Чтобы не повторять банальности, решил воспользоваться готовым текстом из FB. Ламентации и постановка проблемы старинные, но как вводная картинка подойдёт.
Есет Есенгараев
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1086310175153336&id=100013230900171
Об обучении мышлению
Братья Стругацкие считали, что волчице достаточно показать волчатам примеры, как надо охотиться на других животных, зайчихе показать зайчатам, как избегать опасности. И этого им достаточно, чтобы соответствовать основным требованиям своей среды. Однако, если люди, по мнению двух мудрых писателей, учат своих детей мыслить так же, как они мыслят сами, то это уже преступление. Другими словами, братья Стругацкие считали, что если взрослые учат своих детей тому же способу мышления, который определяет их жизнь, то они обрекают своих детей на повторение той же жизни. Так как дети, думающие так же, как их родители, не смогут стать другими и не смогут создать другое общество. Их унаследованное мышление не позволит им измениться, не позволит им представить и осмыслить другую жизнь.
Как решить эту проблему? Как научить детей мыслить иначе, чем мы? И вообще учим ли мы детей думать? Здесь главным является последний вопрос. Несмотря на свою кажущуюся очевидность, он является очень сложным и практически неосмысленным в нашем обществе. Если под обучением мышлению подразумевать специальные усилия, связанных с формированием определенных навыков мышления, то в нашем образовании такие концепции и практики фактически отсутствуют. И их не было и в советское время. Хотя были попытки преподавать логику. Но мало кто из обучавшихся логике по советским методикам, смог освоить навыки логического мышления. И даже среди тех, кто преподавал этот предмет было немало алогичных людей.
В советской системе образования считалось, а сегодня и в постсоветской считается, что обучение мышлению происходит на основе математики, языка и литературы. Однако наблюдения за выпускниками наших школ и вузов, заставляют прийти к печальному выводу, что ставка на эти предметы, как на основных дисциплин, формирующих мышление, не очень оправдалась. Среди выпускников советской и постсоветской школы оказалось слишком много алогичных и косноязычных людей. Они также в массово затрудняются, когда перед ними возникает проблема, требующая размышления, затрудняются, когда они не видят готового ответа или алгоритма его нахождения. Это неизбежное следствие того, что их не учили думать и тем более не учили думать над тем, как они думают.
Можно ли считать, что советских людей не учили думать или не учат думать детей сегодня? Нет, такой ответ очевидно неверен. Ведь любая культура учит думать. И наша культура также учила и учит думать своих членов. Их учат думать, но мышление в советской и постсоветской системе образования и в целом в нашей культуре не считалось и до сих пор не считается отдельной проблемой. Способность думать считали и считают производным от других интеллектуальных занятий, как, например, от занятий математикой или литературой. Более высоким уровнем обучению мышления считалась философия. Но и советская версия философии не учила думать, а учила воспроизводить «правильные» представлений о мире, обществе и человеке. А постсоветская философия по своей логике, особенно в вузовском варианте, мало чем отличается от советской. Как следствие, те, кто получил образование на основе такой философии, оказываются приверженными к очень примитивным представлениям об обществе и человеке, и их синкретическим концептуализациям. А что касается представлений о земле и космосе, то мы видим, как в последнее время все больше популярным становится концепция плоской земли.
Признав, что любая культура, любое общество учит своих членов мышлению, мы должны исходить из того, что все люди обучены определенному способу мышления. Однако, если спросить наших людей о способе их мышления и о том, какой способ мышления они будут передавать своим детям, то такой вопрос может ввести большинство из них в тяжелый ступор. И их можно понять. Ведь их никогда специально не учили думать, тем более не учили думать над тем, как они думают.
Подводя итоги, мы должны признать, что сегодня мы не в состоянии обучать наших детей мышлению, отличному от способа мышления их родителей. Способ мышления, как отдельный вопрос не осмыслен, и он, несмотря на его сверхважность, никогда не ставился в нашем образовании и в целом в культуре. А это значит, что наши дети обучаются мышлению также, как и их родители. Что у них формируется такое же стихийное и во многом синкретическое мышление. В свою очередь, это означает, что они, воспроизводя способ мышления предшествующих поколений, будут воспроизводить и их способ жизни.