Современные системы психологии | Ноэль Смит

Часть 8. Приложение. Постулаты рассматриваемых в книге психологических систем

Смит Н. Современные системы психологии. — СПб.: прайм-Еврознак, 2003. — 384 с.

Часть 8. Приложение

(349:)

Постулаты рассматриваемых в книге психологических систем

(350:)
Данные постулаты взяты из глав, посвященных соответствующим системам, и сведены вместе для того, чтобы читатель мог сравнить их. Протопостулаты представляют собой общие руководящие допущения, касающиеся науки в целом. Метапостулаты представляют собой допущения, относящиеся к конкретным наукам, а постулаты — допущения, относящиеся к предмету изучения.

Органоцентрические системы

Имплицитные постулаты когнитивной психологии (Г. Саймон: глава 3)

Протопостулаты
  1. Наука включает в себя как наблюдение событий, так и использование культурных конструктов, таких как душа (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) и тело.
  2. Знание есть результат интерпретации наблюдаемых событий в терминах данных конструктов.
Метапостулаты
  1. Психология базируется на биологии.

Следствие: Психология не является самостоятельной наукой, а зависит от биологии*.
* Здесь и далее термин «биология» (а также «химия» и «физика») употребляется в двух разных смыслах: (1) биология как наука и (2) биология как биологическая организация, или совокупность биологических факторов. — Прим. науч. ред.

  1. Биология предполагает дуалистическую роль биологических функций и психологических функций.
  2. Психологические события обусловлены функционированием отдельных биологических тканей и не требуют участия всего организма.
Постулаты
  1. Человек представляет собой отчасти — тело и отчасти — душу (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]); при этом душа (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) отлична от поведения.
  2. Конструкт экзистенциональной души охватывает мнемические (storage) и трансформационные свойства.
  3. Опыт есть результат деятельности души (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) конкретного человека.

Следствие: Душа (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) есть причина самой себя (self-causative).

  1. Душа (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) устроена таким образом, чтобы преобразовывать информацию.

Следствие: Люди живут в дуальном мире — внешнем, физическом мире, и внутреннем мире, отражающем внешний мир в том виде, как он трансформируется и воссоздается душой (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]).

  1. Причинность линейна: входные сигналы обрабатываются в последовательности операций кодирования, сохранения и реконструкции.
  2. Когнитивная {познавательная} деятельность человека в достаточной степени аналогична компьютерной обработке информации, чтобы её можно было эффективно изучать, пользуясь компьютерными аналогиями.
  3. Роль среды в процессе познавательной деятельности сводится к обеспечению сенсорных входных сигналов, на основе которых мозг создает свой собственный мир.
  4. Психология придаёт первостепенное значение конструктам; события (факты) рассматриваются лишь в качестве индикаторов соответствующих конструктов.

Полуэксплицитные постулаты гуманистической психологии (А. Маслоу: глава 4)

Метапостулаты
  1. Психологические события «биологически обусловлены».

Следствие 1: Психология зависит от биологии.
Следствие 2: Психологические события имеют причину в биологии индивида или в активности души (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) биологического организма.

  1. Психологические события являются отчасти единичными, и отчасти всеобщими — их универсальный компонент представляет собой биологические влияния.
  2. Психологические события — это не механизмы (mechanisms), а смыслы (meanings).
  3. Психологические события относятся одновременно и к области естественного, и к области мистического.
Постулаты
  1. Человек представляет собой отчасти — тело, и отчасти — душу (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]), или «я» (self); при этом «я» отлично как от поведения, так и от тела.

Следствие: Психология придает первостепенное значение конструктам.

  1. «Я» обладает биологически детерминированными ценностями, которые следует рассматривать скорее как социально нейтральные или позитивные, чем как деструктивные и негативные.
  2. Биологические детерминанты являются слабыми и легко изменяются под воздействием окружающей среды.
  3. Биология наделяет человека иерархией потребностей: от потребностей отдельных тканей (органических потребностей) до социальных и личных потребностей. (351:)
  4. Человек есть причина самого себя (self-causative).

