КОРНИ-новости

О примитивизме марксовой онтологии

О примитивизме марксовой онтологии

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Дмитрий Травин

2021.01.04

https://www.facebook.com/dtravin61/posts/10383314766732647

Моё скептическое отношение к марксизму, показанное вчера и позавчера, вызвало полемику. Вот пример, демонстрирующий, почему, например, я скептически отношусь даже к такому респектабельному положению марксизма, как зависимость производственных отношений от производительных сил.

Перенесёмся в XVIII век. В России — крепостное право. В Польше, Венгрии и на германских землях к востоку от Эльбы то же самое. Но в Западной Европе этих производственных отношений нет. Кроме Дании. И кроме колоний. В английских и португальских — рабство. Но у тех же англичан в Новой Англии рабства нет. А у испанцев в колониях — энкомьенда и мита: это вроде крепостничества, но не совсем. В самой же Испании давно нет ничего подобного.

Кстати, если мы рассмотрим различия в самих крепостнических производственных отношениях, то они будут весьма велики. В России продают людей без земли, что сближает систему с рабовладением. А если мы рассмотрим различия в системе свободного труда, то увидим серьезное расхождение в английском хозяйстве с крупными скотоводческими фермами, которые лендлорды сдают в аренду, и французском — с мелким крестьянским хозяйством.

Производительные силы по всему миру несильно различаются, а производственные отношения — радикально. Если мы хотим понять, почему так вышло, то марксистская методология нам ничего не даст. Придется изучать географические различия, особенности исторического пути разных стран, борьбу групп интересов и даже особенности построения армий. Если же все это нас мало интересует, то можно ограничиться какой-нибудь формулировкой Маркса, и закрыть вопрос. У Маркса нет больших работ об этом, но одну-две фразы всегда можно найти.

Подобная ситуация и с коммерческой революцией позднего средневековья, создавшей крупные торгово-ремесленные города в одних частях Европы, и почти не затронувшей другие. Не просите меня сейчас всё описывать. В фейсбуке это невозможно, но в книге, которую я сейчас завершаю, всё будет.

Я не воюю с марксизмом: пусть развивается. Просто для меня эта методология неинтересна. Я немало сил в прошлом потратил на её изучение и перешёл к более плодотворным подходам.

310 words