КОРНИ-новости

Коммуникативные роли и мышление письмом

Коммуникативные роли и мышление письмом

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Евгений Волков

https://www.facebook.com/envolk/posts/4669850516375678

Коммуникативные роли и в целом тему ролей в человеческом общении неплохо проработал в своё время Эрик Берн. Его конструкты и универсальны, и весьма полезны и инструментальны (операциональны, т.е. прагматичны/практичны).

Школа системного менеджмента

25 июля, https://www.facebook.com/system.school.ru/posts/1676368402553720

РОЛИ НЕ ТОЛЬКО В ФИЛЬМАХ И ТЕАТРАХ

На курсе по системному менеджменту нам дали задание написать эссе по прочитанному в книге «Системное мышление». Писала я раньше эссе только в школе и то я ненавидела это занятие. Прочитав Системное мышление, в которой пишут, что применение знаний на практике возможно только через мышление письмо, решила, что нужно попробовать, хуже не будет. Первое с чем столкнулась, что самое сложное это записать свои мысли о прочитанном. Что вообще такое мои мысли? Что это такое в физическом мире? Как поймать и осознать то, что происходит в голове во время прочтения очередной главы. Как происходит движение по мосту между текстом, который ты видишь перед глазами экрана, и до ощущения «О, я понял, знаю, как это применять»!? Как вытащить из себя то, что раньше считал неважным и не обращал на это внимание. С чего-то надо начинать и как уже принято: с первого раза хорошо не получается.

Вот читаю я главу про «Роли» и что происходит в этот момент? В главе рассказывается как Вася Пупкин играет роль «Гамлета». При прочтении у меня в голове появляется картинка как мужчина на сцене выступает. Немного подумав представляю, что он делает, какие слова говорит. Смотря на эту картину, я четко понимаю, что он играет «Роль». Это происходит на автомате, мне не нужно сидеть и долго рассуждать, что актер играет «Роль». Понимаю я это на автомате, потому что я много смотрела фильмов, сериалов, у меня есть кругозор и опыт в определении актеров, это всю жизнь окружает меня, и я без ошибок могу понять, когда актер играет какую-то роль. Для меня всю жизнь было, что роль играют только в театре, фильме и сериале. И я понимаю, как эти знания применять.

В профессиональной деятельности определение роли именно актеров не помогает. Всю жизнь нас учат, что у человека есть должность и необходимо выстраивать коммуникации с ним исходя только из его должности. Но почему-то при переговорах и на совещаниях возникают огромное количество недопониманий и даже иногда конфликты. Поставленные тебе задачи не решаются, и ты не понимаешь почему. На совещании с топ-менеджером по одному из направлений ты отчитываешься по верхнеуровневым задачам, говоришь сроки, вроде все сделал как нужно: перед топом отчитался по тому, что его должно интересовать. Но «Топа» почему-то это не устроило, а наоборот разгневало и начались крик и ор. Ты стоишь в недоумении и не понимаешь почему так произошло, и ты оправдываешь произошедшие «день сегодня неудачный, не с той ноги встал». Но, если проанализировать совещание и вспомнить слова, которые говорил «топ-менеджер», то в голове сразу начинает «дребежать». Язык, на котором говорил топ-менеджер, это язык, на котором ты общаешься со своей командой при проектировании проекта. А кто я и моя команда? Мы инженеры проекта. Что для нас важно? Нам важен сквозной процесс проекта, нам важна функциональность, как будут люди работать с системой, которую мы создаем. Значит на том совещании том-менеджер был тоже инженером? Но как такое возможное, должность то у него другая… И тут как раз происходит соотнесение, написанного текстом в книге про «Роли» и физического мира (реального мира). Не важны должности, важна роль в конкретной ситуации, конкретного человека. И для определения этой роли в профессиональной деятельности необходимо обращать на язык (на слова), на котором в текущий момент разговаривает человек, его поведение. Обратил внимание на язык и дальше делаешь мэппинг в своем интеллект-стеке: кто и где обычно применяет такие слова. Находишь и получается распознавание роли. Если в интеллект-стеке пусто, то обращаешься к тем источникам, в которых есть ответ на данный вопрос. Когда знаешь роль, то уже знаешь, как взаимодействовать с этой ролью, что ей нужно, какой у нее интерес. Приходишь на следующее совещание с «топом», выдаешь описание сквозного процесса и функциональности (все, что интересно тебе как к инженеру) и топ-менеджер доволен и счастлив, твоя задача выполнена. А почему так произошло успешно. А потому что топ по какой-то причине решил отыграть роль «инженера», а ты это распознал и выстроил именно ту коммуникацию. Успех на лицо, и ты можешь дальше идти строить системы.

Но для распознания роли из предыдущего абзаца все равно потребовались титанические усилия, потому что это достаточно новая практика и она не прижилась еще в быстром мышлении. В среде, которой ты постоянно находишься определение ролей происходит на интуитивном уровне. Я это итак делаю. Я понимаю, когда человек переходил в роль инженера по предметной области. Просто я это делаю неосознанно, а раз ты не понимаешь, как это происходит, то при столкновении во взаимодействии с чем-то новым интуитивное определение не работает. А чтобы это было осознанно необходимо применять огромные усилия и силу воли. Записывать, еще раз записывать и анализировать все что происходит в твоей голове, чтобы вытащить это все наружу, понять и дальше определять роли на автомате. Когда текущих знаний не хватает, необходимо посмотреть на разные предметные области (читать книги, увидеть, как люди разговаривают из той или иной предметной области, пройти курсы: например, как ведут себя финансисты, юристы и т. д.). Попытаться осознать мыслительный процесс (мостик между текстом и «О, я поняла») для того, чтобы не ошибаться в следующий раз и ориентироваться на местности максимальное быстрее для достижения твоих предпочтений, ну и конечно меньше «получать по голове».

Больше материалов в блоге Школы: https://clck.ru/WGRfP

Школа в ТГ: https://t.me/system_school

#СтудентыПишут

877 words