Онтология: тексты, видео, картинки

Метафоры как конструкторы онтологий

Метафоры как конструкторы онтологий

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

28 апреля 2018

http://interesno.co/myself/91e070c1775e

Метафоры как конструкторы реальности

Валентина Габышева
Игропрактик и игропроповедник, продюсер собственных проектов. Разрабатывает практики, проекты и события для личного и профессионального самоопределения. Помогает найти ту лучшую роль, которую имеет смысл играть в своей Личной Истории, людям любопытным, которые задают себе вопросы «кто я?», «для чего я?», «в чем моя уникальность?», «какие у меня способности?», «какой мой фирменный опыт?», «какое у меня призвание?», людям требовательным, которые хотят жить талантливо и создавать нечто особенное.

Вы знакомы с захватывающим исследованием Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона «Метафоры, которыми мы живем»?

Это труд двух американских профессоров, специализирующихся на когнитивной лингвистике. Главная мысль книги: метафоры — это мощные конструкторы реальности, которые могут определять нашу действительность.

Приведу пример из книги. Время осмысливается нами как метафора ограниченного ресурса: «время — деньги». Поэтому мы считаем, что время можно потерять, потратить попусту, неверно рассчитать, израсходовать, инвестировать с умом и т.п.

Хотя связка «время — ограниченный ресурс» не является един­ственной из возможных способов осмысления феномена времени. Существуют культуры, в которых со временем ассоциируются совсем другие метафоры.

Или инфляция, экономический кризис —  для нас это метафорические противники. Поэтому мы говорим, что они атакуют, уничтожают стабильность, создают угрозу безопасности, заставляют идти на жертвы, защищаться и т.п. В соответствии с этим мы определяем цели и реализуем планы по мобилизации и борьбе, вырабатываем стратегии и тактики, которые приведут нас к победе и полному поражению «врага».

Метафоры, в которых мы живем, активизируют наши ответные реакции. Осмысливая мир через метафору конечности ресурсов — «всего на всех не хватит», мы стараемся добыть эти ресурсы. Накопить деньги, время, любовь, связи, отношения, сделать гарантированный запас на черный день/на всякий случай. Застраховать то, что уже добыли.

Мы боимся потерять это и считаем уменьшение ресурса проблемой, которую надо решить во что бы то ни стало. Нас нервирует никак не сходящийся баланс, потому что мы уверены: все наши ресурсы должны быть «в норме». И деньги, и работа, и хобби, и друзья, и отношения, и здоровье.

«Метафорическая форма изложения — это естественная форма выражения бессознательного, тот язык, на котором оно говорит с сознательным и который понимает».

Карл Густав Юнг

Кроме общекультурного метафорического ландшафта, у каждого из нас есть и собственное внутреннее пространство образов-символов-кодов.

Например, кто-то считает, что проблемы — это враги, которых нужно уничтожить раз и навсегда. Для других проблемы — это приключения, которые принесут новые возможности. Для кого-то жизнь — борьба за выживание, для кого-то — игра без правил.

Как утверждают Лакофф и Джонсон, основная часть процесса самопонимания состоит в поиске индивидуаль­ных метафор, знакомстве со своим внутренним символическим пространством.

И я буду не я, если не предложу вам по этому поводу очередную игровую авантюру. Предлагаю каждому совершить небольшой поход по личному метафорическиму ландшафту.

Игропрактика «Символическая хартия»

«Посредством близкого и подручного мы можем мысленно коснуться отдаленного и недосягаемого. Метафора удлиняет радиус действия мысли, представляя собой в области логики нечто вроде удочки или ружья».

Хосе Ортега-и-Гассет

Назначьте на роль себя любой предмет, который  находится сейчас в пределах досягаемости вашей руки, и, как вам кажется, похож на вас. Не размышляйте, берите ту вещь, на которую подумали первой., даже если при последующем анализе она будет казаться вам идеальным аналогом. Это важно.

Выбрав предмет-метафороноситель, переходите к первой части игропрактики.

Первая часть

Сформулируйте для себя ответы на эти вопросы и запишите их — это обязательное условие. Ваши записи понадобятся для финального задания.

