Онтология «глубинного народа» РФ

Онтология «глубинного народа» РФ

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Евгений Волков

https://www.facebook.com/envolk/posts/4614378238589573

Ну что тут добавишь? smile

Владимир Гуриев

https://www.facebook.com/vguriev/posts/10158639533268305

прочитал пару текстов про неизбывную гомофобию глубинного народа и как представитель того самого глубинного народа могу сказать следующее

никакого глубинного народа не существует, это удобный миф, который позволяет выделить из общества элоев и, разумеется, тут же причислить к ним себя

никакой имманентной гомофобии в народе нет и быть не может, потому что в используемой нами системе координат просто нет такой оси

(на тот случай, если кто-то думает, что про народ я кокетничаю, то нет. я вырос в одном из самых антисемитских и гомофобных регионов, и хотя я формально учился в спецшколе, я провёл в ней всего пять лет и вышел без медали, потому что у меня в аттестате было три четвёрки.

потом в столицах я немножко пообтесался, однако свой культурный код не забыл. я, разумеется, не использую его направо и налево, не считаю, что он всем хорош, и уж тем более не думаю, что он универсален, но я признаю его существование и не думаю, что он такой уж демонический, как кажется в некоторых пересказах).

но вернёмся к системе координат. для принятия решений глубинный народ использует двухфакторный фреймворк, в котором первый фактор это «как бы чего-нибудь замутить», а второй — «как бы чего не вышло».

в пределе эти два фактора дают нам «чтобы все было, а нам за это ничего не было», но нам более интересен второй, потому что он означает, что глубинный народ, которого, конечно, нет, люто не любит изменений, особенно с непонятным результатом.

он при этом терпимо относится к изменениям, навязанным сверху, потому что если сильно возмущаться, может выйти что-нибудь сильно не то (и, надо сказать, российская история часто подтверждала этот тезис).

также он терпимо относится к незаметным изменениям, потому что они безопасны, ведь на них, скорее всего, не будет реакции начальства, а, значит, смотри предыдущий абзац.

грубо говоря, если у какого-то протестантского народа в подкорку забито «поработать и приумножить», в подкорку нашего глубинного народа забито «не проебать то, что есть».

к minorities при этом глубинный народ относится с добродушным пренебрежением, не испытывая к ним ни ненависти, ни большой любви. пренебрежение — даже добродушное — разумеется, тоже может обидеть и регулярно обижает, но я, во-первых, не говорил, что глубинный народ во всем хорош, а, во-вторых, ненависти и даже неприязни в нем обычно все же нет, если вам от этого легче.

просто медведь устал и присел, а там теремок.

тут ещё накладывается, конечно, некоторое коммуникационное недопонимание. когда глубинный народ говорит, например, еврею «ты, хоть и еврей, все равно хороший мужик», глубинный народ искренне считает, что он еврея похвалил.

у нас друзья в начале девяностых уехали в израиль, напоследок рассказав, что устали жить в атмосфере сплошного антисемитизма, и все вокруг недоумевали, потому что этих друзей все любили, с деньгами и карьерой у них все было хорошо, а отец семейства так и вовсе был отличный мужик.

но есть нюансы.

и когда какой-нибудь гей, который тоже, допустим, хороший мужик, приходит к глубинному народу и говорит, что хочет провести прайд, чтобы напомнить себе и остальным, что он не человек второго сорта, глубинный народ чувствует себя преданным, потому что он и так к этому гею всей душой и никогда не считал этого парня человеком второго сорта, и тут на тебе, прайд, как бы чего не вышло.

— то есть мало тебе, что ты гей, — говорит глубинный народ, обрекая все дальнейшие попытки найти взаимопонимание на предсказуемый результат.

попытка думать вдоль этих двух осей объясняет все возможные противоречия в отношении глубинного народа к меньшинствам.

в моей юности легко было отхватить на улице за длинные волосы, но при этом в каждом киоске продавались «ом» и «птюч», и никого это не волновало.

десять лет я жил напротив гей-клуба, существование которого вообще никого не парило.

человек, который за завтраком рассказывал, что правильно геев раньше сажали и вообще порядок был, вечером покупает кассету группы queen и хиты бориса моисеева, не испытывая при этом ни малейшего когнитивного диссонанса.

потому что в его вселенной никакого диссонанса нет. в ней вообще нет геев и иудеев, в ней есть отличные мужики и те, кто мутит воду неизвестно зачем.

