КОРНИ-новости

Как выглядит базальная социальная неграмотность

Как выглядит базальная социальная неграмотность

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Как выглядит базальная социальная неграмотность: автор вообще не знает и не понимает первичных основ функционирования человеческого языка и всех его производных. И даже правильно фразеологизм «ни рыба ни мясо» не может воспроизвести.

Алла Стручкова

https://www.facebook.com/alla.struchckova/posts/481879661939992

13 апреля 2014 г. ·

Kiirill Volkov

Я НЕ ПОНИМАЮ СМЫСЛА МНОГИХ СЛОВ….

1) Я не понимаю смысла слова «ПАТРИОТИЗМ». Не квасной патриотизм, не ура-патриотизм, а просто – патриотизм. Обозначает «любовь к родине». Но если «родин» много, как у эмигрантов – тогда как? И что такое «родина»? Моя родина не с большой буквы (в чём меня не раз обвиняли), она – эта лица родных, друзей, близких, преданные, любимые глаза, привычка к моему московскому дому, к дворику, к Москве. И не потому, что Москва - лучший город земли, а потому что я к ней привык. И выходил я на митинги, не потому что люблю «Родину», а потому людей жалко, обманутых властью, живущих в нищете, бабушек, живущих на грошовую пенсию и восхваляющих Путина, детей, которых лишили возможности быть усыновленными американцами, невинно осужденных болотников итд. Назовите это "добротой", "человеколюбием", но при чем здесь "патриотизм"? Если бы они были испанцами или англичанами, отношение к ним не изменилось бы. Я часто не люблю свою родину за апофеозы войны из окурков, за хамство, за бездорожье, за неуважение к собственности, труду, невежество, за постоянную возможность быть "зак/плеванным насмерть", за эти свинцовые глаза моих соотечественников (не всех, но многих), не знающих ни любви, ни жалости, за развращенность власти, "толпою жадною стоящую у трона"... Конечно, есть Пушкин, прекрасный русский язык, дивная музыка Чайковского итд., но я этим могу наслаждаться и в других странах. Это всегда со мной. И Шекспира с Битлз я люблю не меньше. А добрые люди есть везде (и в России, и в Америке, и в Китае). Я допускаю дикую мысль, что где-нибудь в Норвегии живут не намного хуже, чем где-нибудь у нас в Архангельске. Но почему-то когда я приезжаю в европейские города, по-настоящему влюбляюсь в эти лица, в эту ненормальную чистоту улиц, в эти речи, в это уважение друг друга, в эту априорную доброжелательность и добропорядочность. Я заражаюсь их отношением к миру, ощущением полета и праздника. Брюге, Будапешт, Париж, Венеция, Прага… Они вскружили мне голову, и я только здесь я патриот, но – увы - не своей страны.

2) Я не понимаю значение выражения "ГЕРОЙ ВОЙНЫ". Ты, допустим, убил 100 человек на войне, взорвал поезд с фашистами, кинул гранату в танк, и ты герой! Не убийца, а герой! А ведь у каждого, убитого тобой, были семья, возможно, дети, тысячи навсегда нереализованных планов, желаний, мыслей, самых разноцветных, ярких, как воздушные шары. А ты их убил. Девочка плачет, шарик улетел… В зависимости от разных точек зрения мы называем одних и тех же людей «террористами» и «партизанами», «героями» и «убийцами». Поймите меня правильно! Я не обвиняю «героев» и, затаив дыхание, читаю «По ком звонит колокол». У них система координат, без которой не выжить на войне. В ней есть «свои» и «чужие». Я уважаю ветеранов, которые пережили ад. Но убитых не вернуть. Понятие «подвига» обесценивается, когда понимаешь, какой оно куплено кровью. К тому же зачастую не своей. «А все-таки жаль - иногда над победами нашими / Встают пьедесталы, который выше побед»… Пусть меня обвиняют в этическом релятивизме, но это полезная, в сущности, штука - немножко отстраниться и посмотреть на свои нравственные ориентиры с боку.

3) Я не понимаю слова «СВОБОДА». Оно доносится из уст всех митингующих. Моя мама говорит, что свобода была в 1990е. Да не было ее там! Была «воля» с элементами «независимости». Когда мне говорят «свобода», я представляю такой большой черноземно-культурный пласт, вырабатывающийся столетиями, который является частью ментальности, оформленной политически (в гражданских правах), экономически (в собственности) и нравственно-философски (в точке зрения, в чувстве достоинства итд). Потому-то наша хваленая «свобода» 90-х в нулевых уже схлопнулась. Этого пласта-то и не хватило.

