В общем, побыла я полдня, ибо проголодалась, и куча дел. Увы, не дотерпела до самого интересного: воркшопа (прости господи) про инструменты самообразования. Но кое-что мне есть вам рассказать.
Четверо 17-летних ребят (среди них Максим Богданович, который в Гарварде) решили организовать конференцию по самообразованию. Назвали ее #EduMinsk2019.
Для кого?
Для таких же, как они сами. Кстати, собрали около 100-120 человек. "Взрослых" насчитала 5 (включая меня и маму Богдановича). Остальные — школьники, выпускники, студенты младших курсов.
Для чего?
Чтобы вдохновить.
На что?
На самостоятельное управление своим образованием.
Зачем это делать?
"Потому что никому, кроме вас, ваше образование не нужно". И глупо ждать, что придет какой-то правильный министр образования, и все исправит. И ключевая мысль: то, как вы учитесь, это только ваш выбор. И если что-то вам не нравится, вы должны идти и менять. Понравилась цитата: "Преподаватели учат вас тому, что интересно им, так что учиться тому, что интересно вам, придется самим".
Кстати, самая частая проблема, которая звучала: если есть вопросы (особенно — если не по программе), практически бесполезно их задавать, т.к. преподаватели отмахиваются, инициативных не любят. И это, на минутку, говорят дети, которые на каникулах (а некоторые — и в сезон сессий/сдачи ЦТ) пошли тратить полдня на вопросы по образованию! Никто не загонял — ни учителя, ни мама с папой: сами пошли!
Причину "преподавательского пофигизма" озвучили несколько раз: как правило, преподают те, кто владеет вопросом теоретически и не глубоко, потому и не любят вопрошающих. Советовали не сдаваться: а) повторять попытки с преподавателями, б) искать практиков, и спрашивать у них.
Про важность soft skills тоже несколько раз сказали. Тот же Максим говорил, что в Гарвард берут не за крутые оценки, хотя в этом смысле могут себе позволить взять лучших из лучших. Берут тех, кто убедил (и дело не в сертификатах), что много занимается сам, и чем-то интересуется, кроме хороших оценок. И что сам Гарвард не так страшен: Максим, занимаясь без репетиторов, совершенно на равных обсуждает любые темы с выпускниками лучших частных школ, которых учит профессура из Лиги Плюща.
Отдельный штрих: хлопцы-организаторы ведут это мероприятие на свободном белорусском языке. Воркшоп собирались вести на двух языках: английском и белорусском, и в зале явно есть те, для кого английский не помеха.
Неудобные вопросы из зала а ля "А не свалить ли нам со школы/университета на самообразование" обсуждали деликатно. В том ключе, что родители расстроятся, но опять же, если они увидят, что мы сами справляемся со своим образованием, и это дает результаты, то...
И самое интересное, они задумываются о том, как найти баланс между тем, чего они хотят для себя, и тем, что приносило бы пользу обществу, и делало бы жизнь людей вокруг лучше.
Каких-то 4 года назад я предупреждала, что так будет. Что будет становиться все больше детей, которые понимают, что их образование зависит только от них, и что они могут обойтись без системы, в которой их не слышат, и которая вообще не для них и не про них. Я говорила, что лет через 5 наши дети начнут нас удивлять, и что главной задачей тогда станет — доказать даже не им, а самим себе, что мы им для чего-то нужны. Мы — это люди, занимающиеся образованием. Что я слышала в ответ, не буду повторять...
Таки вот оно! Осознайте, что произошло!
17-летние дети:
а) сами (!)
б) решили (внимание) поделиться опытом (!)
в) организовали конференцию — программа, маркетинг, место, обработка заявок и т.п.;
г) собрали более 100 человек;
д) чтобы рассказать, как взять в руки свое образование и не зависеть от качества того, что предлагают учебные заведения (и заодно не париться про оценки, ибо не в них счастье).
Пусть это пафосно прозвучит, но я сегодня присутствовала при историческом событии.
Продолжение в среду. Хедлайнеры — Лознер, Бабарико, Мацкевич. Будут обсуждать качество белорусского образования. (Кстати, сегодня в хедлайнеры притащили еще одного белорусского выпускника Гарварда, юриста, который живет и работает в Бостоне). В общем, пойду, конечно.