ГУМАНИТАРНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ (humanistic invention). Новая гуманитарная идея, включающая средства её воплощения в виде культурных практик, интеллектуальных движений, творческих организаций и форм сотрудничества.
Гуманитарные науки не меньше нуждаются в изобретениях и изобретателях, чем естественные. Для человечества важен творческий потенциал того или иного научного открытия, возможность новых изобретений на его основе. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, художественный стиль, выразительные средства языка? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, новые способы коммуникации?
Подобно общему разделению наук на естественные, общественные и гуманитарные, изобретения тоже бывают трех видов: научно-технические, социально-политические и гуманитарные. К числу научно-технических можно отнести: телескоп, паровоз, динамит, радио, автомобиль, авиацию, компьютер, вакцинацию, антибиотики, банкомат, лазер, голографию, Интернет.
Социальное изобретение — это любой новый закон, организация или процедура, которые меняют способ поведения и взаимодействия людей. Примеры социально-политических изобретений (к ним относятся и право и экономика): конституция, профсоюзы, бойскауты, кредитные и страховые организации, свободный рынок, феминизм, анархизм, коммунизм, сионизм, пособия по безработице, Красный Крест, Олимпийские игры, ООН, декларация прав человека.
Гуманитарные изобретения охватывают те сферы культуры, которые изучаются гуманитарными науками: язык, литература, искусство, философия, религия, психология, антропология, культурология. Приведём ряд изобретений по соответствующим дисциплинам.
Язык: армянский алфавит, славянские кириллица и глаголица, эсперанто, волапюк, идо и другие плановые языки, информационные и компьютерные языки, формализованные языки науки, возрождение древнего языка — иврита, орфографические реформы, индивидуальные авторские неологизмы.
Литература: классицизм, романтизм, готический роман, натуральная школа, реализм, сказ, детектив, символизм, поток сознания, футуризм, социалистический реализм, фэнтези, метареализм.
Искусство: фотография, кино, арт-деко, баухаус, ready-made, кубизм, сюрреализм, неореализм, супрематизм, минимализм, концептуализм, коллаж, инсталляция, видеоигры.
Психология: психоанализ, Эдипов комплекс, архетип, бихевиоризм, тест Роршаха, тест Люшера, тест IQ, множественный интеллект, экзистенциальная психология, трансперсональная психология, эннеаграмма.
Философия: кинизм, диалектика, идеализм, утопия, Просвещение, сверхчеловек, диалектический материализм, экзистенциализм, культурно-исторические циклы, деконструкция, постмодернизм.
Религия: икона, готический храм, Третий завет, суфизм, Каббала, протестантизм, методизм, деизм, пантеизм, хасидизм, мормонизм, теософия, антропософия, атеизм, богоискательство, пятидесятничество, бахаизм.
Некоторые изобретения можно отнести к смешанным категориям. Техно-гуманитарные: фотография, кино, компьютерные игры, гипертекст… Социо-гуманитарные: дендизм, хиппи, панки, эмо, готы и другие молодежные субкультуры…
Подавляющее большинство изобретений имеет индивидуальных авторов, что подчеркивает творческую природу даже тех дисциплин, жанров, направлений, которые, казалось бы, существуют извечно и возникли сами собой. Например, создателем лингвистики считается Панини (Древняя Индия), философии — Фалес, эпистемологии — Ксенофан Колофонский, кинизма — Диоген, готической архитектуры — аббат Сугерий, масляной живописи — Ян ван Эйк, протестантизма — М. Лютер, феминизма — М. Уоллстоункрафт, детектива — Э. По, экзистенциализма — С. Кьеркегор, анархизма — М. А. Бакунин, бихевиоризма — Джон Уотсон, логического позитивизма — Морис Шлик, и т. д.
