ГУМАНИТАРНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ (humanistic invention). Новая гуманитарная идея, включающая средства её воплощения в виде культурных практик, интеллектуальных движений, творческих организаций и форм сотрудничества.
Гуманитарные науки не меньше нуждаются в изобретениях и изобретателях, чем естественные. Для человечества важен творческий потенциал того или иного научного открытия, возможность новых изобретений на его основе. Так и про гуманитарную идею или теорию можно спросить: способна ли она породить новое культурное движение, художественный стиль, выразительные средства языка? Можно ли на основе данной идеи создать новое интеллектуальное сообщество, новые способы коммуникации?
Подобно общему разделению наук на естественные, общественные и гуманитарные, изобретения тоже бывают трех видов: научно-технические, социально-политические и гуманитарные. К числу научно-технических можно отнести: телескоп, паровоз, динамит, радио, автомобиль, авиацию, компьютер, вакцинацию, антибиотики, банкомат, лазер, голографию, Интернет.
Социальное изобретение — это любой новый закон, организация или процедура, которые меняют способ поведения и взаимодействия людей. Примеры социально-политических изобретений (к ним относятся и право и экономика): конституция, профсоюзы, бойскауты, кредитные и страховые организации, свободный рынок, феминизм, анархизм, коммунизм, сионизм, пособия по безработице, Красный Крест, Олимпийские игры, ООН, декларация прав человека.
Гуманитарные изобретения охватывают те сферы культуры, которые изучаются гуманитарными науками: язык, литература, искусство, философия, религия, психология, антропология, культурология. Приведём ряд изобретений по соответствующим дисциплинам.
Язык: армянский алфавит, славянские кириллица и глаголица, эсперанто, волапюк, идо и другие плановые языки, информационные и компьютерные языки, формализованные языки науки, возрождение древнего языка — иврита, орфографические реформы, индивидуальные авторские неологизмы.
Литература: классицизм, романтизм, готический роман, натуральная школа, реализм, сказ, детектив, символизм, поток сознания, футуризм, социалистический реализм, фэнтези, метареализм.
Искусство: фотография, кино, арт-деко, баухаус, ready-made, кубизм, сюрреализм, неореализм, супрематизм, минимализм, концептуализм, коллаж, инсталляция, видеоигры.
Психология: психоанализ, Эдипов комплекс, архетип, бихевиоризм, тест Роршаха, тест Люшера, тест IQ, множественный интеллект, экзистенциальная психология, трансперсональная психология, эннеаграмма.
Философия: кинизм, диалектика, идеализм, утопия, Просвещение, сверхчеловек, диалектический материализм, экзистенциализм, культурно-исторические циклы, деконструкция, постмодернизм.
Религия: икона, готический храм, Третий завет, суфизм, Каббала, протестантизм, методизм, деизм, пантеизм, хасидизм, мормонизм, теософия, антропософия, атеизм, богоискательство, пятидесятничество, бахаизм.
Некоторые изобретения можно отнести к смешанным категориям. Техно-гуманитарные: фотография, кино, компьютерные игры, гипертекст… Социо-гуманитарные: дендизм, хиппи, панки, эмо, готы и другие молодежные субкультуры…
Подавляющее большинство изобретений имеет индивидуальных авторов, что подчеркивает творческую природу даже тех дисциплин, жанров, направлений, которые, казалось бы, существуют извечно и возникли сами собой. Например, создателем лингвистики считается Панини (Древняя Индия), философии — Фалес, эпистемологии — Ксенофан Колофонский, кинизма — Диоген, готической архитектуры — аббат Сугерий, масляной живописи — Ян ван Эйк, протестантизма — М. Лютер, феминизма — М. Уоллстоункрафт, детектива — Э. По, экзистенциализма — С. Кьеркегор, анархизма — М. А. Бакунин, бихевиоризма — Джон Уотсон, логического позитивизма — Морис Шлик, и т. д.
Изобретательство в гуманитарной сфере следует отличать от просто творчества или сочинительства. Даже великое литературное произведение далеко не всегда является изобретением — и наоборот, изобретением может стать текст, далеко не выдающийся по своим художественным достоинствам. Например, «Анна Каренина» — великий роман Л. Толстого, но литературным изобретением не является. А «Бедная Лиза» Н. Карамзина — простенькая назидательно-чувствительная повесть — была изобретением нового литературного направления — русского сентиментализма. Изобретательство — это создание некоего принципа или приема, которые впоследствии используются в создании других произведений. Поэтому великие изобретения часто бывают несовершенными творениями — не только в литературе или в философии, но и в технике. Техническая наивность первых телефонов, автомобилей, компьютеров не мешала им быть великими изобретениями. Эстетически слабыми были первые фотографии и кинокартины — но они создавали новые виды и жанры художественной деятельности. У изобретения бывает много общего с наброском, черновиком, гипотезой, то есть не полностью реализованной идеей, которая впоследствии обретает более развернутое воплощение. Сочинительство стремится к совершенству данного текста, произведения, тогда как изобретательство стремится создать ранее неизвестный принцип или идею, на основе которых можно производить множество разных сочинений. Сочинительство — реализация потенциального (замысла, проекта), изобретательство — *потенциация реального, переход от данного к возможному.
