Тренерская школа онтокритики
Кем опубликовано: Евгений Волков
Рядом с концептом «системное мышление» пишем в скобочках «онтокритическое мышление», поскольку речь идёт всего лишь о модификациях фундаментально организованных онтоконцептуальных моделей.
https://www.facebook.com/ontocritic/posts/4801259639981978
Школа системного менеджмента
https://www.facebook.com/system.school.ru/posts/1814476682076224
Системное мышление для освоения новых дисциплин
Калибр личности описывается глубиной интересов человека в тех или иных научных направлениях. Чем больше дисциплин изучил человек, тем интереснее он для общества и для самого себя. Главное не превратится в странствующего философа, который много что знает, но ничего не попробовав. Развитие прикладных навыков, из которых и складывается мастерство, позволяет применить теории и инструменты в реальной жизни, сделав что-то полезное, улучшающее мир вокруг. Системный взгляд на приобретение мастерства можно сравнить с оценкой эффективности функционала той или иной системы. Я провёл аналогии системного мышления с инструментами оценки эффективности кода, выполняемый функционал, на примере описания последовательности. Последовательность 10 чисел 1−2-4−9-16−25−36−49−64−81−100 можно записать разным образом, просто захардкодить её в виде именно последовательности, а можно написать ее в виде функциональной записи y=i2. Эффективность кода можно померить в количестве символов самого кода. Так иногда в физике так же можно измерить энтропию процесса, от полного хаоса, когда мы не можем функционально описать закон распределения процесса и каждый момент времени нужно его полностью воспроизводить, до полностью упорядоченного процесса, записанного в виде одной строчки кода. Вот и в изучении сложных дисциплин системное мышление позволяет сформировать этот универсальный инструмент, снижающий вычислительные затраты на освоение этих практик. А самое главное, появляется способность применять этот инструмент для разных дисциплин, улавливая в них новые паттерны и перенося функциональные блоки из одной дисциплины в другие. Систематизируя одни функциональный блок и записывая его в универсальном виде, переносить его в другую дисциплину.
Применяя же традиционный подход изучения нового напролом методом проб и ошибок, не формируется то самое снижение энтропии процесса в ходе её освоения, обобщающее и структурирующее дисциплину у тебя в голове или где-то во вне. Ты каждый раз тратишь много энергии на освоение нового (освоения хаоса нового и неопределённого), превращаясь в ремесленника именно в этом направлении. Столкнувшись с новым, всё повторяется, вполне возможно с ещё большими затратами.
На ум пришла картинка из книги Марвина Мински The Society of Mind о 7-уровневой модели представления знаний:
Может быть, интерпретирована как онтология с конкретными данными по конкретной области — более проста в интерпретации и обучении чем 3 слой.
Common Knowledge Lines: Слой, соединяющий структуры в единое целое и олицетворяющий общие знания и концепции, например, вождение машины в городе.
Получается, что осваивая новые дисциплины, не обладая мастерством системного мышления, процесс выглядит как тренировка нейронной сети, которую полностью необходимо будет перенастраивать заново при освоении новых дисциплин, без возможности переиспользования. Если же подключать системное мышление, мы как бы осваиваем более высокий уровень, ближе к семантическому слою, который позволяет правильно переиспользовать элементарные подходы и знания (предобученные ранее нейронные сети, в понимании картины выше) из одних дисциплин, для освоения других.
Автор: BELOZEROVBV
Больше материалов в блоге Школы: https://clck.ru/ZRdst
По возможности, вопросы автору лучше задавать в блоге, тогда он точно получит уведомление.
Школа в ТГ: https://t.me/system_school
#ПодготовительныеКурсы