Онтокритика. Вопрос № 5: «Как переключиться с онтологии на онтокритику?»
(переходный текст)

Михаил Бедило

Тренировки

  1. 1-я тренировка — https://youtu.be/4fk270MTg3c
  2. 2-я тренировка — https://youtu.be/Oj4lL-rbDpE
  3. 3-я тренировка — https://youtu.be/Iiy6i5vvCLI
  4. 4-я тренировка — https://youtu.be/UK_kCqnmgK4
  5. 5-я тренировка — https://youtu.be/dLcCGhsMa5U
  6. 6-я тренировка — https://youtu.be/gG9_UaIASuw

Наши с Евгением Волковым онтокритические тренировки, которые я рекомендую смотреть последовательно, изменили моё отношение к текстам, которых я написал аж четыре. Почитать их можно тут: https://evolkov.net/ontocritic/feedback/

В своих текстах я, как мне кажется, оказался излишне онтологичен, метафоричен и (местами) загадочен, чем, не исключено, мог (неспециально) ввести аудиторию в смысловые ступоры. Если честно, охарактеризовать написанное раннее сейчас я могу не иначе как онтологические блуждания.

Поэтому этот текст я называю переходным, в котором, без лишних (или исключительно помогающих) метафор и иллюстраций, постараюсь в очередной раз подступиться к теме онтокритики. Ну и, пожалуй, начну с попытки кратко изложить, а что, собственно,я интуитивно хотел сказать до.

В тексте про правоту https://evolkov.net/ontocritic/feedback/questions_after_guide.html ключевая моя мысль состоит в том, что я ставлю под сомнение и даже считаю в некоторых случаях крайне вредным само ощущение личной правоты.

В тексте про замедление мозга https://evolkov.net/ontocritic/feedback/questions_after_guide_2.html я пытаюсь погасить собственную реактивную реакцию мозга (это тавтология, но лучшего словосочетания я пока не подобрал) на жизненные события и стараюсь усложнить мышление.

В тексте про веру https://evolkov.net/ontocritic/feedback/questions_after_guide_3.html я в очередной раз мобилизую собственное мышление и как бы пугаю его опасностью верить.

И, наконец, в четвёртом тесте https://evolkov.net/ontocritic/feedback/questions_after_guide_4.html (самом, на мой взгляд, онтологичном, что демонстрирует скорее не развитие, а откат автора) я оправдываю существование личной онтологии, как убежища и провожу ассоциацию с внутренним городом.

Остальные линии размышлений и рефлексии побочные. Я выделил главное. И смысловое содержание текстов (о чем мы говорим приличную часть времени в видео тренировки № 4) получилось «не чистое». Хотел бы я перейти к написанию более осмысленных («чистых») текстов, но, скажу я вам, это не так просто. Поэтому я называю этот текст переходным.

Основным результатом написанного и отснятого пока я вижу своё постепенное приближение к онтокритическому восприятию мира. Сейчас я попробую графически изобразить, как мне это видится, а потом поясню свой рисунок текстово.

На этой иллюстрации я пытаюсь передать свою жизнь в онтокритическом ракурсе. Представим себе, что мировоззрение — это окружность. Её номер — это день жизни. Текущий день. С учётом моего возраста я проживаю сегодня примерно четырнадцать тысяч девятьсот шестьдесят пятый день жизни. Так как моё мировоззрения (= онтология) ежедневно немного меняется, то сегодняшняя онтология будет отличаться от вчерашней, а завтрашняя от сегодняшней и так далее. Череда сменяющихся онтологий.

Здесь я изображаю свою семью, прикинув количество прожитых дней каждого из её членов. Но личная онтология — это не окружность.

Это текст.

Так как мы мыслим словами, то каждый день мышление каждого из нас производит примерно восемь миллиардов уникальных онтологий (если округлить население планеты Земля). По сути — это восемь миллиардов текстов ежедневно. Если даже на одну простую мысль, констатирующую факт вроде «наступило утро» мы тратим одну секунду нашего человеческого времени, то грубо ежедневно человеческий мир производит восемь миллиардов всякого вида текстов из 122 400 слов на голову (мои грубые подсчёты количества слов, которое производит мозг одного человека в сознательный отрезок дня). А всего в сутки эта «фабрика» производит 979 200 000 000 000 слов.

Это огромный массив данных, часть из которых ещё и ежедневно сохраняется на разных носителях. То есть накопительным итогом количество текстов, каждый из которых мы можем отнести к фрагменту онтологии, приближается к цифрам с сумасшедшим количеством нулей. Вопрос, который возникает у меня в итоге: как эти тексты обуславливают нашу жизнь, почему так и что здесь мы можем улучшить?