Аксиомы онтологии человека (КОРНИ-проект)

  1. Существует объективная реальность, содержащая, по К. Попперу, три мира: мир 1, мир 2 и мир 3, т.е. всю совокупность объективно существующих явлений, процессов, элементов и предметов, включая текущие явления человеческого сознания и его продукты, в том числе социальные явления и процессы и социальные институты. Частью объективной реальности является субъективная реальность социальных индивидов и социальных групп, т.е. субъективные представления людей об объективной и субъективной реальностях.
  2. Всё воспринимаемое сознанием извне и продуцируемое самим сознанием как-то существует и как-то устроено (как и само сознание), а формы и виды существования и устройства явлений и вещей многообразны: от простых и сложных объективно реальных независимо существующих до нейронных паттернов субъективно воображаемых реальными несуществующих вне сознания явлений (реально существующие процессы сознания способны конструировать несуществующие в реальности вещи, явления и процессы). К последним относятся, например, боги, мировой заговор с мировым правительством и особый путь России — и неисчислимое множество других иллюзий.
  3. Человечески осмысленное восприятие реальности возможно только через формирование сознанием априрорных субъективных моделей, которые затем накладываются на феномены работы органов чувств. Человек осмысленно воспринимает и представляет понятной ему реальностью лишь продукты наложения своих фантазий на случайно избранную часть результатов работы органов чувств.
  4. Всё воспринимаемое — реальное и воображаемое — воспринимается человеком субъективно и несовершенно: неполно, неточно, искажённо, с домысливанием, с созданием фантазий и т.д. (упражнение: попробовать сформулировать все практические следствия из принципа субъективной конструпретации (construal)).
  5. Любые продукты восприятия чего угодно могут осмысливаться (наделяться смыслом) и оцениваться человеком как угодно в соответствии с его текущими предпочтениями и состояниями, т.е. реальность может восприниматься как фикция, а фикция — как реальность (принцип субъективной конструпретации (construal)).
  6. Человек способен конструировать в своём сознании и последовательно применять на практике инструменты и технологии «раскапывания» объективной реальности (аппроксимаций к объективной реальности своих представлений о ней; субъективные человеческие фантазии и несовершенные знания о реальности также являются элементами реальности со своими специфическими свойствами).
  7. Следствие из 1-6: ВСЁ в содержании сознания требует критического отношения, проверки и перепроверки в любой данный момент, и человек способен на такую критическую переработку в пределах достигнутого уровня научения соответствующим навыкам и своих психофизиологических способностей.
  8. «Человек, на мой взгляд, — это существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается какими-то средствами, не данными в самой природе. Или, другими словами, человек в том человеческом, что есть в нём, не природное существо, и в этом смысле он не произошел от обезьяны. Человек вообще не произошёл ни из чего, что действует в природе в виде какого-то механизма, в том числе механизма эволюции. Хотя он чётко выделен на фоне предметов, составляющих природу и космос, тем, что мы интуитивно называем в нем человеческим. Но это не может быть приписано по своему происхождению никаким механизмам ни в мире, ни в биологии, ни в самом человеке. Повторяю, человек есть существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается. Уже с самого начала мы имеем здесь, следовательно, разрыв, пропасть между культурой и природой. И скажу мимоходом (предваряя дальнейшее, к этому я ещё вернусь), что миф — это тщательно разработанная система нейтрализации оппозиции «культура — природа». Мифические существа — мифичны, то есть реально их нет. Но это существа, способные на невозможное. В них нет названной оппозиции, поскольку они и природны, и культурны одновременно, сверхъестественны. Но это мимоходом. Вернусь к уже сказанному: человек не есть нечто, порождаемое природой в том смысле, что нет такого основания в природе, которое самодействовало бы и порождало своим самодействием в человеке человеческое. Человеку не на что положиться вне самого себя. Нет гарантий, нет фундамента (16:) в природе для человеческих состояний. В этом смысле человек есть существо, висящее в пустоте, как бы случайное, не имеющее оснований. Вдумайтесь в свой опыт или в тот опыт, который зафиксирован в книгах, в историческом предании, то есть в том, что мы вообще знаем об истории и что нам завещано и передано». (Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Философские чтения. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — С. 15-16.)
  9. «Повторяю снова: какие-то вещи в мире в своем существовании, или бытии, зависят от того, найдётся ли в каждый данный момент хоть одно человеческое живое существо, которое наполнило бы эти вещи своей потребностью в их существовании (выделено мною. — ЕВ).. Свободу нельзя дать, нужно, как минимум, чтобы хоть одному человеку она была так нужна, так понятна и он так умел бы её практиковать, что без этого он вообще и жить-то не мог. Я пытаюсь подчеркнуть простую мысль, что мораль, этика, философия, культура есть физика, мускулы, умение. Что-то мы умеем или не умеем, и если не умеем, то, хоть сегодня введи парламентскую систему на Руси, ничего не получится (выделено мною. — ЕВ). Мы живём, казалось бы, нашими духовными или мысленными состояниями, а в действительности мы есть тело, удачное или неудачное; я боюсь, что, скорее, имеет место последнее, которое, например, такое большое, что может быть раздавлено собственной тяжестью. Бывают такие <…>, у которых вся живая энергия уходит на то, чтобы держаться в теле, и её не хватает ни на что другое». — Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. — М., 2010. С.264-265.