Изобретательство в гуманитарной сфере следует отличать от просто творчества или сочинительства. Даже великое литературное произведение далеко не всегда является изобретением — и наоборот, изобретением может стать текст, далеко не выдающийся по своим художественным достоинствам. Например, «Анна Каренина» — великий роман Л. Толстого, но литературным изобретением не является. А «Бедная Лиза» Н. Карамзина — простенькая назидательно-чувствительная повесть — была изобретением нового литературного направления — русского сентиментализма. Изобретательство — это создание некоего принципа или приема, которые впоследствии используются в создании других произведений. Поэтому великие изобретения часто бывают несовершенными творениями — не только в литературе или в философии, но и в технике. Техническая наивность первых телефонов, автомобилей, компьютеров не мешала им быть великими изобретениями. Эстетически слабыми были первые фотографии и кинокартины — но они создавали новые виды и жанры художественной деятельности. У изобретения бывает много общего с наброском, черновиком, гипотезой, то есть не полностью реализованной идеей, которая впоследствии обретает более развернутое воплощение. Сочинительство стремится к совершенству данного текста, произведения, тогда как изобретательство стремится создать ранее неизвестный принцип или идею, на основе которых можно производить множество разных сочинений. Сочинительство — реализация потенциального (замысла, проекта), изобретательство — *потенциация реального, переход от данного к возможному.
Есть несколько типов гуманитарного изобретательства. Рассмотрим их на примере литературы.
1. Спонтанное. Создание оригинального произведения, которое впоследствии находит много продолжателей/подражателей, оказывается первым в ряду новых направлений, стилей, приемов или жанров. Это происходит без сознательного намерения автора и лишь впоследствии обнаруживает свое воздействие на литературу, становится точкой отсчета для последующих поколений. Так, изобретатель жанра научной фантастики — Мэри Шелли («Франкенштейн…», 1818), детектива — Эдгар По («Убийство на улице Морг», 1841).
2. Экспериментальное. Автор ставит своей задачей создать новый прием, жанр, тип повествования и подчиняет свое творчество, частично или полностью, этой цели. Таков «первенец» экспериментальной словесности — роман Лоуренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Джеймс Джойс, экспериментируя с языком и сюжетом, создает «Поминки по Финнегану».
3. Программное. Автор не просто сочиняет экспериментальные произведения, но выдвигает целую программу трансформации литературы и сознательно основывает новое направление, то есть наряду с собственно художественными создает программные тексты, манифесты, прокламации, которые утверждают новый вид творчества. Так, предисловие Виктора Гюго к «Кромвелю» стало своего рода заявкой на «патент» — изобретение французского романтизма и его важнейшего художественного приема, гротеска. Эмиль Золя изобрел натурализм как литературное направление — не только в своих романах, но и в манифестах «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881).
4. Системное. Это редкий случай, когда изобретательство не ограничивается какой-то одной идеей, приемом, литературным направлением, но осуществляется систематически в разных областях творчества. Авторы ставят своей задачей именно изобретение новых приемов, стилей, жанров. Такова деятельность УЛИПО — «Цеха потенциальной литературы», образованного в Париже в 1960 году (Р. Кено, Ж. Перек, И. Кальвино и др.). В русской литературе черты такого системного изобретательства можно найти у А. Белого и В. Хлебникова.
Гуманитарное изобретательство может также различаться по своим масштабам. Например, в лингвистической области можно изобрести целый язык (эсперанто), или алфавит (кириллица), или разговорную, осовремененную версию языка (иврит, возрожденный Э. Бен-Йехудой), или способы словообразования (как В. Хлебников или Дж. Джойс), или единичные слова, неологизмы (как М. Салтыков-Щедрин, создатель «благоглупости» и «злопыхательства»).
Таким образом, типология гуманитарного изобретательства основывается на пересечении по крайней мере трех координат:
1) дисциплина (философия, психология, язык, литература и т. д.);
2) тип (спонтанный, экспериментальный, программный, системный);
3) масштаб (целая область культурной деятельности, её частичные формы или отдельные элементы).
В гуманитарной сфере гораздо труднее, чем в технической, выделить элементы изобретательства. За гуманитарные изобретения не выдают патентов — хотя было бы целесообразно ввести такой обычай и институцию, с целью вознаградить автора, пусть только морально, а главное — привлечь внимание к радикальным инновациям в области мышления и самосознания человечества.
Возникает вопрос: а можно ли учить и учиться гуманитарному изобретательству — в той же мере, в какой можно преподавать и изучать гуманитарные науки? Есть ли отделения в университетах, где мыслители-творцы, изобретатели литературы, такие как Фридрих Шлегель, Фридрих Ницше, Филиппо Маринетти, Андрей Белый, Виктор Шкловский, Андре Бретон или Вальтер Беньямин, могли бы найти себя как профессионалы?
