мысль, под воздействием которой вы выпили?

Под воздействием именно этой мысли вы и напились?

Если б эта мысль вас не посетила, то вы были бы трезвы?

Вполне возможно, что вы были бы трезвы, но едва ли вы были бы в состоянии комфортном, не так ли?

И тогда вы все равно вынуждены были бы мыслить, для того, чтобы придумать, как же устранить этот дискомфорт.

Таким образом, мысль все равно нужна, но нужна мысль такая, чтоб мы под ее воздействием не напились, а сделали, а что-нибудь полезное и здоровое.

А давайте, попробуем сформулировать эту другую мысль – полезную и здоровую. * * * * * *

Таким образом, если бы в той ситуации у вас появлялась бы именно эта мысль, и только эта мысль, то вы бы были трезвы, не так ли?

Так.

Значит, нам нужно те старые мысли переделать в новые, да?

Именно это и является целью нашего курса.

Итак, цель перед собой мы поставили.

Теперь давайте найдем средство достижения этой цели, то есть то, с помощью чего мы будем переделывать мысли, с помощью чего мы будем избавляться от тяги.

Для того, чтобы все у нас было наглядно, я запишу ту вашу мысль, под воздействием которой вы напились: ***

Кстати, здесь мы с вами могли бы написать не только такую, но и вообще любую. Например,

“Деньги дали = напейся”, или

“Деньги не дают = пей”, или

“Праздник = пей", или

"Горе = пей"…

У человека пьющего между горем и словом "пей" стоит знак равенства. Когда горе – пей, если пью, значит, горе.

У человека пьющего между праздником и словом "пей" стоит знак равенства. Когда праздник – пей, если пью, значит, праздник.

Ситуация горе автоматически вызывает поведение. Человек даже привык реагировать на эти ситуации таким поведением. Он напивается машинально. Даже не думая. Просто напился и все.

>>>