Евгений Волков
https://www.facebook.com/envolk/posts/5327530003941056
Онтокритика поможет в любой реальности — если вы ещё будете живы в реальности физической.
Кирилл Мартынов
3 February, 16:52 2022 г.
https://www.facebook.com/kmartynov/posts/5228233420543717
Дэвид Чалмерс выпустил новую книгу "Reality+: Virtual Worlds and the Problems of Philosophy": философы шагают в ногу с рынком, так что она посвящена виртуальной реальности. Главный тезис Чалмерса, известного философа сознания, состоит в том, что жизнь в виртуальной реальности может быть столько же осмысленной, счастливой и полной человеческими переживаниями, как и в нашем обычном мире. В сущности, любая подобная аргументация внутри аналитической традиции строится через опровержение мысленного эксперимента Нозика о "машине опыта": Нозик предполагал, что никто добровольно не откажется от своей настоящей жизни во имя машины, способной генерировать любые ощущения. Примечательно, что Чалмерс не первый автор, защишающий подобную позицию: в исходе в виртуальную реальность, фактически в набор бесконечно разнообразных видеоигр, видит будущее человечества молодой ирландский философ Джон Данахер, чей текст "Automation and Utopia" я подробно разбирал для Logos Review of Books.
Читая Чалмерса, российский читатель может увидеть экзистенциальный разрыв, разделяющий его и автора. Мечта о виртуальной утопии может возникнуть в очень благополучном обществе, которое с одной стороны вынуждено придумывать для себя новые цели развития (что-то вроде киберкоммунизма), а с другой мучительно пытается избавиться от переживания скуки и бессмысленности хорошо благоустроенного существования.
Тезисы Чалмерса в России упираются в вопрос о том, какие институты мы оставим "на реальной земле", прежде чем подключиться в передовому, приятному и полному смысла VR. Условно говоря, не отрежет ли тебе Рамзан Кадыров голову, пока ты будешь подключен к системе. Виртуальная реальность, помноженная на клептократию, дает бесконечные перспективы для укрепления авторитаризма. Самая продвинутая часть общества, воспользовавшись советами Чалмерса, просто уйдет в виртуальную эмиграцию, оставив Москву государственным бандитам и мигрантам, причем первые установят для вторых Синьцзян-2.
В какой-то момент я именно по этим довольно наивным причинам разошелся с постструктурализмом: я понял, что прочитав Делеза, можно обосновать и дать интерпретацию любому явлению так, чтобы в него не хотелось уже вмешиваться. Именно по этой причине я мигрировал в политическую философию, ставящую под сомнение существующий порядок, и предлагающий нормативные принципы для его изменения. Знаменитый тезис Маркса о задачах философии, по-моему, является единственной серьезной апологией наших интеллектуальных практик.
Данахеру я написал в Твиттере, что мне понравилась его книга, но я считаю, что он ошибся в ключевом тезисе: любое умножение реальностей спровоцирует политическую борьбу за возвращение к "настоящему", эта "жажда реальности" отчетливо прослеживается от мифа о пещере к "Матрице" и современному интересу к расследовательской журналистике.
Люди нативные эпистемологи, которые регулярно хотят знать, как оно все устроено на самом деле. Но когда Запад отправится на поиски виртуального счастья, а на остальных территориях планеты будет установлен режим цифрового ГУЛАГа, нас ждут самые интересные и философские времена.
Комментарии: 44
Станислав Наранович
Я только что очередную книжку про стоиков отредактировал, Селларса на этот раз, неплохая, но читая в тысячный раз про подконтрольное и неподконтрольное тоже подумал, что в России всё это иначе читается: и без всяких стоиков понятно, что у нас тут все неподконтрольно, расскажите лучше, что мы можем хоть что-то контролировать из внешних процессов, а не только содержание собственных мыслей!
Ответить2 д.
Horses Head
Спасибо
Ответить2 д.
Alexey Korotajev
First world diet plan.
ОтветитьПоказать перевод2 д.
Олег Алексеев
Какой интересный намёк на условие виртуального мира, оказалось, что для этого достаточно отказаться от насилия
Ответить2 д.
Алексей Антонов
Рамзану совершенно нет дела до московских либеральных интеллигентов. Т.е. и так в фантазме живете.
Ответить2 д.
Кирилл Мартынов
Алексей Антонов а зачем он все время про нас говорит?
Ответить2 д.
Алексей Антонов
Кирилл Мартынов Правда? Значит у меня устаревшая информация. Вообще Рамзан Кадыров как гарантия реальности мира — это сильно.
Ответить1 д.
Александр Писарев
В Видоизмененном углероде было одно возражение против виртуальных реальностей, но оно скорее всего старше: в них можно повторить ад, который есть и здесь, например, можно симулировать пытки гораздо более длительные, чем в реальности, так как ограничения тела не действуют напрямую, можно снова и снова заставлять переживать экстремальные ситуации и моральные или физические страдания.
Ответить2 д.
Denis Zvonov
Александр Писарев это и в Черном Зеркале было
Ответить1 д.
Сергей Георгиевич
Не могу не восхититься фамилией Данахер.
Ответить2 д.
Сергей Фёдоров
Да, тоже зацепило: вроде философ ирландский, а фамилия такая глубоко русская.
Ответить2 д.
Vladimir Gutnikov
Это точно в мемориз
Ответить1 д.
Olga Kai
По идее виртуальный мир отличается от машины опыта тем, что в машине ты один. Ты не можешь ни с кем взаимодействовать, ты галлюцинируешь в одиночестве.
Но в виртуальном мире опыт рождается из взаимодействия с другими людьми. А они реальны, даже если находятся в виртуальной среде.
Реален ли опыт взаимодействия с ними? На мой взгляд, да.
Правда, если заменить людей на ИИ-ботов, которых не отличить от людей, вопрос становится сложнее.
Много еще книг предстоит написать, мда.
Ответить2 д.
Кирилл Мартынов
Olga Kai вы никогда не играли в многопользовательские игры?
Ответить2 д.
Olga Kai
Kirill Martynov играла, конечно. Но сейчас к теме виртуальных реальностей подключается виар, а это дает новое восприятие происходящего.
Ответить2 д.
Кирилл Мартынов
Olga Kai и как это связано с тем, что в машине вы один?
Ответить2 д.
Olga Kai
Kirill Martynov это про телесность было. Никак не связано. Так почему многопользовательские игры и машина опыта это одно и то же?
Ответить2 д.
Кирилл Мартынов
Olga Kai а в чем разница?
Ответить2 д.
Olga Kai
Kirill Martynov во взаимодействии с реальными людьми, которое порождает совершенно разный опыт — и приятный, и неприятный.
Ответить2 д.
Sergey Sidorov
Olga Kai Реальные люди в виртуальной реальности — это хорошо, это результат лучше забористых грибов.
Ответить6 ч.