Полуэксплицитные постулаты психоанализа (Р. Шефер: глава 5)

Протопостулаты
  1. Реальность образуют не только физические, химические и биологические события, но и смыслы вещей (the meanings of things) для людей («психическая реальность»).
  2. Лишь благодаря использованию лингвистических правил мы можем прийти к систематическому пониманию чего-либо. Соблюдение данных правил обеспечивает взаимосвязь рассматриваемых явлений, позволяет устанавливать факты и определяет критерии логически последовательного рассуждения.
Метапостулаты
  1. Психологические события обладают смыслами, и потому не могут быть адекватно описаны в терминах физики или биологии. Эти смыслы принадлежат человеку, чьи действия и составляют их, и с этой точки зрения являются субъективными.
  2. Люди сознательно реализуют право выбора и тем самым определяют собственную судьбу.
  3. Описание и есть объяснение. Описание мотивов как действий (reasons as actions) замещает собой физикалистские («динамические») конструкты.
  4. Главное значение имеют действия людей, поэтому мы должны отказаться от объяснений посредством сущностей [как того, что «существует объективно», независимо от людей], наряду с отказом от разделения на внутреннее и внешнее (или на душу (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) и тело).
Постулаты
  1. Психологические события состоят из действий и должны описываться на языке действий.
  2. Действия людей включают в себя акт выбора, постановку целей, достижение целей и отыскание смыслов.
  3. Действия не обязательно являются наблюдаемыми. Мышление, узнавание, чувствование, переживание страха, идеация и фантазирование являются активными событиями — действиями не в меньшей степени, чем слышимые вербализации.
  4. Эротические и агрессивные действия и конфликты свойственны исключительно детству и влияют на последующее поведение.
  5. Человеческие действия могут быть бессознательными, предсознательными и / или сознательными.
  6. Действия являются совокупными продуктами усилий людей и влияния обстоятельств.
  7. Речь как повествование (narration) заключает в себе опыт индивида, а наличная реальность конструируется из таких описаний. Ни одно из описаний нельзя рассматривать как более истинное, чем другие, но каждое из них является одним из возможных способов изображения реальности.

Энвайроцентрические системы

Имплицитные постулаты анализа поведения (Б.Ф. Скиннер, глава 6)

Метапостулаты
  1. Основная цель психологической науки заключается в предсказании и управлении (контроле).
  2. Предметом психологической науки является исключительно поведение.
  3. Психофизический дуализм не имеет под собой основания, поскольку существует лишь физический мир.
  4. Окружающая среда есть единственная причина всякого поведения.
Постулаты
  1. Среда определяет поведение через отбор по последствиям.
  2. Поведение детерминированно и закономерно.
  3. Поведение потенциально сводимо к биологии и, в конечном счете, к химии и физике.
  4. Поведение нельзя сводить к биологии*.
  5. Личные (скрытые) и публичные (открытые) события обладают однородными физическими измерениями.
  6. Внешние (публичные) события, в отличие от внутренних (личных) событий, последовательно (непротиворечиво) подкрепляются.
  7. Поведенческие изменения, вызываемые условиями подкрепления, имеют биологическую природу.
  8. Методология функционального анализа соотносит средовые независимые переменные с поведенческими зависимыми переменными.
  9. Поведение можно разделить на два основных функциональных класса: респондентное и оперантное.
  10. Оперантное поведение может контролироваться предшествующими стимулами.

* То есть в принципе поведение сводится к биологии, но если мы будем фактически сводить его к биологии, оно утратит для нас свою специфику. — Прим. науч. ред. (352:)

  1. Оперантное поведение может быть наиболее адекватно описано с помощью следующих трёх терминов: сигнальный или дифференцировочный стимул, оперантная реакция, подкрепляющий стимул, и наиболее адекватно понято как функциональные отношения между ними.