Есть несколько типов гуманитарного изобретательства. Рассмотрим их на примере литературы.
1. Спонтанное. Создание оригинального произведения, которое впоследствии находит много продолжателей/подражателей, оказывается первым в ряду новых направлений, стилей, приемов или жанров. Это происходит без сознательного намерения автора и лишь впоследствии обнаруживает свое воздействие на литературу, становится точкой отсчета для последующих поколений. Так, изобретатель жанра научной фантастики — Мэри Шелли («Франкенштейн…», 1818), детектива — Эдгар По («Убийство на улице Морг», 1841).
2. Экспериментальное. Автор ставит своей задачей создать новый прием, жанр, тип повествования и подчиняет свое творчество, частично или полностью, этой цели. Таков «первенец» экспериментальной словесности — роман Лоуренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Джеймс Джойс, экспериментируя с языком и сюжетом, создает «Поминки по Финнегану».
3. Программное. Автор не просто сочиняет экспериментальные произведения, но выдвигает целую программу трансформации литературы и сознательно основывает новое направление, то есть наряду с собственно художественными создает программные тексты, манифесты, прокламации, которые утверждают новый вид творчества. Так, предисловие Виктора Гюго к «Кромвелю» стало своего рода заявкой на «патент» — изобретение французского романтизма и его важнейшего художественного приема, гротеска. Эмиль Золя изобрел натурализм как литературное направление — не только в своих романах, но и в манифестах «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881).
4. Системное. Это редкий случай, когда изобретательство не ограничивается какой-то одной идеей, приемом, литературным направлением, но осуществляется систематически в разных областях творчества. Авторы ставят своей задачей именно изобретение новых приемов, стилей, жанров. Такова деятельность УЛИПО — «Цеха потенциальной литературы», образованного в Париже в 1960 году (Р. Кено, Ж. Перек, И. Кальвино и др.). В русской литературе черты такого системного изобретательства можно найти у А. Белого и В. Хлебникова.
Гуманитарное изобретательство может также различаться по своим масштабам. Например, в лингвистической области можно изобрести целый язык (эсперанто), или алфавит (кириллица), или разговорную, осовремененную версию языка (иврит, возрожденный Э. Бен-Йехудой), или способы словообразования (как В. Хлебников или Дж. Джойс), или единичные слова, неологизмы (как М. Салтыков-Щедрин, создатель «благоглупости» и «злопыхательства»).
Таким образом, типология гуманитарного изобретательства основывается на пересечении по крайней мере трех координат:
1) дисциплина (философия, психология, язык, литература и т. д.);
2) тип (спонтанный, экспериментальный, программный, системный);
3) масштаб (целая область культурной деятельности, её частичные формы или отдельные элементы).
В гуманитарной сфере гораздо труднее, чем в технической, выделить элементы изобретательства. За гуманитарные изобретения не выдают патентов — хотя было бы целесообразно ввести такой обычай и институцию, с целью вознаградить автора, пусть только морально, а главное — привлечь внимание к радикальным инновациям в области мышления и самосознания человечества.
Возникает вопрос: а можно ли учить и учиться гуманитарному изобретательству — в той же мере, в какой можно преподавать и изучать гуманитарные науки? Есть ли отделения в университетах, где мыслители-творцы, изобретатели литературы, такие как Фридрих Шлегель, Фридрих Ницше, Филиппо Маринетти, Андрей Белый, Виктор Шкловский, Андре Бретон или Вальтер Беньямин, могли бы найти себя как профессионалы?
За последние полвека в систему университетского образования США интегрировалась такая область деятельности, как литературное творчество (creative writing). На соответствующих отделениях профессиональные писатели обучают студентов искусству создания романов, рассказов, пьес, стихотворений. Нет принципиальных преград и для институциализации «творческого мышления» (creative thinking), творческой деятельности в области гуманитарных наук. Гуманитарное изобретательство имеет такое же право на свои университетские кафедры, как технологические, политические, медицинские, юридические дисциплины. Гуманистика призвана охватить оба способа интеллектуальной деятельности, признаваемой в науке: изучение существующих фактов и принципов — и изобретение идей и инструментов, способных преобразовать предмет изучения.
