КОРНИ: тексты, видео, картинки

Системные мыслемы

Системные мыслемы

by Евгений Волков -
Number of replies: 0
Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2016-07-19 21:24:00
http://ailev.livejournal.com/1278600.html

Системные мыслемы

Мыслемы (или "мышлемы"? тренируем ведь не мысли, а мышление. Мне даже прислали вариант "мыслеммы", тоже хорошо — не сами мысли, а... леммы к ним. Я сам шёл по пути "стратегирование — стратагемы", "фонетика — фонемы" и т.д.) — это то, что должно быть натренировано на многих мелких заданиях. Такая тренировка ак.А.П.Ершовым была названа "сержантским методом". 

Вот как описывает такой подход Михаил Долинский (гомельская школа обучения алгоритмике, http://dl.gsu.by/NForum/posts/topicshow/76.dl?postid=59214#59214):

Будучи старшим школьником и студентом я тренировал детские футбольные команды.

И там выделялись отдельные навыки игры в футбол, которые и тренировались по отдельности специальными заданиями/упражнениями, как–то:удар внешней и внутренней стороной стопы, левой и правой ногой, приём мяча, физическая подготовка разных видов и т.д.

Когда нам потребовалось развивать МЫШЛЕНИЕ, мы пошли аналогичным путём – попытались выделить и сформулировать отдельные навыки,

Мы назвали их базовые мыслительные операции.

Мы пытались искать в Интернете, что делали другие в этом направлении, что-то придумывали сами.

И на сегодняшний день наш перечень базовых мыслительных операций включает 21 БМО, классифицированных в 5 групп:

    • Операции над парами: сравнение, упорядочивание, ассоциация
    • Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание
    • Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение
    • Логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, эквивалентность, импликация
    • Комплексные операции: анализ, синтез, аналогия, абстракция, воображение, позиционирование, запоминание.

Соответственно мы ставим задания на развитие каждого навыка в отдельности.

На сегодня обучение включает семь уровней сложности таких заданий.

Я б делил мыслемы на два вида:
— онтологемы (подведение под класс: выделение фигуры на фоне, тренинг интуитивного внимания и вывода этой интуиции в осознание — называние). Это тренинг моделирования, при этом метамодель предзадана.Нужно уметь "видеть в мире" системы, физические тела, математические точки — чтобы уже потом использовать на этих объектах всю мощь логем.
— логемы (логические операции, у М.Долинского это БМО — базовые мыслительные операции, у него одна предметная область, поэтому онтологемам у него не так много придаётся значения). Рассуждение на разнородных онтологемах (т.е. последовательное проведение над онтологемами базовых мыслительных операций, т.е. операций логического мышления) для нейронной сетки тяжело, нужно как-то натренировать его до интуитивности, бессознательности, ментальной лёгкости. Так что логемы это простейшие трансформации модели, навигация по модели, рассуждения на материале модели. Онтологи могут считать, что логемы — это про отношения (которые, конечно, тоже объекты, но это тут неважно).

В моём курсе системного мышления предполагается следующий (не думаю, что полный — но для первого прохода по задачам этого набора будет достаточно) набор системных мыслем (мыслем системного подхода). Я уже приводил их рубрикацию вhttp://ailev.livejournal.com/1278095.html, но раскрою их тут чуть подробней в части онтологем и типичных ошибок. И это точно не порядок их объяснения! Это классификация, а не учебный поурочный план:

UPDATE от 1 августа 2016: в данном списке учтены предложения от от vvagr, по итогам учёта замечаний вhttp://ailev.livejournal.com/1282190.html:

1. Объекты в физическом мире - 4D экстенсионализм (литература: http://www.borosolutions.co.uk/research/content/files/books/BusObj-Printed-20050531-with-watermark.pdf/at_download/file): 
— 4D индивид (тренируется критерий определения: протяжённость в пространстве-времени). 
— индивиды и их описания
— могут ли описания быть индивидами?
— работы (изменения: процессы, проекты, кейсы) как 4D индивид, 
— события как 3D индивид
— софт как 4D индивид (ошибка: исходный код как индивид)
— предпринятие как 4D индивид 
— индивиды как полные темпоральные части
— методологическое время против реального (в 4D)
— логема экстенсионализма: совпадение двух объектов в пространстве-времени — это один объект
— отношение композиции ("часть-целое" в 4D)
— холоны (многоуровневая декомпозиция)

2. Деятельностная субъективность во взгляде на мир:
— деятельность (в отличие от действий — критерии культурной обусловленности, повторяемости, "ролевости"), театральная метафора
— действующие лица и исполнители: позиция субъекта выявляется только в деятельности, а не в речи 
— стейкхолдеры (ошибки: исполнители, ответственные, звания, большие организации, пропуск антиклиентов)

3. Воплощение системы против определения системы
— воплощение системы против описания системы
— системы против систематики ("система Линнея") и методологии ("система Станиславского")?
— уровень системы как холон: целевая система как точка отсчёта, использующая система и подсистема
— системы в операционном окружении
— обеспечивающая система
— именование системы по типовой основной функции (назначению) в момент эксплуатации
— логема холона целевой системы: связь целевой, использующей, подсистемы, системы в операционном окружении (ошибки: "объективная система", неверность в определении границ системы, "принцип почтальона" по слишком далёкой использующей системе, пропущенная использующая система + лингвистическое использование слова "использует" — "мужчина использует женщину", игнорирование команды: обеспечивающая система как целевая, подсистема как целевая)
— логема целокупности и эмерджентности для уровней системы
— логемы проверки и приёмки (описания и системы, описания и описания)

