Религиозные основания онтологии концепта «эксплуатация труда»

Религиозные основания онтологии концепта «эксплуатация труда»

by Евгений Волков -
Number of replies: 0
 
 
 

понятие эксплуатации труда в принципе бессмысленное. оно теологическое, и есть в принципе иная форма тезиса о греховности ссудного процента. кстати, попытка его строго посчитать применительно к земельной ренте привела к краху всего проекта Капитала: маркс не смог математически вывести формы кредитного процента из рикардианской теории стоимости. в результате 10 лет прострадал херней, пытаясь разработать новые способы дифференциального исчисления (будучи полным дилетантом в математике). понадобились принципиально новые концепции экономики, основанные на ином подходе соотношению труда и обращения, чтобы решить эту проблему - но уже отнюдь не на принципах устаревшего раньше, чем маркс его начал писать, Капитала.
проблема ссудного процента стоит перед всеми авраамическими религиями и в принципе запрещена ими. у евреев реализация запрета происходит в форме циклического прощения долгов единоверцам (интересно, как они это обходят сегодня? все еврейские анекдоты про долги имеют этот подтекст). в исламе для выхода из затруднения придумали исламский банкинг. в православии сам акт продажи на сакральной территории вынуждены были перетолковать в экономии обмена дарами. в католичества создание банков было целой теологической революцией. их первоначально выводили из раздачи остатков хлеба, остающихся после ритуала причастия. кто ходит в церковь, знает, что в конце службы обычно выносят блюдо с кусочками хлеба. это очень древний обычай, как раз направленный против накопления. но внутри теологии в северной италии из этого хлеба вывели возможность банковских кредитов. другим столпом буржуазной экономии является францисканство. собрав в единый образ все, что они отвергают как стяжательство, францисканцы создали теорию этого самого стяжательства, которая потом стала функционировать самостоятельно (ср иосифлян в раиссе). но конечно настоящая революция в понимании собственности и труда произошла в протестантизме и описана Вебером. именно с этого времени стал вполне возможен банкинг, ссудный процент и частная собственность. но смешно у маркса то, что понятие эксплуатации - на деле просто обращение кальвинистского теологического принципа спасения трудом. это примерно как история с францисканцами, только наоборот. однако все рикардианстао с его высшей ценностью собственности на труд - самый радикальный протестантизм, соединенный, однако, с тезисом об отрицании наживания на труде брата своего всех авраамических религий.
нетрудовые доходы - выражения прямиком из экономической теологии авраамических религий. когда раскольников убивает старуху-процентчицу, он действует в рамках исходной христианской моральной экономики, и проблема тут не в ликвидации машины ссудного процента, а в нарушении принципа не убий. христос, изгоняющий менял из храма - борется с ссулным процентом. наконец, весь крах нэпа в ссср связан с критикой тезиса бухарина обогащайтесь! этот иосифлянский тезис пришел в противоречие с теологией большевистской аскезы и был поэтому похоронен.
вот фон для левой борьбы с эксплуатацией. но тогда надо прямо его проговаривать и не нести пургу про обобществление, которое само по себе лишь усугубляет грех ссудного процента. и отдавать себе отчет, что между борцами с печатью дьявола в виде иэнн и левой борьбой с эксплуатацией никакой принципиальной разницы нет, посыл один и тот же. поэтому зюганов, молящийся в храме, просто самый честный из всех борцов с эксплуатацией (хоть и иосифлянин в жизни).

 
Комментарии
 
  • Сергей Аринин
    Сергей Аринин Итал банкирские дома начинали с обслуживания дальней торговли и переводов, запрет на процент они обходили через валютные форварды. А потом все таки кажется уломали папу на легализацию. Ну так все свои же. Итальянские банки выступали платёжными агентами для католической церкви, кредитовали папские предприятия и наоборот. Особенно активны в папском бизнесе конечно были медичи.
  • Vadim Sidorov
    Vadim Sidorov Собственно, поэтому в тени марксизма и левой обычно остается и пытается ими маргинализироваться правый антикапиталистический дискурс Зомбарта, Шпенглера, Федера и т.п. Особенно если сопоставить с ним марксово "К еврейскому вопросу", который почти что национал-социалистический манифест.
  •  · 2 нед.
  •  
  • Алексей Савольский
    Алексей Савольский Вот бы он удивился что в Европе и Японии на пике развития капитализма базовый процент равен нулю, а иногда и отрицательный.
  •  · 2 нед.

598 words