Цели и задачи онтокритики: самое последнее новое начало
Сначала тут идёт предпоследнее
Как человеку (пусть конкретно мне) сделать что-то в отношении себя, своей жизни и жизни прочих представителей человеческого сообщества что-то нужное и полезное наилучшим возможным образом — и с использованием релевантных современных научных знаний и подходов? Уточню, что речь идёт «чисто» о людях как людях и «чисто» о человеческой жизни как таковой, а не о технико-продуктовом обеспечении. Формулировка проблемы, другими словами, обращена к социальной инженерии, а не к железковой. Что чрезвычайно желательно и в первую очередь стоит включить в комплекс базовых знаний и умений, предлагаемых для научения тому нашему современнику, который захочет стать квалифицированным социальным инженером хотя бы только своей жизни?
Какие фундаментальные стартовые концепты и концепции могут наиболее удачно лечь в основу подготовки профессионалов жизни, aka социальных инженеров? С чего начать, если подойти к социальной жизни индивида как профессии и начать эту профессию и подготовку к ней конструировать и выстраивать?
Если перейти на скользкую почву аналогий и метафор, то представьте себе человека, пытающегося собрать некоторое транспортное средство из кажущихся ему подходящими случайных вещей, обнаруженных им у других людей, случайно же оказавшихся на его жизненном пути. Когда ему удаётся смастерить нечто, куда-то и как-то передвигающееся вместе с его телом, то он таким же способом и у таких же людей копирует инструкции по обслуживанию и починке этого пепелаца и при этом постоянно возмущается и удивляется, что оказывается благодаря ему не в самых желанных и приятных путевых пунктах и что пепелац часто ломается и противно чадит. И так до сих пор транспортируются по жизни примерно все, за уникальными исключениями. К этой метафоре можно накидать много вопросов, дополнений и возражений, но я бы пока поставил тут заглушку и продолжил линию двух первых абзацев:
Как перестать быть дилетантом, зачуханным социальной инерцией и мусорными как бы знаниями, и начать становиться современным профессионалом человеческой жизни — хотя бы в производстве и отладке своей индивидуальной жизни?
В базовом онтокритическом тренинге и в моей онтокритике как таковой в начала профессионализма включаются, если для примера взять профессии филолога или лингвиста, освоение азбуки и выработка навыков беглого чтения и грамотного письма. БОТ и делается мною как устройство для знакомства с онтокритической «азбукой» человеческой жизни и для научения начальным уровням онтокритического «чтения» и онтокритического «письма».
Азбука, чтение и письмо — приспособления к языку. Онтокритика — приспособление к онтологии, мышлению и социоинтерфейсу.
Я снял цель лучше, оставил только понимание из чего и как, критику и инженерию.
Цели и задачи онтокритики: самое последнее новое начало
На себе себе же раз за разом подкрепляю тезис, что человек знает, понимает и владеет только тем, что сам делает и в этом делании пытается нечто узнать, понять и оным овладеть (натренироваться хорошо делать). Как только я начал профессионально обучать других, то сразу поставил на первое место самонаучение интересному и важному мне самому, а с обучаемыми делился и до сих делюсь всего лишь личными промежуточными результатами, насколько опять же научился поделёжке. Когда мне говорят, что некоторые мои идеи и тексты не всем и не во всём понятны (сама формулировка претензии мне кажется, мягко говоря, весьма непродуманной в целом ряде отношений, но ок), то я не сильно расстраиваюсь и не бросаюсь сразу исправляться: у меня в приоритете собственное понимание или непонимание и мои цели и задачи. Я, кстати, и к критике прислушиваюсь, и тексты свои правлю и переписываю бесконечно, но в логике своих планов и принципов, как это делает и абсолютное большинство других людей, только многие это не рефлексируют, на что имеют полное право.
При очередной попытке написать краткую аннотацию к базовому тренингу онтокритики я номинально намеревался что-то объяснять другим людям, но в результате, как обычно, кое-что весьма важное объяснил себе.
Я делаю вещь не про «лучше-хуже», не про «что такое хорошо, что такое плохо». И не про строительство светлого личного и/или общественного будущего наилучшим способом.
Я делаю вещь про первоосновы устройства (примерно как «из чего и как сделано вещество во Вселенной») социальной реальности и про базовые начала чтения и письма этой самой социореальности (прочитывания и прописывания примерно как «арифметика начальной школы»). Каким образом соответствующие знания, концепты и инструменты могут быть и будут использованы и с какими результатами — это другой вопрос и другие тренинги — и другой мой недавний инсайт:
Об онтокритике: не могу пока определиться — я сделал динамит или пенициллин? Или одним это явится динамитом, а другим — пенициллином, но это никак не контролируется? И зачем я вот это осознал?
Резюме
Базовый онтокритический тренинг (БОТ) и я как тренер не обещают ничего сверх следующего:
На начальном когнитивно-мировоззренческом этапе тренинга:
1. Несколько тезисов (постулатов) о социальной реальности, человеческом сознании и человеческой деятельности, формирующих базальное основание онтокритики и социальной метаграмотности.
2. Несколько мировоззренческих и прагматических выводов из первичных онтопостулатов о человеке и социальной реальности, формирующих технико-технологическую составляющую онтокритики.
3. Несколько предложений о возможных инструментах и техниках повседневного и профессионального прагматического использования онтокритики.
На практико-техническом этапе тренинга (при условии принципиального согласия и принятия утверждений первой части тренинга):
1. Некоторый объём пробной онтокритической практики на тренажёрных материалах с комментариями и оценками тренера.
2. Онтокритическая практика (2-3 недельных сессии) на материале лично актуальных задач или проблем с тренерским сопровождением.
3. Итоговая рефлексия.