в этом смысле слоган «не раскачивайте лодку», конечно, гениально совпадает с народной картиной мира, хотя полная его версия звучит, скорее, как «не раскачивайте лодку, а то из неё выплеснется вода, и мы куда-нибудь поплывём».

а история про постройку прекрасной россии будущего работает плохо, потому что прекрасную россию невозможно построить, в неё в лучшем случае можно вернуться.

плыть никуда не нужно. идеальное будущее глубинного народа это хорошо сохранившееся прошлое.

иногда — один раз в несколько десятков лет — на него находит морок, и он бросается в неизвестное будущее с головой, не зная в этом ни меры, ни пощады.

но потом, вернувшись к разбитому корыту, восстанавливается и включает «старые песни о главном».

я не хочу рассуждать о том, почему так происходит. может, у нас особый путь. или исторически часто били. или это функция от благосостояния — чем меньше у тебя есть, тем больше ты трясешься. или, на самом деле, страх потери у всех является главным и сильным, но в западных обществах не так заметен, потому что компенсируется другими факторами. я не знаю, почему так.

но я уверен, что так и есть, потому что почти никогда (за одним частичным исключением) не видел, чтобы народ вёл себя иначе.

и если завтра глубинному народу скажут, что геям надо жениться, он пожмёт плечами и скажет «ну ладно, начальству видней». других факторов для принятия решения у него, на самом деле, и нет, потому что религия, например, в жизни глубинного народа играет роль то ли совсем уж декоративную, то ли слегка направляющую, но почти никогда не уточняясь до конкретных инструкций.

не америка, книжек этих не то чтобы особо не читали, но, скажем мягко, читали так, чтобы моральная гибкость не пострадала.

больше того. если завтра власти скажут, что на каждой гетеросексуальной свадьбе должно присутствовать не меньше двух геев, через две недели в адлере случится первая драка, потому что подвыпившая тетя аня ляпнет, что у ее сына на свадьбе геи-то покраше были, а у вас один какой-то жирный, а второго она вообще третьего дня с бабой видела, сережа, скажи им.

вот вам и вся гомофобия.

я, опять же, не хочу сказать, что это как-то особенно хорошо или плохо. мне просто кажется, что это так и есть, и хорошо понимать, что это так и есть, потому что всегда полезно знать, в каких терминах думает другой человек, и на каком языке с ним следует говорить, если ты хочешь, чтобы он тебя понял.

и ещё полезно иногда прислушаться к себе и обнаружить внутри хитрого мужичка, который на каждую идею говорит «блин, как бы чего не вышло».

часто он прав, но в целом склонен к перестраховке, его лучше бы контролировать.

но ничего глубинного в нем нет, он обычный. таких, как он, сто сорок миллионов.

это вы глубинные.

но, хоть и глубинные, хорошие мужики, конечно.

что касается уехавшей в израиль семьи, то мать семейства до сих пор очень хорошая подруга моих родителей и до пандемии каждый год приезжала в россию на несколько месяцев подлечиться по мелочи и отдохнуть душой.

евреи, по ее словам, хороший народ, но очень шумные и постоянно машут руками, а меня это утомляет, я уже не в том возрасте, понимаешь, понимаешь?

все это она орет, размахивая руками так, что я опасаюсь за чашечку кофе на столе.

я был пару раз в израиле и уверен, что она входит в топ-10 самых громких людей страны, и между ней и средним израильтянином огромный разрыв.

но поскольку я осознал, принял и в хорошие дни немного контролирую свою глубинную составляющую, я ничего ей не говорю, а просто киваю.

наверняка в своей системе координат она совершенно права.

 

Милин Дмитрий

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4372893109429251&id=100001258161733

Интервью с социологом «Левада-Центра» (признан иноагентом) доктором философских наук Львом Гудковым о том, почему "средний россиянин" приспособился к репрессивному государству и не хочет ничего менять

«Средний» россиянин — бедный человек, не инициативный, не авантюрист. Это оппортунист, привыкший жить в стране, где власть суверенна, то есть не подчинена обществу, где административный произвол — норма повседневной жизни, это человек, смирившийся со своим статусом, лукавый, для которого двоемыслие — это способ уживаться с властью. «Средний» россиянин — политический аморалист. Аморализм проявляется не в том, что сам человек аморален, а в том, что не видит ничего особенного в том, что власть аморальна, коррумпирована.

«Нарастающая агрессивность». Социолог Лев Гудков о настроениях россиян

https://www.severreal.org/a/sotsiolog-lev-gudkov-o-nastroeniyah-rossiyan/31343336.html

1343 words