Полуэксплицитные постулаты эко-бихевиоральной науки (Р. Баркер: глава 7)

Метапостулаты
  1. Многие естественные события, относящиеся как к физической окружающей среде, так и к поведению, являются упорядоченными и структурированными (patterned).
  2. Многие естественные события, включая события с участием людей, происходят в организованных смежных целостностях или блоках (units), несоизмеримых между собой.
  3. Окружающая среда является не пассивной, а активной.
  4. Естественно происходящие события, включающие человеческую деятельность, могут быть поняты только тогда, когда эти события наблюдаются в естественной последовательности, не прерываются и не дробятся на дискретные элементы (units).
  5. Поведение является функцией окружающей среды.
Постулаты
  1. Именно поведение, а не гипотетическая душа (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]) или какой-то иной конструкт, поставляет нам данные, и именно к поведению следует обращаться в любом описании или анализе.
  2. Формы поведения, в совокупности с неодушевленными предметами и внешними условиями, образуют организованные и самоподдерживающиеся паттерны, которые служат правомерной областью исследования.
  3. Причины поведения лежат преимущественно в его «сеттинге» (единстве установочных параметров и внешних условий), а не в индивидуальных чертах.
  4. Поведение и «сеттинг» взаимозависимы.
  5. «Сеттинги» поведения не сводимы ни к какому другому уровню события.
Операционные принципы
  1. Выбор тем исследований определяется требующими изучения областями жизни и деятельности, а не положениями той или иной теории.
  2. Сбор данных производится с атеоретической позиции, хотя их последующий анализ может проводиться на основе теории.
  3. Наблюдение должно относиться к естественно происходящим событиям и, по возможности, не оказывать влияния на наблюдаемые явления.
  4. Достоверное наблюдение требует размещения исследовательской базы в непосредственной близости от изучаемых «сеттингов»; она должна быть неотъемлемой частью существования интересующего исследователей сообщества (community).
  5. Часто целесообразно продвигаться от «от сложного к простому». «Сложное» может представлять собой некую организацию, которая не могла бы быть выявлена при изучении отдельных частей или при попытке понять целое по его частям.
  6. Для адекватного понимания взаимозависимостей и кумулятивных эффектов могут потребоваться длительные периоды наблюдения.
  7. Результаты измерений, даже если они производились в минимальных масштабах и не обнаружили ярких эффектов, следует собирать и накапливать как индикаторы экологических отношений.

Социоцентрические системы

Полуэксплицитные постулаты социального конструкционизма (К. Герген: глава 8)

Протопостулаты
  1. Мы не можем установить никаких универсальных истин в отношении мира.
  2. Единственным типом событий в природе, в существовании которых мы можем быть уверены, являются социальные события.
  3. Каждый человек в отдельности не обладает знанием, [поскольку] знание представляет собой ни что иное, как тип отношений, существующих в человеческой общности (community).
  4. Ни разумная душа (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]), в которой мир отображается и генетически организуется, ни наблюдения за миром вокруг нас не являются источником знания.
  5. Отношения между людьми, сведёнными вместе историей и объединёнными культурой, определяют формы выражения, посредством которых мы понимаем мир.
  6. Наука, логика, мифология, религия, мистицизм, общественное мнение, и литература имеют равные основания претендовать на истину в качестве социальных традиций (social conventions).
  7. Социальный конструкционизм имеет не больше прав претендовать на истину, чем любой другой подход. Сущность данного подхода, как и остальных, состоит в попытке осмыслить повторяющиеся паттерны.
  8. Социальное сообщество (social community) может оценивать или обосновывать достоверность (353:) своих утверждений только внутри самого себя, однако, в силу культурных различий, оно не может делать этого в отношении утверждений другого сообщества.
  9. Наиболее существенным вкладом науки в культуру, частью которой она является, служит обеспечиваемая ею «теоретическая интеллигибельность».
  10. Апелляция к логике, а также к фактическим свидетельствам не имеет силы за пределами социальных групп, в рамках которых данные формы [доказательства и демонстрации истинности] культурно и исторически сложились, хотя процедуры логического вывода могут использоваться при формулировании положений социального конструкционизма, а также в ходе критического анализа формулировок других подходов; при этом обращение к фактическим свидетельствам может использоваться наряду со средствами логики.
Метапостулаты.
  1. Отказавшись от претензий на истину, социальный конструкционизм призывает других исследовать возможные варианты, которые придавали бы реальности осмысленность, а также рассматривать альтернативные способы объяснения [наблюдаемых ими событий].
  2. Придерживаясь тотального релятивизма, социальный конструкционизм воздерживается от собственной позиции по каким-либо вопросам научного, морального, политического, или иного характера. Данные вопросы могут рассматриваться только в контексте конкретной культуры.
  3. Индивидуальные характеристики могут быть сведены к дискурсу социальной группы*.