Итак:

  1. Для чего нужен этот предмет? Какая у него базовая функция?
  2. Какой смысл у этого предмета, у его функции?
  3. Какие чувства вызывает использование/результат использования этого предмета по основной функции?
  4. Что изменяется, когда этот предмет используют по прямому назначению?
  5. Недостаток чего ощущается тогда, когда этого предмета нет?
  6. Подумайте, как это все про вас? О чем?

Вторая часть

Подумайте и запишите для себя (важно именно записать для финального задания):

  1. В каких случаях использование этого предмета наиболее эффективно?
  2. Какими свойствами ему нужно обладать, чтобы выполнять свою функцию качественно?
  3. Из каких основных частей состоит предмет?
  4. Как это все про вас? О чем? Постройте мостики от предмета-метафороносителя к вашей жизни.

Примеры участников игропрактики

«Метафороноситель — степлер.

Использование стелера наиболее эффективно тогда, когда много разрозненной информации, когда ее нужно систематизировать, когда ее нужно передать другим — «управлять потоками».

Чтобы выполнять свою функцию качественно, степлеру нужно: обладать остротой и достаточным количеством скрепок, быстрым и решительным проколом и не скреплять больше нормы.

Степлер состоит из металлического основания, емкости для скрепок, пружинки и эргономичной крышки.

Получается что я все же диспетчер, передатчик, транслятор оперативной информации. Силу черпаю (пополняюсь) извне.

Добавить нужно решительности, уверенности и остроты (возможно словесной или юморной). Удивило «не скреплять больше нормы». Возможно это о жадности в работе, а здоровье уже не то...»

«Метафороноситель — точилка.

Использование этого предмета наиболее эффективно, когда нужна точность и детальность.
Наиболее важное свойство — острота.

Основные части — лезвие и направляющий конус. Я, наверное, помогаю людям избавиться от старых, отживших взглядов и найти в себе то, что на самом деле ценно и значимо, открыть в себе что-то. И тут тоже важно снимать старую шкурку слой за слоем и при этом не делать резких движений, чтобы человек не сломался в процессе».

После того, как вы ответили на вопросы, прочитайте об этом предмете в Википедии, любых доступных прямо сейчас энциклопедиях, словарях символов и пр. Невероятные факты-находки и неожиданные ответы на старые вопросы можно там обнаружить, я вам доложу.

Подумайте, о чем говорят вам ваши ответы? Какие дополнительные подсказки вы получили после работы со словарями/энциклопедиями?

«Метафоры по сути своей являются феноменами, обеспечивающими понимание»

Джордж Лакофф и Марк Джонсон, «Метафоры, которыми мы живем»

Финальная часть

Если вы выполнили первые две части игропрактики, можно переходить к финалу. В завершающем задании мы составляем свой манифест — игровую хартию.

Посмотрите на свои ответы в первой части игропрактики. Выделите повторяющиеся/синонимичные словосочетания, глаголы или существительные, указывающие на действия.

Например:
«слушать/сосредоточиться на главном/усилить громкость/уйти в себя/погрузится в то, что интересно»;
«засекать время до момента готовности/вести отсчет/чтобы ни недо-, ни пере-/не забыть/напомнить»;
«для защиты и дополнение образа/защищать и украшать/добавляет уверенности и стильности/комфорт, уверенность/появляется ощущение комфорта».

Переформулируйте выделенные слова и словосочетания в логическую конструкцию с таким началом: «Моя основная функция на данный момент — помогать...»

Например:
«моя основная функция на данный момент помогать уйти в себя и слушать, погрузиться в то, что интересно, усиливать громкость этого»; 
«моя основная функция на данный момент помогать напоминать, чтобы не забыли, чтобы ни недо-, ни пере-, вести отсчет» и т.п.

Как узнать, что слова сложились правильно? В той самой конфигурации возникает так называемый ага-эффект.

Продолжите следующие фразы:

«Символом этой функции является...» — вставляете название своего предмета-метафороносителя.

«В словарях по этому поводу этого символа мое внимание привлекло следующее:...» — вставляете то, что откликнулось при прочтении словарных статей о предмете-метафороносителе.

«Этот символ говорит о том, что я буду в выполнении своей функции наиболее эффективен/эффективна, когда буду помогать...» — вставляете свой метафорический мостик от ответа на вопрос второй части «В каких случаях использование этого предмета наиболее эффективно?»

