Системное мышление: в одном абзаце и 12 днях. Полный бакалавриат — вчетверо дольше.
И всё. Если вы понимаете этот абзац и используете такое рассуждение в своих проектах -- вы системный мыслитель. Если не это, то вы мудрец, гений, очень логичный, сообразительный, скрупулёзный и т.д.. Даже систематичный ("Системные практики как баланс системности и систематичности" -- https://ailev.livejournal.com/1455596.html)! Но не системный, т.е. не использующий понятия системного подхода в своём мышлении.
Как стать системным в мышлении? Сегодня работает следующая процедура:
-- пройти курс системного мышления на курсере, причём не просто поглядеть видео, но прочесть тамошний учебник и решить задачи с проверкой ответов. Обычно планируют это сделать за пару недель, но статистика показывает, что на это уходит пара месяцев. Альтернатива -- таки учебник и пройти очный базовый курс системного мышления в ШСМ у Церена Церенова.
-- потом мы два дня (а тренинговые дни идут один раз в пару недель) на курсе "СМС v2" разбираемся с тем, как применить эту фразу к проектам из жизни (ибо решать задачи из учебника проще. Жизнь сложней, ибо в жизни перед решением задач их нужно сначала поставить: выделить важное и плюнуть на неважное).
-- и дальше еще три дня разбираемся с "организовать компетентную команду", кругозор системного менеджмента.
-- и ещё день стратегирования -- кругозор системного предпринимательства.
-- Но и этого мало! Ещё пару дней нужно поработать на курсе онтологики (чаще всего на него идут после курса системного мышления, хотя правильней было бы идти до него), чтобы разобраться в связи нас, наших моделей и физического мира. Ибо без использования адекватных моделей ничего системного не получится.
-- А потом ещё важно потренироваться четыре дня делать конкретные модельки, но уже более формальные на курсе менеджмента продукта (кругозор системной инженерии.
Итого: на нормальное понимание сути системного подхода, одной фразы из первого абзаца (такое, что дальше можно самому рассуждать в таком духе про рабочие проекты) уходит от 12 тренинговых дней (раз в неделю -- полгода!). Доклады выпускников Школы на прошедшей конференции "Прикладное системное мышление" (https://ailev.livejournal.com/1468990.html) показали, что у прошедших этот учебный путь системное мышление достаточно беглое, чтобы помогать в сложных проектах, жизнь выпускников и вправду становится проще, образовательный результат получается, изменения в мышлении происходят.
Но системное мышление -- это не единственный мыслительный навык по методологическим дисциплинам, который нужно ставить современному взрослому человеку. Поэтому сразу целимся на вдвое больший объём -- 24 тренинговых дня. Это год интенсивной работы, если ориентироваться на один день в пару недель. А ещё когнитивистские дисциплины, постановка под контроль психики и тела. Если грубо и с добавкой недостающего кругозора, то это ещё год, 48 тренинговых дней. И вот это уже очень сравнимо по срокам с традиционным бакалавриатом (хотя два года -- это меньше традиционных трёх-четырёх). Но содержание образования у нас другое! Курс у нас в среднем получается где-то четыре тренинговых дня -- это примерно по объёму соответствует семестровому университетскому курсу, "небольшой учебник/лекции, стопка дополнительной литературы к ним и семинары плюс домашние задания и итоговая работа". То есть это примерно (примерно! не точно!) 12 дисциплин на пару лет, вполне обозримо, и вполне сравнимо с университетской нагрузкой -- шесть дисциплин в год, три дисциплины в семестр, одна дисциплина проходится за пару месяцев плотной работы. Приемлемо по временным затратам даже для занятий, совмещаемых с работой.
Вот за пару лет пройдено 25% пути, нужно ещё 75% пройти. А потом начать сначала, ибо вся конструкция безнадёжно устареет через несколько лет. Впрочем, я шучу: модернизация конструкции куррикулума ведётся непрерывно.