Приведу пример. Пушкин одно время был с декабристами, даже написал оду «Вольность», другое – с Николаем Первым, и его даже обвиняли в лести, и он, бедный, оправдывался стихотворением «Нет, я не льстец, когда царю…". Но вот что он пишет в последние годы его жизни:

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа-

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать. Для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

(«Из Пиндемонти»)

Как тонко Пушкин разграничил свободу и независимость. Свобода – это внутреннее, независимость – внешнее, свобода – это твоё достоинство, твоё самостоянье (еще один пушкинский термин), независимость – статус, свобода – это must, независимость - have to. Отменив крепостное право, Александр II дал крестьянам независимость, а не свободу. Получилось как у Высоцкого: «Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?». Поэтому когда мне говорят «Свобода» на митингах, я понимаю, что на самом-то деле они хотят независимости – независимости судей, независимости СМИ, независимости ветвей власти итд. «Я и в цепях буду свободен» - говорил Каховский.

4) Я не понимаю, что такое «ДУХОВНОСТЬ». Образ какой-то есть, а смысла не понимаю. Это нулевое понятие, как сказал бы Л. Витгенштейн. Первоначально, как пишет Бердяев, слово «дух» по древнееврейски и древнегречески значил «дыхание», «воздух», «ветер», которым человека наделяет Бог (частично это значение сохранилось и в русском). Но потом оно стало значить и «субстанциальный», и «внутренний», и «мудрый», и «бытийный», и «глубинный», и «отдельный от бога», и «божественный», и «метафизический», «и присущий логосу» итп. Это – слово-бог, слово-символ, слово-миф, слово-гипноз. Оно всезначно, его семантика безгранична. Но это еще полбеды (в конце концов, слово «любовь» тоже почти неопределяемо). Но почему-то с понятием «духовности» - ассоциативно - мы связываем наш русский путь развития, идею избранничества. Мы оправдываемся нашей «духовностью» (что бы она ни значила), мол, мы не Европа, не Азия, не рыба-не мясо, не Муравьев-Апостол, ничего не производим, зато бог нас наделил почетной функцией экспортировать «духовность» всему миру через Достоевского и Толстого. «Духовность» - наш национальный продукт (типа нефти), наше главное достижение. И почему-то ты особенно духовен, если жизнь не удалась, и ты пошел по Руси-матушке гол, как сокол, с болью и любовью в очах.

Мне кажется было бы небесполезно заново определить, что эти понятия для нас значат, протереть их, посмотреть сквозь них на свет, проговорить еще раз, вдуматься в определения, чтобы говорить на одном языке. Хочется простоты и ясности. А то понятия настолько раздуты, что загораживают сущности.

Нелюбящий свою родину,

независимый, но еще не свободный,

бездуховный пацифист

Кирилл Волков

Комментарии: 19

Кирилл Соколов

Алла, твой внук умница. Для тебя это, конечно, не новость, но я не мог не сказать это. Чувствуется и твой вклад, твоё участие. Я бы даже сказал, что как будто это ты говоришь, только другими словами. Поздравляю...

· 7 г.

Алла Стручкова

Спасибо, Кирилл, но мне до него далеко: не те знания, не тот словарь...Он почему-то пишет у себя, его мало читают, я не выдержала и перевела на основной ФБ. Так что заходи к нему. Он, кстати, по интеллекту и образованию ближе к Элике. Заходи и к ней на стр. (только тематика у неё чаще, увы, другая)

· 7 г. · Отредактировано

Кирилл Соколов

Не прибедняйся. Дело не в словах, а в чувствах. Я бы не сказал, что его мало читают. Я к нему заходил, но мой коммент остался без внимания. Что поделаешь, молодость. Все увлечены собственными философскими "открытиями". А какие темы он захватывает? Это о многом говорит. Например, свобода. Тебе скажу, что свобода всеми понимается, как свобода ОТ чего-то. Но, увы, человек, не может быть свободен от себя. В этом есть проблема..

· 7 г.

Кирилл Соколов

Кстати, неужели в Украине началась гражданская война? Я в недоумении...

· 7 г.

Kiirill Volkov

Кирилл, я специально посмотрел. Вашего коммента не нашел. Вы можете здесь написать что-то. Бабушка моя многим даст фору. Пусть, правда, не прибедняется))

· 7 г.

1246 words