Что такое онтодизайн: краткое введение

(новая редакция от 2015.10.06)

Дополнительные ссылки:

Что такое онтодизайн

Я начинаю проект «Онтодизайн», который логично объединяет все мои предыдущие наработки и проекты. Идея проста и задним числом почти что очевидна: сделать видимыми (визуализировать и объективизировать, выражаясь академически) все наши осознанные и неосознанные предположения (когнитивные схемы) об устройстве социального и индивидуального миров и их взаимодействии. В первую очередь, само собой разумеется, научные предположения, затем на них можно накладывать все остальные варианты.

Сделать это можно примерно так же, как создаются свободные программные продукты, т.е. с помощью коллективного сетевого сотрудничества. Не знаю, будет ли и когда поддержана эта идея, но я точно буду над этим работать, даже в одиночку. Результаты буду тут же выкладывать в открытый доступ.

Про преимущества представления знаний и явлений в виде сетевых карт в сравнении с линейным текстом я уже писал и карты рисовал и продолжаю рисовать. Онтодизайн — это создание базовых сетевых карт, вроде как географических карт Земли, на которых мы потом размещаем себя и свою цивилизацию. Онтодизайн — это базовая карта (атлас карт) когнитивного мира, его ландшафтов, морей и океанов, водных и воздушных течений, климатических зон, тектонических разломов, вершин и пропастей. Онтодизайн — это картография мира 2 и мира 3 по К. Попперу; это картография того, как внешний мир и наш внутренний мир выстроены в пространстве нашего восприятия, интерпретаций и верований; это атлас карт ментального Зазеркалья.

Что такое онтология

Онтодизайн — это соединение наработок по онтологиям в философии, различных областях науки и информатике с возможностями концепт-картографирования. В отличие онтологий в информатике онтодизайн нацелена не на «скармливание» компьютерам, а на вооружение людей новым высокоэффективным когнитивным и методологическим инструментом во взаимодействии между собой и с созданным ими миром культуры.

В простейшем случае построение онтологии сводится к:

Одним из преимуществ использования онтологий в качестве инструмента организации и рефлексии знаний является системный подход к моделированию предметной области и к работе с ней. При этом достигаются:

Преимущества сетевого моделирования онтологий

Линейно-текстовое отображение онтологий, однако, существенно затрудняет их понимание и объяснение, обучение и использование, а также дальнейшее развитие, обогащение, уточнение и исправление. Визуализация онтологий с помощью современных программных средств предоставляет громадные преимущества и перспективы.

Перевод онтологий в сетевые карты-модели с помощью программ-картопостроителей (например, designVUE) имеет следующие плюсы:

  1. Широчайшая сфера применения — все случаи коммуникации и когнитивной деятельности.
  2. Эффективное средство ликвидации информационного потопа (свалки, хаоса).
  3. Наглядность.
  4. Когнитивная интеграция визуальных методов, логических и иных связей, зависимостей, отношений и интерпретаций.
  5. Экономность.
  6. Удобство.
  7. Гибкость.
  8. Комбинаторность (трансформируемость).
  9. Масштабируемость.
  10. Конструктивность (лёгкая конструируемость).
  11. Максимальное когнитивное и структурное соответствие формы, содержания и восприятия.
  12. Целостное и одновременно структурированное отображение систем, объектов, явлений, процессов, теорий, представлений, интерпретаций и верований.
  13. Экономная, эффективная и целенаправленная организация знаний и работы с ними.
  14. Облегчение и ускорение практического применения знаний.
  15. Существенное улучшение и облегчение коммуникации и понимания.
  16. Обеспечение ясности, однозначности, возможности стандартизации и улучшение контроля во многих аспектах.
  17. Обеспечение инструментально-технологического уровня науки, менеджмента, образования и социальной инженерии, сопоставимого с уровнем современных высокотехнологичных инженерных отраслей.
  18. Наиболее адекватная и эффективная форма презентации в сравнении со слайдовой «нарезкой».
  19. Универсальность: межкультурная, межъязыковая, междисциплинарная.
  20. Экраноморфность, позволяющая использовать функцию «экрана сотрудничества».

Отличия онтодизайна от концепт-карт и майндмэппинга

Концепт-карты (полицентрические карты) и майндмэппинг (радиантные карты), как они на настоящий момент используются, представляют из себя частные ситуативные модельки (цифровые фотографии) отдельных аспектов и сюжетов, существующие изолированно как бы в пустоте, без координат и связей. Аналогия: чертёж или рисунок дома на отдельном листе бумаги.

Онтодизайн предусматривает размещение любого частного элемента или совокупности элементов реальности во взаимосвязи со ВСЕЙ (в пределе) реальностью (понятно, с нашим представлением о ней). Аналогия: модель дома размещается на модели реального географического ландшафта, совмещённого с моделью климата и времени года, моделями исторической, экономической и социальной ситуаций и с моделью культурно-когнитивного восприятия этого дома в этой точке Земли в данный момент времени.

Онтодизайн не требует для каждого конкретного случая или задачи заново рисовать всю Вселенную, но требует постепенного создания комплекса онтодизайнерских моделей, в которых можно было бы размещать (или вписывать) частные ситуации, проблемы, задачи, проекты и т.д. Онтодизайн-модели могуть быть, соответственно, разного уровня обобщённости, абстрагирования и масштаба (макромир и микромир).

Онтодизайн как необходимый современный язык науки и профессиональной практики

Онтодизайн, таким образом, оказывается буквально само собой напрашивающимся инструментом наиболее адекватного, удобного и перспективного языка современной науки и профессиональной практики, ставящего довлеющий сейчас линейный вербальный текст на подобающее ему место — вторичное, пояснительно-комментирующее в примечаниях к онтодизайнерской карте.