Евгений Волков
https://www.facebook.com/envolk/posts/4598771743483556
Данила Сентябов
https://www.facebook.com/dsent.zen/posts/2514223715390727
Эффективная схема обучения выглядит так:
Практическая задача, которую очень хочется решить → эксперименты, фрустрация, кривые результаты → самостоятельное чтение литературы → выстраданные вопросы → инструктаж, курсы, формальное образование.
В идеале всё это коротенькими циклами. Столкнулись с проблемой — помучили её самостоятельно, нашли кривое решение, получили инструктаж и лучшие практики от специалистов, сравнили со своими, исправили решение, взялись за следующую проблему.
Обучение, начинающееся с формального инструктажа, перевёрнуто с ног на голову. Учиться тому, что ты не можешь положить на свою практику и немедленно применить — мучительное, муторное, отупляющее занятие. Информация проходит мимо ушей, ты не понимаешь, какая часть из неё важна, а какая нет, у тебя в голове не формируется модели реальности. На выходе (в лучшем случае) остаётся мёртвый груз заученных знаний, которые постепенно, по мере столкновения с практическими задачами, начинают активироваться, оживать.
В некоторых областях цена ошибки очень велика и мы не можем себе позволить людям экспериментировать и наступать на грабли (впрочем, инструменты симуляции это постепенно меняют). Но это просто значит, что в этих областях мы вынуждены мириться с неэффективным обучением, тратить гораздо больше времени и ресурсов для получения гораздо худших специалистов, чем потенциально возможно.