Инженерия онтологии выспрашивания (кейс)

Инженерия онтологии выспрашивания (кейс)

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Сюжет, который был у меня в декабре, но только сейчас вот удосужился поделиться.

Читаю курс «Деятельностная педагогика» и подумываю о том, чтобы сделать его дистанционным. Текст в принципе написан, но что-то я пока не могу понять, что заставит студентов читать текст вдумчиво, а не поверхностно.

Сначала подумал, что надо бы им задать какие-то вопросы, на которые надо ответить. Но сразу понимаю, что это не поможет. В нынешних условиях студент будет просто искать фразу, в которой ответ на вопрос содержится, и выучит её наизусть. Это бессмысленно. Ход второй: а давай-ка я попрошу их задавать вопросы! И на первой лекции даю им ссылку на текст, загруженный в дистанционку, и прошу задать вопросы. На следующей лекции получаю от каждого список вопросов «по тексту», то есть к некоторым, ключевым и не осень фразам заданы вопросы, на которые надо ответить этой фразой.

Ясно, факир был пьян. На второй лекции объясняю им, что понимать текст можно несколько поглубже. демонстрирую, как, разбирая с ними текст одной из лекций. Используя уже отлаженную у меня методику вопросов «кто персонажи?», «какие между ними отношения?», «как они развиваются?», и, наконец, сакраментальное «что нам хотел этим сказать автор?». И прошу почитать по-новому и постараться задать вопросы по смыслу, а не по тексту.

На третью лекцию прихожу... нет, надежда, конечно, умирает последней, но тут и она не выжила. Я зверею, и превращаюсь в дракона (которым, на самом деле и являюсь), готовым испепелить всё живое. Я готов на всё.

В следующий раз, — говорю я — у нас будет зачёт. На этом зачёте у вас будет экзамен. На этом экзамене Вы будете экзаменовать друг друга по тем вопросам, которые Вы сами придумаете. А проэкзаменовав, будете объяснять мне, какую оценку вы поставили за понимание материала и почему этот ответ на Ваш вопрос показывает, что человек понял материал.
Сказал так уже со злости, думал, всё уже безнадежно. Ан нет! Вот тут-то какая-то хитрая машинка и заработала. Не у всех.
Половина всё равно не смогла подняться выше вопросов по тексту, хотя после «экзамена» честно признавалась, что да, вопрос был дурной, ответ получен, но ничего по этому ответу сказать нельзя. Пришлось дополнительные вопросы задавать.

Другая, меньшая половина умудрилась начать задавать вопросы по соотнесению материала либо с собственным опытом, либо с практикой образования.

И, наконец, пара девочек дошла до того, что начала в качестве вопросов писать кейсы! Вот это была действительно победа! Маленькая, но победа. Так что вот «принуждение к вопрошанию» оказалось весьма непростой задачей.

400 words