Альтернативные школы против безальтернативной школы
Когда я пишу про школу, то у меня проблема: я хочу вернуть слову изначальное значение места, где учатся. Школьный возраст -- это когда больше учатся, чем работают. Вечные студенты -- это тоже "школьный возраст" для меня. Высшая школа -- тоже школа. А получается, что во времена школьного рабства слово "школа" означает именно государственную систему образования и государственный стандарт образования, да ещё и только средняя школа. Обозначу ещё раз мою позицию: государственное (среднее, высшее, неважно) образование в том виде, в котором оно сейчас, гнилое, и его ремонтировать бесполезно, тратить на него цветы своей селезёнки я не буду. Я буду делать рядом своё образование, хотя понимаю, что конкурировать с бесплатным продуктом очень тяжело. У меня Школа системного менеджмента, это Школа. И я экспериментирую с разными форматами. Выигрывает пока именно формат школы, "длинный формат" -- когда короткие тренинги перемежаются длинными периодами домашней работы и онлайн-семинаров. Так, например, устроен мой "Системный менеджмент и стратегирование" -- шесть моих однодневных тренингов раз в пару недель, между которыми 11 полуторачасовых (стандартная "пара") онлайн-семинаров, которые ведёт Ц.Церенов. Плюс выполнение домашних заданий между днями тренингов. А потом ещё и защита, "выпускной экзамен". После такого по факту трёхмесячного курса что-то успевает запомниться, в период между тренингами что-то успевает опробоваться на практике, а потом на очередных занятиях становится понятней материал. Мне кажется, что это получается интересней, чем "недельный интенсив" -- и гуд бай учёба, здравствуй, текучка. Смешанное образование, сочетающее очную (для тех, кто может -- но у нас обязательно человек-два полностью дистантных) и онлайн работу, обучение и жизнь.
В этих направлениях (конкуренция с бесплатным государственным образованием, оставление имени "школы", очно-дистантная форма "длинного" образования), конечно, работаю не только я. Это движение противодействия текущему образовательному официальному нафталину идёт по всему миру. По сути дела, оно никогда и не прекращалось.
Вот только один пример, школа Le Sallay International Academy для детей 10-14 лет -- http://lesallay.academy/ (вот тут ещё больше официального -- https://www.facebook.com/lesallayacademy/, но интересней про внутреннюю кухню вот тут: https://www.facebook.com/groups/1054856444698756/). Они предлагают по сути домашнее обучение (homeschooling -- т.е. мимо государства), но с командой супер-учителей и возможностью очно и заочно задружить с "классом" из таких же детишков разных стран. Полностью мимогосударственная школа, с математическим уклоном (а если ребёнок не любит математику, то там его в эту математику влюбят), которая устроена на современных принципах. Три недели класс/команда детей со всего мира очно учится во Франции в замке (ага, это именно замок, как на рыцарских картинках) Chateau Le Sallay, а потом 8 недель идут онлайн сессии в виртуальных классах. Это тот же принцип, что и у нас в Школе -- хотя в Le Sallay 3+8 недель, а у нас 1+13 дней. Но у них неработающие дети, а у нас работающие взрослые. В любом случае, это не "в школу как на работу", это другое. Если в школу, то как в интернат. Если домой, то "работа на удалёнке" со всеми её преимуществами.
