Магический фашист

Магический фашист

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Главная / Колонки

Валерий Панюшкин: Магический фашист

Всего реплик: 1

Участники дискуссии: Саша Копов
Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
10 мухаррама (то есть 10 октября) в некоторых мусульманских городах на базаре нанимают специального человека, которого можно было бы назвать актером, если бы театр в исламской культуре не считался греховным делом. Этот человек должен просто стоять и говорить «нет». Его окружают женщины, протягивают к нему младенцев и кричат: «Дай воды хотя бы детям». А он говорит «нет».

Точно так же 10 мухаррама на 61-м году хиджры женщины (по преданию) вздымали младенцев над частоколом военного лагеря в Кербеле. Лагерь оборонял внук пророка Мухаммеда имам Хусейн ибн Али, не пожелавший признать власть халифа Язида. А Язид штурмовал лагерь и велел своим воинам засыпать ручей, который снабжал лагерь водой. Когда не стало воды даже для детей, небольшой отряд Хусейна вступил с огромным войском Язида в последнюю отчаянную битву, и все воины Хусейна погибли, став первыми шахидами.

Именно это событие и возрождают до сих пор в некоторых мусульманских городах на базарах. Женщины протягивают младенцев, кричат: «Дай воды хотя бы детям!», актер, изображающий Язида, отвечает: «Нет», и в конце концов беднягу всем базаром тузят.

Это не театр. Это магия. Попытка простых людей прикоснуться к великому, к священному.

Ну, если не нравится слово «магия», давайте назовем это ритуалом.

У христиан тоже простонародные ритуалы распространены больше, чем молитва: причащаются не все, а яйца на Пасху красят все.

Магия проще знаний и проще религии. В подмосковном городе Раменское на День России дети водили по улицам на веревках актера, наряженного фашистом, но вряд ли кто-то из этих детей и даже их родителей прочел хоть одну серьезную историческую книгу о войне.

Это все магия, понимаете? Не знаю, почему православная церковь не замечает этого и не возражает, но Великая Отечественная война стала у нас своего рода религией, предметом культа и магических ритуалов.

Атеисты сказали бы, что люди прибегают к магическим ритуалам тогда, когда не могут справиться с могущественными природными силами. Вызывают дождь, останавливают эпидемии, подправляют курс национальной валюты… Так сказали бы атеисты.

Но я не атеист. Я полагаю, что люди прибегают к магическим ритуалам для того, чтобы прикоснуться к великому и вечному. Потому что человек, даже совсем необразованный, не может свести смысл своей жизни к покупке новой стиральной машины. Человеку нужно больше.

Я не понимаю, чем традиционные религии не удовлетворили огромное количество людей в России. Но люди почему-то начали конструировать себе новую религию, довольно мрачную, как все религии бывают поначалу.

В ней есть культ усопших предков.

В ней есть злые духи. Злых духов показывают по телевизору. Будь то Барак Обама или Джен Псаки. Это именно духи, бесплотные, телевизионные, почти никакого отношения не имеющие к реальным людям, носящим эти же имена.

В ней, в этой религии, как и в любом молодом культе, есть множество самых странных табу. Нельзя наряжаться ни в какие одежды, кроме строго предписанных. Лучше всего вообще одеваться в форму, так вернее. Нельзя задавать никаких вопросов, кроме канонических. Желательно вообще понимать, что мир чрезвычайно враждебен и полон опасностей. На всякий случай следует обожествлять правителей, потому что не могли же они стать правителями иначе как в результате священной войны предков-покровителей и злых духов из телевизора.

Можно предположить, что вскоре для этой новой религии станут возводиться храмы, но скорее капища и священные рощи. Уже теперь вокруг Дороги жизни под Петербургом я такие рощи видел: пионеры повязывают на деревья свои галстуки, и деревья стоят в галстуках. Многочисленные музеи, диорамы и памятники, посвященные Великой Отечественной войне, не вполне подходят на роль храмов этого нового культа, потому что музеи основываются все же на научной работе, имеют дело с фактами и документами и не слишком годятся для того, чтобы принять в своих стенах культ.

Точно так же, как мечеть не является местом, где устраиваются самодеятельные спектакли, представляющие последнюю битву имама Хусейна. Эти представления, насколько я знаю, можно увидеть только на базаре.

Я часто думаю, что простонародные магические культы как-то связаны с торговлей. Рынку в чистом его адамсмитовском виде чего-то такого магического вечно недостает.

657 words