*Гипотетизм, Гуманистика, Гуманитарные практики и технологии, Креатема, Культуроника, Манифест, Мыслезнание, Науководство, Потенциация, Проективность, Творчество, Трансгуманистика, Трансдисциплины
О гуманитарном изобретательстве // Новое литературное обозрение. № 138. 2016. С. 220–245.
Конструктивный. С. 1–74.
Творчество. С. 23–31.
https://www.e-reading.club/chapter.php/1052218/19/Epshteyn_-_Proektivnyy_slovar_gumanitarnyh_nauk.html
Why did you cross out “Idiotic”? I have disliked these pseudo-scientific displays since the first one I ever ssaw. There’s no periodicity, no order by row or column. Just some doofus pigeonholing items almost at random in a familiar grid.
Dilbert is terrible? C’mon!
Robert,
It’s nice to read an opinion of “The Periodic Table of Information Visualization” that is consistent with mine from another person working in the field. I wrote about the absurdity of this display back on January 8th, 2007and even used it as an example of the kind of display that gives infovis a bad name in my capstone presentation at InfoVis 2007. Until now, I have only read one other negative opinion besides yours, which was written by Juan Dürsteler in May, 2007. This display is so embarrassingly ineffective, it’s surprising that when it was getting so much positive attention when it was first published that others working in our field didn’t raise their voices to say that it did not represent what information visualization has to offer. Was this because academics are loathe to criticize the work of other academics? Isn’t academia the proper place for such critique?
Steve
To be honest, the visualization is as bad as several of the visualization it references. Academic rigor would call for a more decent classification – which definitely would not fit into the periodic system framework.
InfoVis has a certain artistic freedom which makes is often hard to classify. The “only” important dimension which might be left for any kind of visualization is the efficiency a visualization has in coding resp. decoding information.
Martin
But that’s the thing: what makes them so attractive? There must be some psychological effect behind this.
I remember reading your posting, I just didn’t think of it when writing this. You’re much more systematic about pointing out the flaws in this design.
But regarding criticism in academia: that would be a good idea. But in many cases, that is done in private, and usually without telling the person whose work is being discussed – unless it’s a review, in which case the reviewer/critic is anonymous. We don’t have a culture of criticism, and many people are in fact very adverse (critical?) of it. That’s why I keep pushing the idea: if it was what everybody was doing, there would be no point in doing that.
We need a lot more critical writing, so people don’t just see the endless, mindless reblogging, but a spectrum of thoughts and opinion. See also: A Better Vis Web Community
You raise some good “qualified” points about the errors, omissions, and logic flaws of this particular representation. But at the same time I wonder if this is the best way for a community of infovis practitioners to “criticize” the works of others. Reminds me a bit of walking through a museum and saying “that painting sucks” – can you do better? Let us see your attempt to make better of a valid goal to provide a useful visualization of visualization methods. I’m sure you could count on the community to provide useful and constructive inputs to make it better and therefore benefit the effort…the best challenge to nonsense is to make sense…
I’m not finding any of your own work on this site?
In response to Anonymous asking “where’s yours”, how about Melanie Tory and Torsten Moller’s InfoVis 2004 paper “Rethinking Visualization: A High-Level Taxonomy” (search for it at scholar.google)
I stated it in my InfoVis lectures over and over again that there is something severely wrong with that table. Now I have to review VAST 2013 papers citing that very table in an unreflected way. 5 years later – no progress at all it seems…
Speaking as a designer with a science background, it particularly annoys me when someone takes the form of something like the periodic table, which is a brilliant piece of information design conveying a large and complex amount of data about a specific phenomenon, throws out the content and shoehorns in new content which has no reason to be presented in that form. They’ve used it simply because it’s a pre-existing familiar, memorable and structured visual representation – a quick and easy way to jump on a bandwagon. I did once see a version of the periodic table with each element illustrated by a food that contained it. That was meaningful, a periodic table of visualization methods isn’t.
One example that has particularly incensed me for years is The Great Bear, an artwork by Simon Patterson. Based on the London Underground Tube diagram, the lines have been labelled with categories and the stations with the names of people who fit within those categories. I realise that it’s an artwork designed to question the meaning of categories and labelling, but it still really bugs me that he didn’t make the intersections work properly. For instance, he could have structured it so that the intersection between philosophers and footballers was Albert Camus, but didn’t. Why would you pass up that opportunity? It seems like a good idea let down by poor execution, although maybe part of the point was to irritate pedants like me… (And yes, I start to have a go at redoing it myself: it’s quite difficult!)