воскресенье, 13 мая 2018 г.
Помочь ученику упорядочить изучаемую предметную область
https://vnaumov.blogspot.co.uk/2018/05/blog-post_13.html
Порой коллеги-преподаватели сетуют, что их подопечные не умеют или затрудняются самостоятельно грызть граниты науки и практических действий. А обоснованно ли сетуют? Кто у нас специально и целенаправленно учит обучающихся приемам самостоятельной работы и мышления? Единицы! Например, поиску нужной информации, ее обработке по итогам такого поиска, аргументации выводов, опровержению неверных суждений? А ведь всему этому своих последователей учили ещё Сократ и античные риторики 25 веков назад. Увы, прервалась связь времён...
Для описания тех или иных аспектов реальности (предметной области) ещё древние греки предложили так называемые топики — стандартные типы ситуаций, попав в которые слушающий, говорящий или/и думающий (например, обучающийся) используют специфические речевые обороты. Так, Аристотелем было описано около 30 таких топиков.
В качестве примера приведем два образца топиков: античный и из нашего времени. Оба разработаны для изучения и описания отдельных событий или частей развивающихся процессов.
Античный топик
- Что это за событие?
- Где произошло событие?
- Когда произошло событие?
- Как произошло событие?
- Почему произошло событие?
Топик Р.Л. Ларсона * (1968 год, в сокращении)
Что именно произошло: Кто (что) конкретно сделал? Когда конкретно сделал? Где сделал? Как конкретно сделал? Зачем конкретно сделал? Кому (чему?) конкретно сделал? Каковы обстоятельства (контекст) совершенного?... С чем сходно событие? Каковы причины события? Каковы последствия события?.. Как можно квалифицировать данное событие? Из какого источника стало известно о событии? Надёжен ли этот источник? На каких принципах устанавливается его надежность?.. Можно ли (было бы) изменить течение события? Можно ли было избежать события?... С какими другими событиями связано данное событие? как?... К какому роду событий может быть отнесено данное и на каком основании?.. Как можно оценить событие?.. По каким основаниям получена данная оценка? ...
Хотите проверить эффективность топиков? — Постарайтесь с их помощью, последовательно отвечая на вопросы, изучить и/или описать следующие события:
- Повышение сотрудника N. в должности.
- Невыход сотрудника M. на работу.
- Военная реформа Петра I
- Запрет мессенджера “Telegram”
- Конфликт между … и … (впишите нужное)
Существуют различные топики для описания различных объектов. В качестве таковых могут выступать статичные предметы, завершенные события, незавершенные события (или их группы), абстрактные понятия или физические процессы, свойства объектов и отношения между ними, последовательности действий и др. В каждой предметной области — свои.
Образовательный смысл топиков состоит в том, что они образуют фреймы (рамки), в границах не только и не столько учебных речевых ситуаций (что важно, кстати, с позиций формирования общенческих компетенций), а — и это главное — в контексте изучаемой дисциплины. Топики:
- позволяют выделять, получать и передавать (во время ответа преподавателю, на экзамене, к примеру) релевантные сведения о соответствующем фрагменте реальности;
- располагают конкретный фрагмент действительности по отношению к другим фрагментам;
- обеспечивают структурирование материала как в ходе его изложения (лектором, автором контента, учеником), так и его воспроизведение и применение наилучшим образом обучающимися;
- помогают отделять существенное и несущественное, важное и второстепенное;
- минимизируют риски пропуска важных фрагментов изучаемой предметной области и многое другое.
Топики при этом не клише, матрицы или шаблоны, по которым создается учебный контент, аинвариантные модели его организации. Топик — это не контент, он не подменяет собой содержания учебной дисциплины, а инструмент, с помощью которого создаются, “дешифруются” и используются обучающимися сведения и факты, касающиеся той или иной предметной области.
По сути, любая отрасль знания, любая специальность имеет свой свой набор топиков, которыми руководствуется тот или иной специалист в своей профессиональной деятельности. Одно дело — топики в сфере устоявшегося знания (например, топики диагностики простуды или классификации переломов в медицине; нетрудно, кстати обнаружить, что они не заменяют друг друга), другое — когда речь идет о решении творческих задач: проблемных вопросов, доказательстве или опровержении гипотез и т.п. Здесь существуют своя топика, которая ориентируется на порождение новых знаний. Использование эвристических топиков, на наш взгляд, может найти широкое применение в академическом и корпоративном образовании, ДПО, в том числе и для организации самостоятельной работы обучающихся. (В образовании США использование топиков — обыденное дело.) Таким образом, топические подходы могут использоваться для организации как репродуктивной, так и продуктивной деятельности всех субъектов процесса обучения. Кроме того, высокий уровень формализации топиков позволяет упорядочить и даже автоматизировать (пусть пока и не в полной мере) процесс создания учебного контента.
Похожая публикация:
Современная инфографика, или Чем меньше информации, тем круче электронное обучение
* Целиком топики Р.Ларсона будут предоставлены участникам курса Система заданий в электронном и смешанном обучении: активные и интерактивные методы
8 комментариев:
Евгений Волков13 мая 2018 г., 23:24
Топики, получается, — это онтологические вопросники или вопросные онтологии.
Vladimir Naumov14 мая 2018 г., 1:36
Да, Евгений. Если реставрировать классическую риторику, то сначала идет онтология (в виде простейшей декларативной номинативной таксономии (обычно, и при этом, как правило, не более 4-уровней вложенности по горизонтали), а затем уже к этой таксономии «прикручиваются» топосы (ситуации) и топики (системы ситуативных вопросов) для описания ситуаций /как-то так. Возможны некоторые терминологические разночтения/
Наталия Иванова14 мая 2018 г., 1:41
Владимир, могли бы Вы, пожалуйста, привести ссылки на какие-либо примеры применения топиков? Может быть, примеры использования в системе образования США или где-то ещё. Заранее спасибо!
Vladimir Naumov14 мая 2018 г., 1:56
Самые простые примеры: чек-листы или методические рекомендации по изучению чего-либо. Или размещение вопросов топиков в рабочих тетрадях, в конце тем учебников с целью обычно письменных ответов на них. В Штатах топики обычно так входят в плоть и кровь студентов (на автомате), что они на их основе пишут эссе или иные письменные работы по разным дисциплинам. В некоторых военных академиях Штатов и в средних школах в качестве домашнего задания ученики сами составляют топики к изучаемым разделам учебников, а потом в аудитории задают их однокашникам (дополняя или исправляя неточности) — так называемое реципрокное обучение.
Vladimir Naumov14 мая 2018 г., 19:41
Наталья, о реципрокном обучении: Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию — М.: Тривола 1996г. С. 155-160. Там же указания первоисточников