* То есть, к описанию индивидуальности в языковых терминах, принятых в рамках данной социальной группы. — Прим. науч. ред.

  1. Мы структурируем мир лингвистически, а не когнитивно. Требование истинности заключается в сочетаемости слов, содержащих в себе логическое утверждение (пропозицию).
  2. Социальный дискурс — единственная форма знания, и это знание не выходит за рамки той социальной группы, для которой характерен данный [тип] дискурса.
Постулаты
  1. Психология изучает социальный дискурс как единственный базис знания.
  2. Социальный дискурс содержит истину или знание только на локальном уровне, на котором порождается данный тип дискурса.
  3. Каузальность возникает не под действием внутренних факторов (души (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]), мозга, воли или других индивидуальных конструктов), её источник находится в социальном сообществе.

Нецентрические системы

Полуэксплицитные постулаты диалектической психологии (К. Ригель: глава 9)

Метапостулаты
  1. Всё существующее в этом мире находится в состоянии непрерывного и неизбежного изменения.
  2. Противоречия, противоположности и конфликты пронизывают все эти изменения. Противоречия заложены во всём и являются источником изменений.

Следствие: Наука сама находится в постоянном конфликте и благодаря этому порождает бесконечно изменяющееся понимание.

  1. Диалектика человека (human dialectics) не является ни организменно-, ни энвайронментально-центрированной, но подчеркивает важность интерактивных, реципрокных отношений между людьми и окружающим миром.
  2. Диалектика может быть внутренней и внешней, а связующим звеном между этими двумя сферами служит психическая активность.
Постулаты
  1. Люди непрерывно воздействуют на окружающий мир и изменяют его, изменяясь, в свою очередь, под его воздействием.
  2. Поведение представляет собой непрерывный процесс, а не последовательность отдельных элементов (или единиц), однако изменения могут быть связаны с диалектическими скачками.
  3. Поведение имеет место в конкретной среде и развивается исторически.
  4. Равновесие и стабильность представляют собой лишь временные состояния, явившиеся результатом разрешения противоречий и ведущие к новым противоречиям.
  5. В силу непрерывного изменения, предположения о существовании внутренних устойчивых образований или неизменных свойств, таких как интеллект, черты [личности] или способности, лишены оснований.

Эксплицитные постулаты интербихевиоральной психологии (Дж.Р. Кантор: глава 10)

Протопостулаты
  1. Никакая наука не имеет дело с формами жизни (existences) или процессами, выходящими за (354:) пределы возможностей научного метода. Никакая научная проблема не может касаться «реальности», находящейся за пределами наблюдаемых событий и их изучения.
  2. Научная конструкция — формулировка (а) гипотез и (б) теорий и законов — должна выводиться из взаимодействий поведения с событиями, а не приписываться событиям либо научным изысканиям на основе каких-либо источников, не относящихся к сфере науки.
Метапостулаты
  1. Психология является относительно независимой наукой (science), хотя и находящейся в постоянном междисциплинарном контакте со смежными науками.
  2. Адекватная психологическая система должна принимать во внимание события, операции и конструкцию теории.
  3. Психологические системы не сводимы к другим областям научного знания.
  4. Психология должна быть освобождена от всех традиционных философских систем.
  5. Все научные системы подвержены изменению.
Постулаты
  1. Психология изучает интербихевиоральные поля.
  2. Психологические поля имеют сложную структуру (are multiplex).
  3. Психологическое интерповедение представляет собой деятельность целостных организмов, а не отдельных органов или тканей.
  4. Психологические события происходят без участия каких-либо внутренних или внешних определяющих конструктов (determiners).
  5. Психологические события являются онтогенетическими.
  6. Психологические конструкции неотрывны от первичных (не подвергавшихся теоретической «очистке») данных о событиях.
  7. Психологические события взаимосвязаны с социетальными событиями, а также с событиями, изучаемыми физикой, химией и биологией.
  8. Психологические события ведут свое происхождение от биоэкологических форм интерповедения.