4. Определение и описание (идеальное против материального, междисциплинарность и мегамоделирование)
— интересы (и аспекты как группы интересов)
— успешная система
— определение (definition) как ответы на интересы, безусловное существование определения
— описание системы (description) как рабочий продукт, необязательность существования описания
— потребности (стейкхолдеров)
— требования / стратегия — описания чёрного ящика
— дизайн — описание прозрачного ящика
— ограничение — описание прозрачного ящика
— частное описание (view)
— метод описания (viewpoint)
— модель
— вид модели — мета-модель
— множественность описаний: мультимодель
— мегамодель
— прожекторный и синтетический подходы к описанию

5. Функциональное/компонентное против конструктивного/модульного, размещения
— минимальное число видов описаний: компонентные, модульные, размещения
— компонента, порт, связи
— логема целевой системы как компоненты (выполнение функции-назначения в использующей системе)
— модульная диаграмма (логическая архитектура, принципиальная схема)
— модуль, интерфейс
— размещение
— логема совмещения компоненты и модуля
— логема платформенного стека
— архитектура
— архитектурное решение
— архитектурное требование
— архитектурное описание 
— архитектурный синтез (логической и физической архитектур)

6. Жизненный цикл 2.0 (система деятельности с выделенной стадией эксплуатации, состоит из компонент-практик).
— жизненный цикл 1.0 как архитектура работ обеспечивающей системы
— стадия жизненного цикла как работа
— логема целевой системы на стадии эксплуатации
— жизненный цикл проекта
— практики (деятельности, жизненного цикла)
— логема декомпозиции практик (метод/методология, подпрактики)
— дисциплина
— технология (ошибка: игнорирование их соответствия дисциплине)
— вид жизненного цикла (ЖЦ 2.0) как деятельность (практики) обеспечивающей системы

7. Системная схема проекта (модифицированный Essence):
— альфа
— рабочий продукт
— логема альфы, состояние которой свидетельствуется рабочим продуктом
— логема семи основных альф: стейкхолдеры, возможности, воплощение системы, определение системы, работы, команда, технологии
— зоны интересов: клиентская, инженерная, предпринятия
— логема сопоставления использующей, целевой, обеспечивающей систем зонам интересов
— логема сопоставления менеджеров и инженеров зонам интересов и альфам
— состояния альфы как контрольные точки
— контрольный вопрос (к контрольной точке)
— логема декомпозиции альф

По большому счёту, представлен только мыслительный скелет, на котором не надето никакого "мяса" — то есть вместо многочисленных фактов из учебника для тренировки выносится только связанная с мышлением часть. Эрудиция не тренируется, тренируется мышление. Факты запоминать не нужно, нужно системно мыслить — а там уж, перефразирую про "знание немногих принципов заменяет знание многих фактов", "владение немногими мыслительными приёмами заменяет знание многих фактов — их можно логически вывести".

Обратите внимание: тут нет понятий самого системного мышления — нам мыслить про это "системное мышление" и "системный подход" на интуитивном уровне не требуется, это не тренируем, а просто объясняем. Вполне достаточно иметь понимание "системного подхода" на сознательном уровне, тренировки в распознавании его использования кем-то обычно не нужно. Нет диаграмм (схематизаций деятельности, онтологических диаграмм), поскольку они для целей создания тренажёров просто другой способ записи наборов мыслем "в сборе" (а нас интересует именно "разбор", переход к элементам этих диаграмм и связей в них). Нет имён стандартов и источников (поскольку тренируем мышление, а не знание стандартов, плюс не волнует знание истории системного подхода — важно использование его). Нет заявлено никакой специфики примеров (хотя в конкретных заданиях эта специфика вполне может проявиться — кто-то может тренировать эти понятия на кошечках, а кто-то на примере робототехники). 

Кроме того, обратите внимание на отсутствие тут понятий конкретных практик системной инженерии (скажем, инженерии требований с их шаблонами требований или языками требований, или управления конфигурацией, даже V-диаграммы нет) и системного менеджмента: там свои veiwpoints с их онтологемами, свои мыслемы, свои для них тренажёры.

Если кого заинтересовало содержание этих мыслем, то вам сюда:
— учебник системноинженерного мышления: http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking
— видео тезауруса понятий системноинженерного мышления: https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ
— очные курсы системного менеджмента: http://system-school.ru/

 

ailev

20 июля 2016, 11:27:55

Список Долинского — это логика, ничего больше. По-хорошему, логику тоже нужно тренировать, но я не уверен, что в курсе системного мышления (в принципе, если подставлять в список Долинского онтологемы системного мышления в качестве операндов, то это и будет основа для тренинга — поэтому я список Долинского и привёл).

В мыслемах же самого системного мышления у меня явно не Essence только. И онтологическая разноуровневость, конечно, присутствует. Умение работать с несколькими онтологическими уровнями важно. У Долинского, насколько я понимаю, это спрятано в "Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение".

Тут нужно ещё заметить, что я не полностью понял, что вы имеете ввиду, когда пишете "смешение понятий разного уровня", ибо вполне возможно, что мы уровни понимаем по-разному. Обычно "уровень" в онтологиях через отношение классификации задаётся (и репрезентация это специализация классификации обычно), а в системах — через композиции. В любом случае, многоуровневую работу нужно тренировать, связанные с многоуровневостью понятия должны присутствовать.

1392 words