Университеты, кстати, сегодня берут по 250 тыс.руб. со студента за годичный магистерский курс по модным специализациям, и даже в дистантном варианте (с вебинарами, а не очными занятиями). Так что мы ещё оказываемся и вполне конкурентоспособны по цене.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215140518640384
Пишет Anatoly Levenchuk (ailev) 2019-04-05 15:30:00Назад ПоделитьсяКатегория:ОбразованиеСистемное мышление: в одном абзаце и 12 днях. Полный бакалавриат -- вчетверо дольше.Вот суть системного мышления (дьявол там в деталях, типа "а время там логическое", но тем не менее): чтобы удовлетворить потребности внешних стейкхолдеров, нужно понять принципы функционирования и возможную конструкцию использующей системы и тем самым сформулировать функциональные и интерфейсные требования к целевой системе. Затем выполнить эти требования, для чего разработать архитектуру и затем воплотить в жизнь конструкцию целевой системы. А для этого нужно применить практики жизненного цикла целевой системы, организовав компетентную команду обеспечивающей системы и снабдив эту команду всеми нужными технологиями. И всё это нужно делать рекурсивно, для всех подсистем целевой системы.
И всё. Если вы понимаете этот абзац и используете такое рассуждение в своих проектах -- вы системный мыслитель. Если не это, то вы мудрец, гений, очень логичный, сообразительный, скрупулёзный и т.д.. Даже систематичный ("Системные практики как баланс системности и систематичности" -- https://ailev.livejournal.com/1455596.html)! Но не системный, т.е. не использующий понятия системного подхода в своём мышлении.
Как стать системным в мышлении? Сегодня работает следующая процедура:-- пройти курс системного мышления на курсере, причём не просто поглядеть видео, но прочесть тамошний учебник и решить задачи с проверкой ответов. Обычно планируют это сделать за пару недель, но статистика показывает, что на это уходит пара месяцев. Альтернатива -- таки учебник и пройти очный базовый курс системного мышления в ШСМ у Церена Церенова.-- потом мы два дня (а тренинговые дни идут один раз в пару недель) на курсе "СМС v2" разбираемся с тем, как применить эту фразу к проектам из жизни (ибо решать задачи из учебника проще. Жизнь сложней, ибо в жизни перед решением задач их нужно сначала поставить: выделить важное и плюнуть на неважное). -- и дальше еще три дня разбираемся с "организовать компетентную команду", кругозор системного менеджмента. -- и ещё день стратегирования -- кругозор системного предпринимательства.-- Но и этого мало! Ещё пару дней нужно поработать на курсе онтологики (чаще всего на него идут после курса системного мышления, хотя правильней было бы идти до него), чтобы разобраться в связи нас, наших моделей и физического мира. Ибо без использования адекватных моделей ничего системного не получится.-- А потом ещё важно потренироваться четыре дня делать конкретные модельки, но уже более формальные на курсе менеджмента продукта (кругозор системной инженерии.
Итого: на нормальное понимание сути системного подхода, одной фразы из первого абзаца (такое, что дальше можно самому рассуждать в таком духе про рабочие проекты) уходит от 12 тренинговых дней (раз в неделю -- полгода!). Доклады выпускников Школы на прошедшей конференции "Прикладное системное мышление" (https://ailev.livejournal.com/1468990.html) показали, что у прошедших этот учебный путь системное мышление достаточно беглое, чтобы помогать в сложных проектах, жизнь выпускников и вправду становится проще, образовательный результат получается, изменения в мышлении происходят.