Имплицитные постулаты оперантного субъективизма (У. Стефенсон: глава 11)

Протопостулаты
  1. Наука имеет дело исключительно с конкретными событиями (явлениями). Наука не занимается такими теоретическими конструктами, как душа и тело, сознание или «я».
  2. Каждое событие в природе специфично и уникально; такие специфичности предшествуют общностям и заключают их в себе.
Метапостулаты
  1. Психологические события имеют строение, отличающееся от структуры событий, рассматриваемых физиологией или физикой.
  2. Любые внутренние или внешние определяющие конструкты (determiners), так же как и любые разграничения души и тела, не являются релевантными для научной психологии.
  3. Всё, что не подлежит наблюдению, не является частью научной психологии. Психология имеет право рассматривать только то, что может быть продемонстрировано [«объективировано»] при помощи относительно надёжной операции, наподобие измерения кровяного давления с помощью тонометра или выявления субъективности (индивидуальности) посредством методики Q-сортировки.
  4. Каждое научное исследование состоит из конкретных инференциальных интеракций, специфичных для каждой ситуации, и требует адаптации используемых средств анализа к особенностям экспериментальной ситуации.
  5. Исходным пунктом исследования являются операнты или события, а не конструкты.
  6. Коммуникация (а значит и передача данных) имеет место между отдельными людьми, а не группами, но может также происходить на внутрииндивидном уровне.
  7. Источниками субъективности или смысла являются индивидуумы, а не группы.
Постулаты
  1. Психологические события состоят из поля взаимодействий между организмами и объектами, которое формируется исторически в соответствующих условиях. (Стефенсон соглашается с формулой Кантора: РЕ = C(k, sf, rf, hi, st, md) — см. главу 10.
  2. Психологические события являются как субъективными, так и объективными. Они субъективны с индивидуальной точки зрения (отнесение к себе) и объективны с точки зрения другого лица (отнесение к другому).
  3. Значительная часть психологического поведения, обозначаемого терминами «душа» («mind»), «сознание» и / или «я», представляет собой субъективное или относимое к себе поведение (оставшаяся часть представляет собой объективное поведение). Следовательно, такое поведение может быть наиболее адекватно понято при использовании процедур, позволяющих участнику исследования самостоятельно производить измерения, и при применении количественных методов, которые сохраняют индивидуальные смыслы и определяют степень их пересечения у разных лиц.
  4. Методы усреднения, которые замещают смыслы вещей для конкретных испытуемых (355:) смыслами, привносимыми экспериментатором, применимы лишь в тех случаях, когда наиболее важными являются факты или информация, хотя и в этих случаях их применение далеко не всегда оправдано.

Имплицитные постулаты феноменологической психологии (М. Мерло-Понти: глава 12)

Протопостулаты
  1. Природа не представляет собой тотальной взаимозависимости всего, при которой не существует никаких различий; в то же время она не складывается из изолированных процессов. Природа состоит из структур, включенных в непрерывные отношения, являющиеся свойствами целостностей.
  2. Наука занимается поиском законов, которым подчиняются эти структуры.
  3. Структура и закон представляют собой диалектическую или реципрокную пару, а не отдельные сущности (beings).
Метапостулаты
  1. Психологические события не сводимы к биологии, химии или физике, которые, однако, обеспечивают условия реализации поведения.
  2. Наряду с физическими характеристиками мир обладает смыслами. Именно эти смыслы представляют главный интерес для психологии.
  3. Ни внутренние, ни внешние определяющие конструкты (determiners) не являются релевантными для научной психологии.
Постулаты
  1. Поведение невозможно адекватно понять ни как механические реакции на стимулы, ни как вызванное заключенной внутри организма душой (mind [неудачный перевод, ближе тут «сознание» — Е.В.]).
  2. Поведение представляет собой взаимодействие, диалектический обмен, отношение.
  3. Имеющее смысл поведение составляют отношения между субъектом (конкретным человеком) и объектом, однако человек более важен, чем отношение.
  4. Объективное и субъективное различаются только как системы отсчёта.