Две рациональности 2
http://ivanov-petrov.livejournal.com/2077301.html
Одно понимание: истина (истинное суждение) есть отображение того, что есть в реальности. Разум пассивен, на этом основано представление о доказательстве. Пока не доказано, не существует; доказательство есть принуждение. То, к чему можно принудить - превозмочь все аргументы, сломить сопротивление - то и есть доказательство. Только на это можно уверенно опираться. Рациональность - фиксирует доказанное, принимает обоснованную реальность. Пассивность эта весьма агрессивна, но это уже другая сторона. Рациональность прежде всего воспринимает доказательства, ей их предоставляют, она же критически оценивает, и если разрушить не удалось - принимает. Ничего сверх доказанного нет, область гипотез совершенно пуста - там может быть что угодно, чистая доска. Сплетение произвольных, каких угодно гипотез сочетается с пассивным восприятием доказанного.
Другое понимание: истинно также и то, что следует помыслить, чтобы реальность существовала. Разум активен, чтобы получить достоверное, следует к нему тянуться, само оно не придет, лишь в ответ на усилие познания. Рациональность не только созерцает доказательства и доказанное, она творит то, без чего познание невозможно. Одновременно оказывается, что то, чего еще нет, непознанное и недоказанное, совсем не произвольно. Существуют различные правила и способы, которые определяют, какие поиски можно предпринимать, гипотезы расположены не в пустом пространстве, не произвольны - они определяются наученной активностью, они должны быть устремлены в правильном направлении, иначе они не сработают. Рациональность активна, она не только созерцает, но и творит мысли, и это не "подобия реальности", а самостоятельная реальность.
Есть и другие различия. Совсем не уверен, что представляю полный набор характеристик. Тем более что каждая характеристика, отличающая рациональности, поворачивает дело совсем иным образом, меняя все картину. Выше сказано о различии в отношении к гипотезам и доказательствам, о различиях активности и пассивности, зеркала реальности и творения реальности. Это совсем не все, есть и другие. Как я понимаю, рациональности отличаются отношением к новизне. Рациональность пассивная ("холодная"), зеркало доказательств, нацелена на новизну. Там принципиальный момент, что эта рациональность стремится открывать в мире новое. Не случайно там ключевое слово из всего множества понятий, относящихся к мыслительной деятельности - "открытие". А другая рациональность, активная, не имеет этой установки на новое, приращение рационального и новое знание разобщены - здесь дело в установлении все новых связей между уже известным, обновление понимания в том, что - по меркам первой рациональности - является "старым". новое открывать не требуется, это всего лишь один из процессов рациональнсоти, совсем не самый важный.
Различают рациональности степень активности, отношение к производящему (не доказующему) аспекту, отношение к новизне. И это совсем не конец - различаются они также отношением с личностью познающего. Кратко говоря, любая рациональность меняет личность того, кто ее практикует. Мнение, что рациональность есть лишь нейтральная способность, орудие "для решения задач" - неверно, тот, кто думает, изменяет себя. И эти изменения различны, разные рациональности меняют личность в разных направлениях.
6 сентября 2017, 08:50:35 UTC
6 сентября 2017, 09:00:46 UTC Комментарий изменен: 6 сентября 2017, 10:15:26 UTC
Вроде, Вы говорите всё же о типах познания (исследования) , называя это почему-то "рациональностью": эмпирическое исследование и научное (в узком новоевропейском смысле). Тогда понятно, хотя типов исследования тоже несколько больше, но вот эти действительно одни из самых значимых (ну, или по крайней мере обсуждаемых) сегодня.
6 сентября 2017, 09:03:16 UTC
Вы удивитесь, что в итоге в "рациональность" попадает.
6 сентября 2017, 15:34:34 UTC
6 сентября 2017, 15:54:34 UTC
6 сентября 2017, 16:08:46 UTC
6 сентября 2017, 16:48:31 UTC
Критерий рациональности - результат. Если его нет или он отрицательный, то красота порядка подобранных букв и цифр теории значения не имеет.