За последние полвека в систему университетского образования США интегрировалась такая область деятельности, как литературное творчество (creative writing). На соответствующих отделениях профессиональные писатели обучают студентов искусству создания романов, рассказов, пьес, стихотворений. Нет принципиальных преград и для институциализации «творческого мышления» (creative thinking), творческой деятельности в области гуманитарных наук. Гуманитарное изобретательство имеет такое же право на свои университетские кафедры, как технологические, политические, медицинские, юридические дисциплины. Гуманистика призвана охватить оба способа интеллектуальной деятельности, признаваемой в науке: изучение существующих фактов и принципов — и изобретение идей и инструментов, способных преобразовать предмет изучения.
*Гипотетизм, Гуманистика, Гуманитарные практики и технологии, Креатема, Культуроника, Манифест, Мыслезнание, Науководство, Потенциация, Проективность, Творчество, Трансгуманистика, Трансдисциплины
О гуманитарном изобретательстве // Новое литературное обозрение. № 138. 2016. С. 220–245.
Конструктивный. С. 1–74.
Творчество. С. 23–31.
https://www.e-reading.club/chapter.php/1052218/19/Epshteyn_-_Proektivnyy_slovar_gumanitarnyh_nauk.html
Is the government covering up evidence of alien landings? Are powerful elites plotting a New World Order? Is global warming a hoax? Are vaccines really the government's attempt at mass mind-control? Are lizard people taking over the planet?
There seems to be something inexplicably compelling about the nature of conspiracy theories—more than 50% of Americans(link is external)believe in at least one. You might think that even though substantial minorities(link is external) of people endorse these seemingly eccentric beliefs, conspiracy ideation is mostly harmless fun, food for those who are palpably out of touch with reality.
Think again.
In a new study(link is external), I find that mere exposure to a popular conspiracy theory can make you less pro-social—and less likely to accept established scientific principles.
In the experiment, I instructed people to watch a short two-minute video clip of a popular global-warming conspiracy movie. I randomly assigned people to one of three groups:
Results clearly showed that those participants exposed to the conspiracy video were:
I have termed this phenomenon the "conspiracy effect(link is external)."
These findings are troubling. Consider the fact that 97%(link is external) of leading climate scientists have independently concluded that human-caused global warming is real and happening. Yet, just watching a two-minute clip about how it all might be part of a global conspiracy appears to be enough to compel us to dismiss science and make us feel less inclined to engage with important societal issues in general, including helping others in need.
You might think, "Oh well, that's just global warming," (only the single most existential threat of our time).
Think again.
Other recent research has shown that belief in conspiracy theories is associated with themotivated rejection of science(link is external), i.e., denial of the other established scientific facts such as the link between HIV and AIDS, or between smoking and lung cancer. Similarly,research(link is external) has shown that reading about popular vaccination conspiracy theories can make people less willing to vaccinate their children, which poses a major public healthrisk. Refusing childhood vaccinations based on belief in unproven conspiracy theories is not very pro-social; it means you are unnecessarily putting other children at risk of catching otherwise preventable life-threatening diseases.
The list does not end here. The spread of influential conspiracy propaganda can have serious societal consequences. For example, belief in some conspiracy theories has been associated with aggression, right-wing extremism, racist attitudes(link is external) against minority groups (e.g., anti-Semitism) and even political violence.
Most of these studies report associations for those who already believe in conspiracy theories. My experiment, however, illustrates that some of these effects might in fact apply to anyone after merely being exposed to a conspiracy theory.
I have written about the psychology of conspiracy theories(link is external) before, yet I want to clarify an important point: Psychologists who study conspiracy theories do not investigate whether or not a particular conspiracy theory is true. Rather, we are interested in the social consequences and the psychological nature of widespread conspiracy ideation.
Moreover, it is a mistake to assume that these type of studies imply that believing that someone is conspiring against you means you must be crazy. That's not what this line of research suggests. Clearly, people and governments have conspired against each other, throughout human history. Healthy skepticism lies at the very heart of the scientific endeavor. Yet there is something fundamentally dangerous and unscientific about the nature of conspiracy theorizing. Here are two reasons it can be problematic:
1. It's never just about one conspiracy.
Conspiracy theorists rarely simply endorse a single conspiracy theory. Rather, belief in one often serves as evidence for belief in others, and this quickly turns into a worldview, i.e., a lens through which we view the world, with new information about world events processed not according to the weight of the evidence but rather in terms of how consistent it is with one's prior convictions. For example, studies have shown that people who believe in conspiracy theories often espouse mutually contradictory(link is external) explanations about the same event, and are even eager to endorse entirely made-up conspiracy theories. In sum, it's not really about the actual evidence anymore, but rather about whether a theory is consistent with a larger conspiratorial worldview.
