КОРНИ-новости

Альтернативная онтология преподавания литературы в школе

Альтернативная онтология преподавания литературы в школе

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Алина Толмачева https://www.facebook.com/alina.tolmacheva.1253/posts/1760368540804149 (комментарии тоже любопытны)

Какие должны быть уроки литературы в моем понимании. Или их не должно быть вообще?
Увидела несколько постов, в которых люди жалуются, что русская литература только и делает, что учит страданию, переступаю через себя, ломке своих границ и самобичеванию. И так быть не должно.

Я вообще считаю, что никакие элементы чьей-то фантазии не должны чему-то учить: ни книги, ни кино, ни изобразительное искусство. Задуматься о чем-то, поразмышлять, поиронизировать — да, может быть, но не учить. Тем более не в школе и не на уроках литературы.

Это вообще очень странная позиция школы — учиться жизни у писателей. Почему именно у них, а не у социологов, антропологов и психологов? Почему считается, что произведение даёт ответы на вопросы, хотя сами авторы не всегда пишут с какой-то конкретной целью и выражением определенной позиции? Почему так необходимо знать содержание всего произведения, чтобы о нем судить, хотя гораздо полезнее бывает почитать несколько глав и критику того же Белинского?

Чего не хватало на этих уроках лично мне:

▪️Контекста. Мы изучали произведения как правило в отрыве от того, что происходило, хотя отсылки — важная часть литературы. Исторические события — окей, это лежит на поверхности. Но кроме них в книгах много отсылок к друзьям и врагам автора, его детству, другим писателям и много ещё к чему. Без понимания контекста изучать персонажей и события из книги не так интересно.

▪️Раскрытия динамики развития литературы: как менялся язык? Почему в определенные моменты были популярны личные дневники? Почему и в какой период писатели стали рассказывать, о чем думает и что чувствует персонаж, хотя раньше такого никогда не было? С чем это связано?

▪️Объяснения феномена популярности тех или иных писателей. Какие авторы были на вершине литературного олимпа в конкретные периоды? (нет, это в основном не те, которых мы изучаем в школе). Почему именно они? Как на их популярность повлияло вращение в определенных кругах? С кем они общались? У кого были в фаворитах?

Вот такие уроки литературы мне бы понравились. А не разбор произведений в вакууме.

330 words