лонг-, но маст-рид от Катерина Мола:
никто не прочтёт
наличный мир фактов вторичен. старую кантианскую (ну и платоническую, конечно) максиму прекрасно подтверждает опыт пережитой Украиной оккупации. вся эта оккупация вообще состоялась исключительно потому, что мир фактов вторичен.
как всем хорошо известно, весь имеющийся в нашем распоряжении мир во всех его проявлениях делится на метафизику, логику и физику. и если взять философию, и нагнуть ее до уровня политики, то становится очевидным, что для того, чтобы что-то серьезно изменить, нужно менять в самом основании – нужно рушить несущую стену человеческого сознания – метафизику. метафизика, это, конечно, не только Кант, но и Фрейд. это априорное знание о мире, себе, восприятии, это условие благодаря которому все делается возможным, и делается возможным именно в такой форме, в какой оно есть. логика тоже априорна и составляет матрицу сознания, определяемую метафизикой. знание о физике, то есть о мире вещей определяется логикой и метафизикой, и если мы присмотримся к жителям оккупированных территорий, то станет очевидным, что метафизика и логика – не просто линза, через которую человек смотрит на мир, это аппарат, интерпретирующий увиденное и сообщающий – что и зачем человек должен по поводу увиденного предпринять.
метафизика донбасса (простите) подвергалась усиленной обработке начиная с 2000 года. именно тогда местные элиты под чутким руководством старшего брата начали конструировать миф о донбасской идентичности. о некоей качественной отличности человека донбасса от украинца, об оторванности истории донбасса от истории Украины, о чуждости и даже антагоничности донбасса и Украины. ничего принципиально нового в этом Хомо Донбасус не было – это просто немного осовремененный «советский рабочий», а украинец глазами донбасса – просто типичный карикатурный хохолизанекдота разлива 70-ых годов, обильно приправленный страхами из начала 50-ых. они даже говорили про зарытые в огородах у западенцев шмайсеры, вот вам крест!
реконструкция ленина в головах регионального большинства напоминала строительство бама по масштабам нахрапа. вот взять, например, концепт Бога. как верит донецкий человек? – правильно, он верит правильно. и пускай он верит недолго, и пускай он не знает традиций, и пускай его храмы оббиты вагонкой, пусть из религиозных текстов он знает только, что святой Илья в воду нассал, все равно его вера глубже и истовей, осознанней и, что немаловажно, адресована самому Богу через единственно правильного посредника, на единственно правильном языке. ведь все знают, что Иисус говорит в быту на церковно-славянском. про западенцев же точно известно, что они ходят в церковь как стадо баранов, и там заученно повторяют бесполезные формулы. разве это духовность? такие антиномии бытовали не только в околополитических разговорах, этого было много в прессе, на заседаниях клубов красных дидов, обсуждениях концепций развития, принятия планов для роста детей и молодежи и прочих обильных мероприятиях с кофе-брейками и пресс-релизами.
социальные инженеры вышли на улицы: борды со сталиным, героями соцтруда: паша ангелина, стаханов, береговой. они улыбались или сурово грозили с плакатов так, будто на календаре не 21 век, а ровно середина 20.
чуть позже включили «антифашизм», и понеслась. это была арматура – лупили телевизором, уличной паникой, знаменами, истерикой: Сталина на вас нет! 2004 год был предупреждением, но взнос в строительство «детской больницы будущего» им. Виктора Ющенко порешал очень много. взносы и лень – и вот донбасс снова предоставлен сам себе, а от несущей стены осталось не так уж много. в 2005 году хряков стоит на пл. ленина с плакатом ГУЦУЛОВ – В ДОМЕННЫЕ ПЕЧИ, и это никого не смущает. имеет же человек право на политическую позицию.
было много чего еще. так много, что этого никто никогда не прочтет, но суть в том, что в какой-то момент несущую стену окончательно вынесли. и вынесли ее, как мне кажется, не в 2013-14 годах, а в 2010. победа донбасса над Украиной, а не победа януковича – вот что это было. для хомо донбассус эта победа стала не очередным витком тягомотной диалектики восток\запад, а подтверждением того, что они правы. их картина мира, выстроенная протухшими комсомольцами – это и есть реальность, - вот как они восприняли произошедшее. и эта синтетическая метафизика породила искривленную логику. в этой логике антимайдан первичен по отношению к Майдану, донбасс первичен по отношению к Украине, рссия первична по отношению к миру, а хомо донбассус – герой эпоса, который держит круговую оборону, ощетинившись крестами и телеантеннами . он стонет под натиском мирового правительства, НАТОвцев, фашистов, но не сдается, потому что вечная борьба – за уголь, за сталь, за счет на табло, за язык, за веру, за колбасу по 2,20, за право рабочего человека выпить, наконец, - все это и есть основа основ и смысл его жизни. всегда за что-то, а лучше против чего-то вечно бороться. всегда бояться. правосеков, например. они едут. вечно едущие правосеки вереницей тянутся на восток. от них есть одно верное средство – заварите покрепче окна. еще очень страшно от идентификационных кодов. очень страшно, что заставят говорить по-украински. это возможно, ведь наших родителей заставили говорить по-русски, хотя все деды говорят по-украински. бабки тоже. но кто хочет быть как бабка? - никто! а еще они заставят нас не почитать дидов. как можно жить, не почитая дидов?
ломка логики изменят физику. то есть мир фактов, событий и вещей. и тут уже нет ничего странного в том, что «ихтамнет», что меняется на 180 траектория полета снарядов града, что подвалы заполнены беззвучно кричащими людьми, а заводы и фабрики растворяются, просто проваливаются сквозь землю, рассыпаются на атомы. были, и вдруг нет. такая физика.
все, вот и не осталось от сознания ничего.
центральным понятием же всей этой философии есть понятие долга. долг – это такая унифицированная совесть. и не смотря на то, что это категория очень избитая и очень милитаризированная, Долг – есть сердце любой социальной философии, и при этом категория очень интимная. и самое интересное во всем этом бедламе – что происходит с понятием Долга в псевдореспубликах? вот эти два плевочка сатаны, там живут микробы и бактерии с измененным сознанием (я о тех только, кто идентифицирует себя с днрлнр)что у них с чувством долга? что для них долг? есть, конечно, искушение назвать все это бессовестными республиками, но это упрощение. они же там чем-то гордятся, что-то воздевают на пики, и о чем-то пишут в газетах. при этом их гражданский пафос позволяет большинству ездить за украинскими пенсиями, брать гуманитарку у украинского (ггг) олигарха, собирать голландские вещички из сбитого самолета, и даже хотеть биометрический паспорт. хотеть уничтожения Украины, хотеть развала Европы, призывать к миру, просить ввести войска. но это уже снова больше про логику.
в общем – донбасс сегодня - єто не символическая, а вполне конкретная смысловая дыра, и долго в нее вглядываться опасно. много неокрепших ментально людей туда засосало. даже после 2014.(с)