One reason people fall prey to conspiracy-mindsets is because of a reasoning error known as the "conjunction fallacy(link is external)"—the tendency to think that specific events are more likely than general ones.
For example, which of the following do you think is more likely?
People are easily swayed by option C due to the false representativeness of the two events (i.e., they are both examples of conspiracy theories so they seem plausible when paired together). Yet, the undeniable laws of probability state that the likelihood of two independent events (i.e., their "conjunction" ) is always less likely (or equal) to the probability of either event (A) or (B) being true by itself. In other words, the more conspiracies one endorses, the less likely it is that they are all true at the same time.
2. The premise of (most) conspiracy theories is inherently unscientific.
You should be skeptical of any theory that starts out with the exact same premise every time: Some malevolent and ill-intentioned individual, group, or organization is somehow out to get you.
It is not wrong to have a hypothesis. What is suspicious, however, is when that hypothesis never changes. The interesting thing about conspiracy theories is that they start out with the need to confirm a particular premise (i.e., some evil actor must be responsible). This is what psychologists refer to as a fundamental attribution error—(link is external)the tendency to overestimate the actions of others as being intentional rather than simply the product of (random) situational circumstances.
Unfortunately, many of us are uncomfortable with the notion of randomness, because it lacks meaning. The only thing it communicates to people is uncertainty and a lack of agency and control over what is happening in the world. It is easier, and much more comforting, to simply point our finger at someone. Conspiracy theories, therefore, serve an important role—they restore a false sense of certainty and control.
In contrast to scientific theories, conspiracy theories are also not revised or updated in light of new evidence. If there was evidence that something happened not because of some evil plan, but rather, simply because of an accident, a conspiracy theory is still unlikely to be revised. Instead, the evidence is rejected, usually on the basis that it must be part of the conspiracy. In short, conspiracy theories have a tendency to form a closed network of false beliefs that mutually support each other.
My advice: Misinformation spreads quickly and can do much more harm than you think. The next time someone tries to convince you of a popular conspiracy theory, beware of the conspiracy effect.
Further Reading
Abalakina‐Paap, M., Stephan, W. G., Craig, T., & Gregory, W. L. (1999). Beliefs in conspiracies. Political Psychology, 20(3), 637-647.
Darwin, H., Neave, N., & Holmes, J. (2011). Belief in conspiracy theories. The role of paranormal belief, paranoid ideation and schizotypy. Personality and Individual Differences, 50(8), 1289-1293.
Jolley, D., & Douglas, K.M. (2014). The effects of anti-vaccine conspiracy theories on vaccination intentions. PLoS ONE 9(2), e89177.
Lewandowsky, S., Oberauer, K., & Gignac, G.E. (2013). NASA faked the moon landing—therefore, (climate) science is a hoax: An anatomy of the motivated rejection of science.Psychological Science, 24(5), 622-633.
Oliver, J.E., & Wood, T.J. (2014). Conspiracy theories and the paranoid style (s) of mass opinion. American Journal of Political Science, 58(4), 952-966.
Sunstein, C. (2014). Conspiracy Theories and Other Dangerous Ideas. New York, NY: Simon & Schuster.
Swami, V. (2012). Social psychological origins of conspiracy theories: the case of the Jewish conspiracy theory in Malaysia. Frontiers in Psychology, 3, 280.
van der Linden, S. (2013). What a Hoax: Why people believe in conspiracy theories.Scientific American Mind, 24(4), 40-43.
van der Linden, S. (2015). The conspiracy-effect: Exposure to conspiracy theories (about global warming) decreases pro-social behavior and science acceptance. Personality and Individual Differences, 87, 171-173.
Wood, M.J., Douglas, K.M., & Sutton, R.M. (2012). Dead and alive beliefs in contradictory conspiracy theories. Social Psychological and Personality Science, 3(6), 767-773.SHARE