Как я понимаю, там по полкласса российских, ибо основатели (Сергей Кузнецов и Екатерина Кадиева, интернет-предприниматель/писатель и психолог) сами из России (вот тут пост про начало этого проекта: https://www.facebook.com/ekaterina.kadieva/posts/10215110187048261). Но дети и впрямь со всего мира. Как они завлекают? Говорят, что у них там не скучно для тех, кто хочет учиться, а не отбывать срок в школе (буквально: тезис про "не скучно" повторяется трёх из шести причинах выбрать Le Sallay для обучения -- http://lesallay.academy/students/). Тамошний куррикулум гуманитарно-математический. Основатели там из московской второй школы, колмогоровского интерната, 57й московской школы, так что воспроизводят тамошние традиции в условиях свободы от образовательных госпрограмм -- http://lesallay.academy/program/. Математика там вполне современная, гуманитарные дисциплины "международные", хотя как-то и обещается, что ученики пройдут экзамены в их странах -- уйти окончательно от государственного штампика на мозгах не удастся, чего уж там. Поэтому набор предметов очень похож на набор школьных предметов. Хотел бы я поглядеть, как бы выглядел этот куррикулум, если бы не обязательность подготовки к госэкзаменам родных стран! Про мышление там сейчас -- время от времени повторяемые слова про critical thinking (то есть по факту про мышление ничего не говорят, но есть намёк про "будут умными" и "будут сомневаться, ежели чего", это ж и есть критическое мышление -- что-то типа логики времён середины прошлого века для гуманитариев). Но не сомневаюсь, что тамошние выпускники (это 14 лет) потом отлично впишутся в наши программы для бакалавров. Или даже программы для старшеклассников (мы ж тоже не остановимся на бакалавриате, потихоньку будем опускать возрастной ценз).
А что предлагается вместо таких инициатив, как моя негосударственно-бакалавриатская или Le Sallay негосударственно-школьная? Конечно, предлагается уважить седины отечественной школьной системы, быть ей благодарным, кланяться в ножки и хвалить. Ну вот нет. Этого не будет. Вот тут у меня случилась обширная переписка с любительницей государственного школьного образования https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215220468759087 по поводу моего текста "как перепрыгнуть из семейной среды в деловую: первый бакалавриат" (https://ailev.livejournal.com/1470949.html). Много, много комментов. И я там, в частности, писал про отечественную госшколу, которая главным образом "социализирует", "учит коммуникации": "Увы, кроме "коммуникации" нужно ещё и делать что-то уметь, какой-нибудь бургер безмясной вырастить, или морскую свинку с крылышками придумать. Инженеры и без коммуникаторов часто договариваются, и менеджеры тоже, а вот коммуникаторы без них не получаются -- некого коммуницировать. Учить же нужно и тех, кто сделать что-то умеет. В госшколе таких не делают, а ещё и про государство мысли у вас такие, как будто "государство" антропоморфно и что-то там хочет, или обязано, или "предотвращает". Увы, нет, это всё фигуры речи. И вот тому, что это всё фигуры речи и легенды, и нужно учить. Я как раз и учу людей, чтобы они не имели мировоззрения типа вашего, что если во дворе/школе выжил -- то что-то можешь делать. Нет, не так. Социализироваться во дворе и в семье -- это не найти своё место в проекте, где что-то делают. Об этом и мой пост. И я считаю, что этому можно учить. И учу, и вижу результаты обучения (выпускники-то есть). А вы считаете, что этому учить нельзя. Ну, считайте. Но тогда зачем комментируете? Просто социализируйте деток, и всё. А я им расскажу про операционный менеджмент, и чем он отличается от архитектуры предприятия -- ещё в школе. Ибо не бог весть какая сложная дисциплина, не сложней алгебры для 10 класса". Это рассказывать, конечно, ещё не деткам 10-14 лет, каких принимают в Le Sallay, но вот от 15 лет уже вполне можно начинать. Этот рассказ про операционный менеджмент как раз про то, что булки не на деревьях растут. Он про то, как люди творят материальный мир, и он отличается от традиционного куррикулума средней школы, включая даже гуманитарно-математический куррикулум Le Sallay.
Я думаю, что таких частных инициатив, как Школа системного менеджмента и Le Sallay International Academy будет всё больше. И через них будет проходить всё больше детей, вырастающих в подростков, в студентов, потом и взрослых -- все куррикулумы этих учебных заведений с длинными программами (а без длинных программ, похоже, пока не получается) отличненько будут стыковаться между собой. Вот и будет образование: в школах, но мимо школы. В частных школах с уникальными длинными программами и форматами обучения, но мимо государственных школ с унификацией голов граждан в части абсолютно не нужных им знаний. С социализацией (очная форма, классы), но и обучением что-то делать, обучением как-то думать.
