Евгений Волков
https://www.facebook.com/envolk/posts/4513851971975534
Сергей Бедрицкий
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3763770140400484&id=100003026053432
Общество: деградация или развитие?
Деградация или развитие — это оценочные суждения, которые ничего не сообщают ни о сути рассматриваемых процессов, ни об их причинах. Попробуем увидеть ситуацию в целом.
Дано: 1) человек рождается с нулевым содержанием сознания — с минимальной степенью завершенности и готовности самостоятельно существовать в культурном окружении; 2) вся деятельность современного человека — уже полностью, всю жизнь, происходит в контексте культуры.
Имеем: осознание даже первого тезиса (о нулевом содержании сознания) все еще не стало содержанием нашей культуры настолько, чтобы его считали отправной точкой для формирования структуры воспитания и образования. Наоборот, в культуре используется устойчивый стереотип, что "человечество достигло определённого уровня развития", и молодое поколение "вступает" на этот уровень.
Я не буду подробно обосновывать разницу, что задачи "развития уровня развития" — и "воспроизводства в каждом поколении культуры с нуля и поиск возможности развития" — это совершенно разные задачи. Не подлежит сомнению, что "жизнь в контексте культуры" за последние два столетия, благодаря научно-техническому прогрессу, усложнилась в разы. Можем ли мы отметить такое же адекватное, в разы, изменение системы мышления как способа компактной упаковки больших массивов знания или принципиально новых способов его обработки сознанием человека?
Нет. Значит, потеря чувства управляемости мира, его знания и предсказуемости — самое первое следствие, которое мы можем вывести из факта рассогласованности: сложности культурного окружения — и отсутствия адекватной системы взаимодействия с ним.
А система взаимодействия, в фундаменте которой лежит образование, структура которого создавалась ещё монахами-иезуитами — и сегодня остается за рамками поиска причин кризиса. Но, постепенно (медленней, чем хотелось бы), круг поиска этих причин сужается вокруг сознания. К сему дню, все сферы науки так и не удосужились создать информационно-логической схемы его деятельности — все пытаются еще иезуитскими методами получить всю необходимую информацию от биологических структур, напрямую. Я бы предложил физиологам, с помощью томографов и прочего современного оборудования, исследовать компьютерный процессор: будет ли выводим из такого исследования сюжет кинофильма, воспроизводимого на компьютере? А ведь, в нашем случае, именно "сюжет кинофильма" — и есть отражение нынешнего состояния общества.
Значит: 1) нужно сфокусировать все ресурсы познания на индивидуальном человеческом сознании (на его инфо-логической модели); 2) опираясь на знание принципов деятельности сознания, создать новую систему мышления, воспитания и образования — создать основы качественно новой культуры в целом.
Audiendi Audiat
Может быть лучше не создавать новую систему мышления, воспитания и образования, а просто дать людям свободу. Там, где свобода, там и развитие. Где нет свободы, там деградация.
· Ответить · 2 ч.
Сергей Бедрицкий
"а просто дать людям свободу" — Предположу, что именно возможность свободы станет результатом нового мышления, а не наоборот: не мышление обновится в результате свободы. Хотя, Вы свели два фактора, мышление и свободу, связанные по принципу "курицы и яйца" — когда нет одного без другого. ))) Свобода, в данном случае, необходима как свобода индивидуального сознания самостоятельно определять путь своего развития, источники получения опыта, право самостоятельно выносить оценочные суждения ОБО ВСЕМ. Чтобы создать такие условия, нужна совершенно новая социальная организация. Создать такую систему, под силу только рациональному разуму, а не той его версии, которая обслуживает стремление к власти, самоутверждение любой ценой и во всем, которая способна к извлечению смыслов только в условиях материального мировосприятия. Так что, есть все основания полагать, что путь к настоящей свободе будет прокладываться конструктивным разумом.
· Ответить · 2 ч. · Отредактировано
Audiendi Audiat
Сергей Бедрицкий
Несвободные общества ориентированы на отсутствие изменений. В несвободных обществах создать новую социальную организацию невозможно. Да и кто вправе создавать новую социальную организацию для остальных. В свободных же обществах изменения происходят естественным путем. Свободному человеку не нужна никакая новая социальная организация, чтобы иметь "право самостоятельно выносить оценочные суждения ОБО ВСЕМ". В несвободном обществе человек этого права не имеет и никогда его не получит.
· Ответить · 1 ч.
Сергей Бедрицкий
Audiendi Audiat Мы так долго еще можем переливать из пустого в порожнее, хотя я сразу согласился о связи свободы и мышления по принципу "что было раньше — курица или яйцо". Решение находится не в определении иерархии этих понятий, а в поиске и придании нового содержания как понятию свободы, так и методам мышления. "Свободному человеку не нужна никакая новая социальная организация, чтобы иметь "право самостоятельно выносить оценочные суждения ОБО ВСЕМ". — Именно социальная организация определяет — свободный это человек, или нет. Например, ей ничего не стоит быть организованной таким образом, что 99% людей не будут иметь возможности даже научиться речи. Социальная организация — это не ведьма с метлой и не кисель в речке, это — метод, алгоритм действий, которыми либо создаются УСЛОВИЯ для самостоятельной деятельности, либо — подавляются в разной степени. Поэтому, отказаться от социальной организации нельзя — это значит отказаться от любого взаимодействия индивидуумов. Отказаться от социальной организации, на практике — означает просто отказ от размышлений на темы межличностного взаимодействия.
· Ответить · 43 мин.