6 сентября 2017, 17:25:51 UTC
да. но кто сказал, что результат тут должен меряться деньгами? )) отказаться от участия в поисках рациональности в белом шуме и остаться "при своих" - тоже результат. есть и другой способ, но бессовестный (см ниже)
>> Если его нет или он отрицательный, то красота порядка подобранных букв и цифр теории значения не имеет.
"если ты такой умный, то почему такой бедный"(с) знаем-знаем такую точку зрения...
в общем, рациональные люди давно поняли, что единственный способ рационально заработать на людях, ищущих рациональные законы в белом шуме, это организовать казино (форекс-кухню, биржу, брокера и тд). удачи вам ))
6 сентября 2017, 20:45:40 UTC
7 сентября 2017, 13:29:46 UTC
На что его "срезают" тем, что это же глупость очевидная — ветер и рыбу предсказать невозможно, "белый шум", иногда, конечно, может повезти, но в итоге обязательно тебя с такой лодкой в океан унесёт на голодную смерть.
Рационально.
7 сентября 2017, 15:42:03 UTC
7 сентября 2017, 17:14:51 UTC
Аналогия не подходит только в том, что полинезийцы узнать их никак не могли, но пользоваться результатами научились, а у вас они в двух кликах мыши, но вы продолжаете вместо этого спорить в инете.
Прогрессирует человечество
7 сентября 2017, 17:39:23 UTC
то есть вы нашли священный грааль фондового рынка? )) ну удачи вам, прогрессируйте дальше.
8 сентября 2017, 14:43:35 UTC
6 сентября 2017, 09:45:23 UTC
6 сентября 2017, 10:08:08 UTC
6 сентября 2017, 10:09:57 UTC
Вторая же форма рационализации предполагает «широко открытые глаза» Она более продуктивна, но чревата увлечением разнообразными «торсионными полями». Правда, часто из ложных предпосылок ученые получали работающие результаты, поэтому сейчас такая рационализация главенствует в науке. Что делает ее для непосвященных все более похожей на колдовство - объяснить нельзя, а работает!
6 сентября 2017, 10:21:56 UTC
Нет, наоборот. Наука в строгом смысле слова была построена в оппозиции к этой "рациональности". Смотрите работы Галилея, например. Математика же здесь и вовсе ни при чем (у неё своя история).
6 сентября 2017, 10:34:32 UTC
6 сентября 2017, 11:16:23 UTC Комментарий изменен: 6 сентября 2017, 11:18:24 UTC
Баттл Оксимирона и Гнойного, как Куликовская Битва, потряс все отражения нашей реальности, от новостей федеральных каналов до мира научной философии : )
6 сентября 2017, 12:14:58 UTC
6 сентября 2017, 15:50:19 UTC
вот Ньютон, когда движения планет изучал, какое-ндь новое явление природы открыл? нет.. он нашел новую взаимосвязь между давно наблюдаемыми объектами и явлениями - движением планет. то есть, вроде как закон сей - 2-рациональность. но сам по себе закон - вполне 1-рационален и доказан Ньютоном в "Началах" тоже вполне 1-рационально. и проверяли его потом вполне рационально - сверяли расчеты с наблюдениями и убеждались в его правоте. открытие планет "на кончике пера", пользуясь ньютоновской механикой - это как? вроде - "открытие нового", то есть 1-рацио, но вместе с тем и объяснение картины мира, которая не складывается (возмущения всякие), то есть 2-рацио...
в общем, у меня как-то 1-рацио от 2-рацио отделить не получается. при этом интуиция от дедукции, формулирование гипотез от доказательства вполне себе отделяются легко..
6 сентября 2017, 14:07:43 UTC
Связи как раз обычно сложно выстраивать — нужно специально искать контекст.
Ну и тут наверно можно что-нибудь сказать/помечтать про искин, который, может быть, когда-нибудь будет помощником в соружении контекста для приходящей мысли...
8 сентября 2017, 18:52:46 UTC