Евгений Волков
https://www.facebook.com/envolk/posts/5031829823511077
Восхитительное наблюдение, прямо онтолингвистика или лингвоонтология! И последний комментарий автора (авторессы ) прекрасен.
Елена Чернова
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2503782853184057&id=100006571002215
13 марта 2019 г.
О принципиальных начальниках
Решила выяснить, как в оригинале называется книга Макиавелли «Государь». Оказывается — Il Principe. А это совершенно разное. В слове государь звучит мотив господства. Государь — он наверху иерархической пирамиды господства-подчинения. Il Principe же — от слова «принцип» — «начало» как логическое основание чего-то, что должно в дальнейшем этот принцип воплотить в жизнь. В начале было Слово — in principio erat Verbum. Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος. Принцип, по большому счету — внизу, в фундаменте дальнейшего жизнеустройства. На нём строится некое общественное здание «принципиальной» жизни. Разумеется, путём проб и ошибок, отпадений и падений, но этот Вербум, этот Логос во тьме всё же светит.
Калькой для Il Principe является слово Начальник и, уверена, что в русском языке это слово появилось сначала именно как калька. Но, разумеется, облако смыслов это слово сегодня несет совсем другое, а именно «я начальник, ты дурак», следовательно, у нас что государь, что начальник — это вёе равно топовая позиция в иерархии господства-подчинения, если государь — это само-держец, держиморда в страновом масштабе, то локальный начальник отвечает прежде всего за то, чтобы держать и не пущать на своём участке. Поэтому начальник — это скорее «окончальник» в силу потери "принципиальной" компоненты значения этого слова. И у нас нет соответствующего слова для функции Il Principe в обществе, которое я перевела бы как «принципал». При этом, что интересно, у нас великолепно прижилась чистая калька со слова «манипулятор» — «руководитель». Всяких разных руководителей у нас мильён, они с гордостью носят свой статус, однако на английский почему-то стыдливо переводятся как «Head». Ну да, не напишешь же на бейджике на международной конференции «я — манипулятор».
Возвращаясь к принципам — очень большая загадка, как и почему некая общность воспринимает какие-то принципы и начинает жить «принципиально». Предполагать, что Принципал опирается на что-то естественно присутствующее, но не артикулированное в народе, не приходится, иначе это был бы не принцип. Принцип, «начало» — это то, что не имеет никакого «естественного» ресурса, принцип «противоестественен», нет ничего более противоестественного, чем любить врагов своих. Принципал — это не господин, тем более не "государь", у него нет ресурсов насилия, но при этом "говорит он как власть имеющий". Но именно эта противоестественность принципов, «взятых на реализацию», приводит к тому, что общество начинает постепенно выходить из состояния естественной дикости и развиваться как культурное, «искусственное». Видимо верно и обратное, утеря принципов приводит к возвращению в естественное, дикое состояние.
Комментарии
Алексей Сафиоллин
Для того чтобы перейти из одного состояния в другое, к примеру, изменится от квадратного в круглое необходимо поменять принципы.
"Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов"
Клод Адриан Гельвеций (1715 — 1771)
Изменение принципов жизнедеятельности общества, позволяет влиять на фактическое состояние социума, так как светлое и справедливое будущее коренится в духовно-нравственном настоящем.
Эта история произошла в древнем Риме, в эпоху становления государства которое смогло стать в дальнейшем империей. Военное искусство в боях только оттачивалось в легионах. При очередном сражении при очередном столкновении с вражеским войском, один из римских умелых воинов вышел вперед и пошел рубить шеренги врага, он разрубил и в это место зашел римский легион разорвав войско и добыл победу. Славный воин погиб, а имя его было Принцип (Первый). С тех пор самых отважных и профессиональных воинов римского легиона ставили в отдельную шеренгу легиона и называли принципалами. Это были молодые люди от 25 до 45 лет отлично владеющие военным искусством на них опирался весь римский легион. Появилось такое понятие — элита. И когда войска шли на Римский легион, задача была дорубиться до принципалов, то есть пойти на принцип и если удавалось их разрубить, то победа была в активе.
Элита осуществляет реальное управление и регламентирует выработку новых моделей поведения в современных условиях, что позволяет адаптировать действующие правила к изменениям в окружающей среде.
Так вот вы понимаете, для того чтобы поменять градостроительную политику Геленджик, вам надо понимать либо вы измените принципы победив элиту или вы проиграете в этой битве.
13 ч.
Елена Чернова
Алексей Сафиоллин да нет в Геленджике и окрестностях никакой элиты и никаких принципов, которые можно было бы изменить. Наличие принципов — это достояние цивилизованного общества. Руководствоваться принципом — это признавать первичность идеального и своими поступками реализовывать идеал. Если к вашему примеру, то сначала есть идеал героя, "героическое начало" (принцип = начало, по латински), и это героическое начало в человеческом поступке может реализоваться. Но человек должен быть уже внутри цивилизации, римской, например, иначе ему неоткуда принципы взять. А тут мы имеем дело с варварством, то есть состоянием общества до цивилизации. И в ней верхушка социальной пирамиды сущностно не отличается от нижних уровней. Вместо принципов люди руководствуются витальными импульсами. Просто если ты внизу пирамиды, ты набиваешь свой ижс под завязку и кидаешь "канашку" в ближайший ручей. Если повыше, то у тебя "гостишка" и ты кидаешь канашку в ливневку. А если ты еще повыше, то ты выводишь канашку ЖК, в котором тысяча квартир, на рельеф. А если ещё повыше, то ты как глава города разрешаешь построить новый высокоэтажный район, зная, что в городе нет очистных и долго не будет. Если ты "маленький человек", ты берешь 1 га в аренду на 49 лет и ставишь вокруг этого гектара забор, перекрывая доступ к морю. А если ты большой, то берешь 60 га и тоже ставишь забор и тоже перекрываешь доступ к морю. Вот в чем проблема. И внизу и наверху одно и то же поведение. Если бы можно было собрать "элиту" и её победить, было бы просто. Элита выделяется из "народа" как именно группа людей, которая вопреки витальным импульсам начинает реализовывать принципы. То есть она начинает демонстрировать поступки, совершенно противоположные массовому поведению. Этого нет даже близко. А что есть? — на мой взгляд, попытка уменьшить антропогенную нагрузку. И в этом цель проекта генплана, наверно разумная. Потому что пока на этой территории не начнут действовать принципы, не будет и развития. Кто мог бы привнести принципы сюда, то есть откуда тут возьмется цивилизационное начало? Не знаю. Очень интересно, что до революции именно эта территория была как раз местом "искания форм идеальной жизни" разными общинами интеллигентов и есть много потрясных историй этих исканий и этих форм, в которых эти идеалы воплотились. Большинство городов тут, включая Геленджик, создали именно общины интеллигентов, заложив принципы. Но они давно потеряны. Кто опять сюда их притащит, непонятно. Тогда же это пустое почти место было, так что никто не мешал интеллигентам с их принципами.