«Также он говорит о том, что для выполнения этой функции мне нужно усилить такие свои свойства, как...» — вставляете свой метафорический мостик от ответа на вопрос второй части «Какими свойствами ему нужно обладать, чтобы выполнять свою функцию качественно?»

«И еще важно помнить, что для выполнения этой функции мне следует опираться на такие свои части, как...» — вставляете свой метафорический мостик от ответа на вопрос второй части «Из каких основных частей состоит предмет?»

Примеры игровых хартий участников игропрактики

Моя основная функция на данный момент помогать в создании чего-то качественно нового путем незаметного соединения разрозненного.

Символом этой функции является ИГЛА.

В словарях по этому поводу этого символа мое внимание привлекло следующее: «Игла используется для разрушения либо деформации объекта воздействия с целью получения каких-либо новых свойств объекта либо преодоления его». Привлекло потому, что я смотрела на иглу как на исключительно соединяющий механизм, но ведь она при этом действительно может разрушать и деформировать, чтобы получилось что-то новое.

Этот символ говорит о том, что я буду в выполнении своей функции наиболее эффективна, когда для результата я буду не только искать новое, но и деформировать старое (давать ему новую жизнь). Вот недаром же я с детства люблю перешивать и переделывать больше, чем шить и делать, чтобы видеть, как что-то старое обрело новое неожиданное качество.

Также он говорит о том, что для выполнения этой функции мне нужно усилить такие свои свойства, как смелость, остроту (решительность, узконаправленность на цель, концентрация внимания), умение вовремя отбрасывать лишнее, ненужное».

Моя основная функция на данный момент помогать в коммуникации или при выражении своих мыслей. 
Символом этой функции является ручка пишущая.

В словарях по этому поводу этого символа мое внимание привлекло следующее:

  • первоначально ручка значило перодержатель — ту часть пишущего устройства, которая использовалась как рукоятка для собственно пишущего узла
  • есть искусство игры с ручкой, пенспиннинг — это красиво и помогает хорошо поразминать и развить руку.

Этот символ говорит о том, что я буду в выполнении своей функции наиболее эффективен, когда буду помогать «утрясти» мысли или надо что-то объяснить и передать, не имея под рукой знакомых образов-подпорок.

Для выполнения этой функции мне нужно усилить такие свои свойства, как «оставлять след на поверхности» и быть незаметным, быть эргономичным.

И еще важно помнить, что для выполнения этой функции мне следует опираться на такие свои части, как способ коммуникации, удобный пользователю, и также некую сердцевину, с помощью которой можно проводить след.

Мысли и цепочки образов бродят в голове до сих пор. Но ощущение, извините за грубость, схожее с тем, что тебе со всей дури дали подзатыльник и первая мысль взорвала мозг. Я понял, что такой штукой я занимаюсь уже сколько себя помню, просто это как-то естественно у меня выходит... Люди ко мне вот так просто пообщаться обращаются, а я в процессе разговора невзначай помогаю им что-то вытянуть и конкретизировать».

Моя основная функция на данный момент помогать в том, чтобы весело напоминать, чтобы планируемые дела делались.

Символом этой функции является белка-напоминалка.

В словарях по этому поводу этого символа мое внимание привлекло следующее: «Главная сфера использования — напоминание о ближайших планах». То есть — создание настоящего и немного будущего.

Этот символ говорит о том, что я буду в выполнении своей функции наиболее эффективна, когда буду помогать жить настоящим моментом, сейчас делать то, что делает людей лучше/сильнее в их собственных глазах.

Также он говорит о том, что для выполнения этой функции мне нужно стать яркой: как в плане внешности, так и в плане личного примера эффективности.

И еще важно помнить, что для выполнения этой функции мне следует опираться на такие свои части, как «забавный привлекатель внимания», устойчивую базу и «высокую трибуну».

Большое спасибо за эту практику. Поразило, насколько точно предмет может рассказать нам о наших же желаниях. Поняла, что зря трачу время. Пора начинать собственную активность. Немножко отпустить себя, снять важность с результата, добавить удовольствия от игры».

Саморазвитие#игры#креативность#продуктивность

1733 words