Онтокритика. Вопрос № 3: «Чему верить?»
(рубильник веры)

Михаил Бедило

Тренировки

  1. 1-я тренировка — https://youtu.be/4fk270MTg3c
  2. 2-я тренировка — https://youtu.be/Oj4lL-rbDpE
  3. 3-я тренировка — https://youtu.be/Iiy6i5vvCLI
  4. 4-я тренировка — https://youtu.be/UK_kCqnmgK4
  5. 5-я тренировка — https://youtu.be/dLcCGhsMa5U
  6. 6-я тренировка — https://youtu.be/gG9_UaIASuw

В предыдущей статье я сформулировал вопрос № 2 «А где мне стоит замедлять мозг?» и перечень связанных с ним вопросов. В процессе прошлой онтокритической рефлексии я почувствовал себя крайне неуютно в том плане, что тотальное сомнение — оно как бы выбивает почву из-под ног. И тогда внутри меня как будто что-то закричало: «А во что же мне тогда верить, чёрт возьми?»

На самом деле моё отношение к вере давно и несколько парадоксально определялось принципом «Бритвы Оккама».

Для себя я не считал веру «необходимым сущим» (которое ко всему прочему увеличивает жизненные риски). Как будто ты отдаёшь центр принятия решений во вне. Я вообще предпочитаю слово доверие. Моё отношение к вере усложнилось с появлением онтокритики. Так как уникальная онтология (мировоззрение) формируется в конкретно взятом мозгу и полностью им детерминировано — у меня просто нет выхода, кроме как (НЕ)ДОВЕРИТЬСЯ своей онтологии хотя бы в части вопросов. Отсюда я прихожу к выводу, что НЕверующего (ну или НЕдоверяющего) человека, возможно, и не существует. В том плане, что вот этот «рубильник веры» — он находится внутри каждого из нас, и мы априори должны им управлять. Эта функция вшита в сознание.

И да-да — и это несколько похоже на теорию Даниэля Канемана о двух типах мышления: реактивном (быстром) и более осмысленном (медленном) из предыдущей статьи. Тренируя в себе навык задавать вопросы, а не отвечать на них, сформулирую новый перечень вопросов:

  1. В каких жизненных ситуациях в какое положение мне ставить рубильник веры?
  2. Какие признаки этих ситуаций и как мне их распознать?
  3. Что будет, если рубильник оставить надолго в одном положении?
  4. Что будет, если рубильник оставить в одном положении навсегда?
  5. Что будет, если рубильник переключать слишком быстро?
  6. Что будет, если рубильник переключать по графику?
  7. Является ли ситуация, связанная с большими рисками, основанием для переключения рубильника и какая, и в какое положение?
  8. Только ли ситуация, связанная с большими рисками, является основанием для переключения рубильника и в какое положение?
  9. Какие это риски: финансовые, риски для жизни, для здоровья (физического или психологического)? Какие-то другие?
  10. Является ли ситуация, связанная с небольшими рисками, основанием для переключения рубильника и какая, и в какое положение?
  11. Какие это небольшие риски?
  12. Может ли быть такое, что неправильное положение рубильника в ситуации с изначально небольшими рисками впоследствии увеличивает риски?
  13. Может ли быть такое, что просто неправильное положение рубильника резко увеличивает риски? В каких ситуациях?
  14. Возможно ли, что неправильное положение рубильника приводит к необратимым последствиям? Каким? В каких ситуациях?
  15. А что, если рубильник переключает кто-то другой, хотя я думаю, что переключаю его я? Возможно ли такое? В каких ситуациях?
  16. А что, если рубильник не один?

Встаёт новый фундаментальный вопрос: «На что опираться?»