Онтология восприятия неравенства и удовлетворённости жизнью

Онтология восприятия неравенства и удовлетворённости жизнью

by Евгений Волков -
Number of replies: 1

Об этом же вроде ещё К. Маркс писал, только цитату сходу не воспроизведу. Точно помню сам факт про чью-то цитату 150-летней давности на эту же тему. Там не совсем о культуре было, а о психологической составляющей восприятия неравенства.

Тот случай, когда ты не раз высказывал определенный тезис, очевидный тебе интуитивно (ну или дедуктивно), но не было эмпирических данных для строгих обоснований. И тут (восторг просто!) случайно находишь строгую статистическую базу, как минимум, иллюстрирующую то о чем ты не раз писал.

Есть расхожее мнение, что высокий уровень экономического неравенства снижает удовлетворенность жизнью большинства населения и, как следствие, через политическую нестабильность, популистские политические решения, рост преступности, и многие другие (иногда неплохо статистически обоснованные) механизмы оказывает на всеобщее благосостояние выраженное негативное воздействие.

Мне всегда было очевидно, что проблема совсем не в реальном неравенстве, а в его восприятии, и бороться надо совсем не с фактическим неравенством, а за правильные представления обывателей о его текущем уровне. Реальное неравенство для экономического роста — это очень хорошо, а мнение, что текущий уровень неравенства неоправданно высок — очень плохо.

И вот статистика в студию.

Для затравки: реальный уровень неравенства по коэффициенту Джинни в Швейцарии и во Франции практически одинаков. Однако с утверждением, что «уровень неравенства в стране слишком высок» согласны 69% французов и лишь 39% швейцарцев. С данным утверждением согласны одинаковое (30%) количество англичан и датчан, хотя коэффициент Джинни (уровень фактического неравенства) в Англии более чем в 1,5 раза больше чем в Дании и на 15% больше чем во Франции. В Венгрии с данным утверждением согласны почти 80% населения, хотя коэфициент Джинни там практически датский.

Но это все мелочи. Гораздо интереснее следующее исследование (https://relooney.com/NS3040/000_New_1519.pdf). В 24 странах провели опрос (выборка по стране 1000 респондентов), в рамках которого людям предлагали выбрать как, на их взгляд, выглядит распределение доходов в их стране (см. картинку 1 иначе не понять методику). Потом усредняя их ответы исследователи нарисовали по каждой стране пирамидки, отражающие как население в среднем представляет распределение доходных групп в их обществе.

При этом по каждой стране несложно нарисовать и реальную (согласно доступной статистике) пирамидку распределения населения по семи доходным группам. Сравнение некоторых из пирамидок на прикрепленных картинках.

И уровень неравенства и уровень реальной социальной мобильности в Германии и Швейцарии практически не отличаются, однако представления немцев и швейцарцев о том как устроено их общество отличаются довольно сильно (см картинки). В то же время представления населения об уровне неравенства, допустим в Венгрии, соответствуют реальному положению дел в США, хотя фактический уровень неравенства в Венгрии даже ниже немецкого. При этом средние американцы представляют пирамиду неравенства американского общества, почти так же, как средние немцы своего, хотя фактическое неравенство в США соответствует представлениям венгров о неравенстве в Венгрии.

Вообще США — единственная страна, в которой представления обывателей о пирамиде доходов их общества более оптимистичны, нежели реальность, а Норвегия — единственная страна, где представления обывателей соответствуют фактическому положению дел. Во всех остальных странах обыватели оценивают неравенство выше факта, от умеренных расхождений в Швейцарии, до абсолютно неадекватных представлений о реальности в Восточной Европе.

Что важнее, в рамках исследования были проанализированы иные факторы, которые могли бы влиять на отклонение представлений о неравенстве от его фактического уровня. Доход респондентов на их ответы не влияет. Даже богатые оценивают положение дел как население страны в среднем. Уровень фактической вертикальной социальной мобильности населения значимого влияния на представления о неравенстве не оказывает. Также было проанализировано возможное влияние уровня безработицы, ВВП на душу, возрастной структуры населения и т.д.

Если кратко, метавывод состоит в том, что влияние субъективного (культурно-мифологической традиции общества) фактора на восприятие неравенства однозначно перевешивает все остальные, даже если они есть. Более того среди выводов есть утверждение, что незначительное (а значительное это революция) изменение фактического уровня неравенства, скорее всего не может оказать никакого влияния на представления населения об уровне неравенства.

Это то с чего я начал. Снижая (в пределах разумного) уровень неравенства за счет крайне вредных для экономики мер мы не изменим представлений населения об уровне неравенства. И не избавимся от негативных эффектов, порожденных данными представлениями. Представления заданы культурно мифологически. И напротив работая с мифологией и культурой, мы можем снизить негативные последствия от восприятия неравенства, не нанося вреда экономике.

По факту США, где культурная традиция сквозь книги и фильмы возвеличивает миф об «американской мечте» (мы живем в справедливом обществе, где каждый может добиться всего сам), наносит минимум вреда экономике от перераспределительных мер и такой же минимум вреда от представлений о том, что общество устроено несправедливо. В то же время условная Венгрия, одновременно наносит вред экономике и перераспределительными мерами и негативными последствиями неверных представлений населения о фактическом уровне неравенства (от снижения удовлетворенности жизнью до поддержки популистов).

Более того, Венгрия демонстрирует пример когда при почти скандинавском (явно неподъемном для венгерской экономики) уровне фактического неравенства, народ все равно может быть крайне недоволен жизнью и считать неравенство крайне высоким.

В большинстве случаев, левацкая риторика и призывы бороться с неравенством, вроде как направленные на защиту интересов простых людей, на самом деле ведут исключительно к тому, что эти простые люди и богатеют медленнее, да еще и испытывают меньшую удовлетворенность жизнью, чем в ситуации когда они подвержены идеологической обработке с иным вектором. (Тут есть нюансы, но о них в другой раз).

Наиболее полно мои соображения по проблематике неравенства я излагал в этих двух статьях на Republic: https://republic.ru/posts/91881

https://republic.ru/posts/91937 UPD у кого нет подписки на репаблик тут https://www.facebook.com/dmitry.al.nekrasov/posts/1652369651540741

https://www.facebook.com/dmitry.al.nekrasov/posts/1662348213876218

 
 
 
 
 
 

 

890 words

In reply to Евгений Волков

Re: Онтология восприятия неравенства и удовлетворённости жизнью

by Вик Мов -
не увидела в статье - первоисточнике (или не поняла) -реальных цифр,в которых это неравенство измеряется, возможно в этом тоже кроется част ь ответа.
Ведь если мы посмотрим на фактический разрыв уровня жизни между 5 тыс. долларов и 10 тыс. долларов (например в Дании), и 1000 долларов и 2000 тыс .долларов (например в Венгрии) мы сможем понять почему люди оценивают одну и ту же разницу ( в два раза математически) ,фактически по разному.
Ведь на 5 тысяч ты имеешь отличное существование, а люди с доходом 10 тысяч ,возможно для тебя, это такие же ,но с "Излишками" ))

А при 1000 ты еле -еле сводишь концы с концами и буквально не доедаешь, тогда люди с 2000 кажутся тебе уже " средним классом", которые себе могут позволить уже не только хорошее питание ,а также образование и прочее.
это и про удовлетворенность и социальное неравенство.
это один из неучтенных аспектов)
Хотя ,конечно, важнейшим многие люди считают насколько справедливо другие занимают ступень выше, и тут уже как в Америке -это связано с пропагандой,. или общим уровнем жизни и коррупции ,как в Венгрии (например)

178 words