Но системное мышление -- это не единственный мыслительный навык по методологическим дисциплинам, который нужно ставить современному взрослому человеку. Поэтому сразу целимся на вдвое больший объём -- 24 тренинговых дня. Это год интенсивной работы, если ориентироваться на один день в пару недель. А ещё когнитивистские дисциплины, постановка под контроль психики и тела. Если грубо и с добавкой недостающего кругозора, то это ещё год, 48 тренинговых дней. И вот это уже очень сравнимо по срокам с традиционным бакалавриатом (хотя два года -- это меньше традиционных трёх-четырёх). Но содержание образования у нас другое! Курс у нас в среднем получается где-то четыре тренинговых дня -- это примерно по объёму соответствует семестровому университетскому курсу, "небольшой учебник/лекции, стопка дополнительной литературы к ним и семинары плюс домашние задания и итоговая работа". То есть это примерно (примерно! не точно!) 12 дисциплин на пару лет, вполне обозримо, и вполне сравнимо с университетской нагрузкой -- шесть дисциплин в год, три дисциплины в семестр, одна дисциплина проходится за пару месяцев плотной работы. Приемлемо по временным затратам даже для занятий, совмещаемых с работой.
Вот за пару лет пройдено 25% пути, нужно ещё 75% пройти. А потом начать сначала, ибо вся конструкция безнадёжно устареет через несколько лет. Впрочем, я шучу: модернизация конструкции куррикулума ведётся непрерывно.
Университеты, кстати, сегодня берут по 250 тыс.руб. со студента за годичный магистерский курс по модным специализациям, и даже в дистантном варианте (с вебинарами, а не очными занятиями). Так что мы ещё оказываемся и вполне конкурентоспособны по цене.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215140518640384Подписаться на Telegram канал ailevПодписаться
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ 5 комментариевklausnikk
5 апреля 2019, 12:35:53 UTC СВЕРНУТЬКруто!ОТВЕТИТЬvvagr
5 апреля 2019, 13:18:28 UTC СВЕРНУТЬНе понятна часть "возможную конструкцию использующей системы".
Или имелось в ввиду ", если возможно, конструкцию использующей системы"?ОТВЕТИТЬailev
5 апреля 2019, 13:39:23 UTC Комментарий изменен: 5 апреля 2019, 13:40:17 UTC СВЕРНУТЬКонструкцию -- ибо целевая должна войти в неё как модуль. И нужно сформулировать требования к интерфейсам, т.е. требования к модулю. Я исхожу из того, что на момент начала размышления о целевой системе мы ещё не знаем, что это за система, то есть не знаем, какая конструкция использующей системы с нашей целевой возможна. А дальше -- возможные миры, мир проекта/design и инженерии из http://15926.org/topics/possible-worlds/index.htmОТВЕТИТЬvvagr
5 апреля 2019, 14:30:08 UTC СВЕРНУТЬНе понимаю, в каком смысле используется слово "возможная".
Мы полагаем, что использующая система тоже является объектом наших усилий и её конструкция может быть существенно изменена в результате создания нами целевой?ОТВЕТИТЬailev
5 апреля 2019, 14:48:50 UTC СВЕРНУТЬМы полагаем, что конструкция использующей системы включает целевую, но непонятно с какими интерфейсами и непонятно какими функциями для непонятно каких потребностей. Альфа "возможности" в начальной точке. Поэтому узнаём потребности и пытаемся вообразить, какую часть конструкции использующей системы займёт наша система. После этого возможная конструкция целевой системы становится известна: она теперь включает нашу целевую систему, можно её разрабатывать и делать!
Ну, или выясняется, что не включает нашу систему. Расслабились, проекта нет.
klausnikk
5 апреля 2019, 12:35:53 UTC
vvagr
5 апреля 2019, 13:18:28 UTC
Или имелось в ввиду ", если возможно, конструкцию использующей системы"?
ailev
5 апреля 2019, 13:39:23 UTC Комментарий изменен: 5 апреля 2019, 13:40:17 UTC
vvagr
5 апреля 2019, 14:30:08 UTC
Мы полагаем, что использующая система тоже является объектом наших усилий и её конструкция может быть существенно изменена в результате создания нами целевой?
ailev
5 апреля 2019, 14:48:50 UTC
Ну, или выясняется, что не включает нашу систему. Расслабились, проекта нет.