Наш проект ШСМ (http://system-school.ru/) при этом более радикальный: мы не гарантируем выпускникам, что они потом сдадут национальные экзамены, как гарантирует это Le Sallay. Мы гарантируем, что даём нужные знания, без оглядки на местных госрегуляторов и их ЕГЭ. Но мы целим пока в вузовский уровень и свободно поэтому можем выбирать предметы, в этом наша сила. А вот для ребятишек 10-14 лет в части выбора предметов преодолеть традицию почти невозможно, решения ведь принимают не сами ученики, а их родители. А с родителями тут сложно. Я вот был против посещения ребёнком государственной школы (см., например, мой пост 2003 года, когда дитёнку моему был всего годик), https://ailev.livejournal.com/91794.html. Но победить жену и тёщу не смог, вот сын и отбывает эту каторгу уже десятый год, "социализируется". Поэтому первое что требуют от любого альтернативного образования, что "учите чему хотите, но это должно быть только сверху предписанного государством". Le Sallay это и делает: учит чему хочет, но госминимум сразу для нескольких стран даёт. Поглядим, что будет с этим проектом дальше -- и будем прежде всего смотреть на содержание образования. А форма? Смешанное обучение, "как у всех альтернативных".
Мы же сами в первую очередь займёмся содержанием. И наши Школы будут серьёзной альтернативой текущей вездесущей безальтернативной школе. Что средней, что высшей.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215268941010863, https://www.facebook.com/groups/1054856444698756/permalink/1058549730996094/
Подписаться на Telegram канал ailev
"К реальной жизни она готовит, потому что от этой настоящей жизни ничем не отличается. Школа такая же как жизнь. Хочешь в ней хорошо жить - прилагай усилия."
Вы там сходите, почитайте комменты. Замечательные там ходы мысли!
А ещё все утопии нужно делать, а не только о них говорить. В том и модерн. Заявляется утопия, потом реализуется. Потом приходит постмодерн, коммуникаторы всякие, и цитируют-комбинируют таким образом ранее реализованные утопии. А сделать уже ни школу, ни научить в школе что-то сделать не получается. Только обмакиваться в текущую жизнь, одинаковую внутри и снаружи.
1. Ее одноклассница пришла на урок математики в «негостовой одежде»
2. Учитель математики четверть часа (академ час у них 40 минут — узнал о том и плакал) высказывала классу свое мнение об этом инциденте и моральном облике учащихся в целом
3. Дочка вслух заметила, что было бы неплохо и математикой позаниматься
4. Получила в итоге журение от директора школы
Обьяснить причинно-следственные связи с точки зрения формальной логики не смог, пришлось рисовать ей схему с бенефициарами разных взаимодействий, из которой следует, что ее позиция была честной и правильной, но проигрышной стратегией с точки зрения ее целевой функции и теории игр.
Мне подруга про Омск рассказывала. Там в качестве эксперимента семейникам выплачивали те деньги, которые обычно на ученика получает школа. Что-то в районе 8 тыщ в месяц на одного ребенка. Этого хватало, чтобы нанимать неравнодушных учителей частным порядком на небольшие группы, по 5-7-10 детей и в режиме "4 урока два раза в неделю" проходить всю школьную программу в пределах младшей школы( про среднюю не знаю) уже к марту месяцу. Но государство спохватилось и лавочку быстро прикрыло. А ведь ему сплошная экономия на самом-то деле 4-)
https://www.facebook.com/marabou.club/photos/a.846465022038829/2554976391187675/?type=3&theater
У нас в ШСМ про научное мышление тоже потихоньку разработки идут, и про гуманитарщину мы озабочены. Всё потихоньку. И сначала взрослым, и только потом будем опускать в школу. И если не мы, то никто. И с формой тоже экспериментируем. Просто "хороших людей" много, а разбирающихся в правильном содержании -- мало, это ж обычно новьё, еще не наштамповали спецов.
А то м
- Добавить комментарий
- 31 комментарий