Онтология фундаментального образования

Онтология фундаментального образования

by Евгений Волков -
Number of replies: 1

Сформулирован один абзац с сутью системного мышления. Сегодняшняя процедура "как стать системным в мышлении" — 12 тренинговых дней по одному дню раз в пару недель для возможности свободного рассуждения на заданную этим абзацем тему в рабочих проектах. Это работает, проверено. Но для полной программы бакалавриата нужно 48 дней очной работы с преподавателями, и два года учебного времени, и это 12 методологических, когнитивистских и кругозорных дисциплин. Вполне обозримо.

AILEV.LIVEJOURNAL.COM
 
Вот суть системного мышления (дьявол там в деталях, типа "а время там логическое", но…
 
 
Комментарии
 
  • Александр Турханов
    Александр Турханов Суть системного мышления - это видеть множество хороших вариантов решения проблем там, где другие не видят ни одного.

    Не что делать со знанием системного подхода, а какую выгоду получать.


    По большому счету, системный подход нужен для того, чтобы перестать беспокоиться о последствиях. Тебе не надо думать о том, знаешь ты точно, к чему приведут твои и чужие действия, есть ли у тебя и твоей команды опыт. Ты просто можешь просчитать ситуацию и знаешь ходы ее улучшения, по крайней мере 3 хода вперед. И так каждый раз, каждый раз на 3 хода вперед своего окружения. В результате появляется время обдумать и подготовиться.

    Все - видеть множество хороших вариантов решения проблем там, где другие не видят ни одного.
    Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Но я обычно ещё говорю своим студентам, что системный подход ещё тем силён, что гнилой проект видно через пять минут -- и вы не потратите на него своего драгоценного времени, жизнь-то одна. Хотя формально уход из такого проекта -- это один из "множества вариантов решения проблемы, где другие не видят ни проблемы, ни хотя бы одного решения" )))
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Александр Турханов
      Александр Турханов Анатолий Левенчук да, кстати, никто же не задумывается, что год на изучение системного подхода равен всего-то одному провальному проекту, из которого не было своевременного выхода. Причем как строчка в резюме "изучение системного подхода" выглядит лучше чем "строил Вавилонскую башню".
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Alexander Turkhanov у меня это типичная ситуация именно в вузах -- проекты там высасываются из пальца, и впервые их кто-то системно (sic!) рассматривает именно тогда, когда студент пытается написать эссе. Тут-то озарение и снисходит, что проекта нет! Дальше трагедия: и бросить нельзя, и сделать нельзя, и эссе написать нельзя. Я говорю, что в зачёт принимаю и эссе, где понятно, что проект дохлый ))) Но разные менторы и кураторы говорят студенту, чтобы они вместо пивота (смены проекта) "придумали что-нибудь". Дальше, понятно, всё вязко и плохо. И уже не до системного мышления в итоге.
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Александр Турханов
      Александр Турханов Зацени, что пишет декан Шерман.
      "Мои девятиклассники спросили меня как-то, зачем учить нормальную форму линейных уравнений? Где в жизни нам это понадобится?
      Нигде и никогда, ответил он. Вам это в жизни не понадобится. Точно также вам никогда не понадоб
      ится жать 80 килограмм от груди, разве что хулиган нападет на вас на улице, не опрокинет вас наземь и не придавит сверху бочкой, так что вам придется поднимать ее, чтобы встать обратно.
      Но вы ходите в спортзал. Вы ходите в спортзал, чтобы носить сумки из магазина, держать на руках своих детей, быть крепким и иметь хорошую осанку. Алгебра - это гимнастика вашего ума. Вы учите алгебру, чтобы быть хорошим архитектором, юристом, инженером, врачом".
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Alexander Turkhanov увы, это всё не объяснения. Я вот не в спортзал хожу, а в танцзал -- много приятней, а эффект тот же. Про алгебру и физику, так были исследования, которые прямо показали: хорошо знающий физику не умней в других вопросах тех, кто физики не знает. Так что к выбору предметов для общего изучения я бы более ответственно подходил. Вот я стараюсь как раз такие предметы выбирать. Системное мышление в такой короткий список предметов входит.
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Валерий Сорокин
      Валерий Сорокин Anatoly Levenchuk а другие пункты того списка?
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
    • Анатолий Левенчук
      Анатолий Левенчук Valery Sorokin так мой доклад на конференции как раз про этот список. И тренинг в это воскресенье -- подробненько: http://system-school.ru/uptodate
      И куча постов на эту тему. Много раз уж список приводил.
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него
      Дисциплины для апгрейда образования инженера, менеджера, предпринимателя
      SYSTEM-SCHOOL.RU
      Дисциплины для апгрейда образования инженера,…
      Дисциплины для апгрейда образования инженера, менеджера, предпринимателя
    • Валерий Сорокин
      Скрыть комментарий или пожаловаться на него

748 words

In reply to Евгений Волков

Re: Онтология фундаментального образования

by Евгений Волков -
Пишет Anatoly Levenchuk (ailev
2019-04-05 15:30:00
 
Категория:

Системное мышление: в одном абзаце и 12 днях. Полный бакалавриат — вчетверо дольше.

Вот суть системного мышления (дьявол там в деталях, типа "а время там логическое", но тем не менее): чтобы удовлетворить потребности внешних стейкхолдеров, нужно понять принципы функционирования и возможную конструкцию использующей системы и тем самым сформулировать функциональные и интерфейсные требования к целевой системе. Затем выполнить эти требования, для чего разработать архитектуру и затем воплотить в жизнь конструкцию целевой системы. А для этого нужно применить практики жизненного цикла целевой системы, организовав компетентную команду обеспечивающей системы и снабдив эту команду всеми нужными технологиями. И всё это нужно делать рекурсивно, для всех подсистем целевой системы.

И всё. Если вы понимаете этот абзац и используете такое рассуждение в своих проектах -- вы системный мыслитель. Если не это, то вы мудрец, гений, очень логичный, сообразительный, скрупулёзный и т.д.. Даже систематичный ("Системные практики как баланс системности и систематичности" -- https://ailev.livejournal.com/1455596.html)! Но не системный, т.е. не использующий понятия системного подхода в своём мышлении.

Как стать системным в мышлении? Сегодня работает следующая процедура:
-- пройти курс системного мышления на курсере, причём не просто поглядеть видео, но прочесть тамошний учебник и решить задачи с проверкой ответов. Обычно планируют это сделать за пару недель, но статистика показывает, что на это уходит пара месяцев. Альтернатива -- таки учебник и пройти очный базовый курс системного мышления в ШСМ у Церена Церенова.
-- потом мы два дня (а тренинговые дни идут один раз в пару недель) на курсе "СМС v2" разбираемся с тем, как применить эту фразу к проектам из жизни (ибо решать задачи из учебника проще. Жизнь сложней, ибо в жизни перед решением задач их нужно сначала поставить: выделить важное и плюнуть на неважное). 
-- и дальше еще три дня разбираемся с "организовать компетентную команду", кругозор системного менеджмента. 
-- и ещё день стратегирования -- кругозор системного предпринимательства.
-- Но и этого мало! Ещё пару дней нужно поработать на курсе онтологики (чаще всего на него идут после курса системного мышления, хотя правильней было бы идти до него), чтобы разобраться в связи нас, наших моделей и физического мира. Ибо без использования адекватных моделей ничего системного не получится.
-- А потом ещё важно потренироваться четыре дня делать конкретные модельки, но уже более формальные на курсе менеджмента продукта (кругозор системной инженерии.

Итого: на нормальное понимание сути системного подхода, одной фразы из первого абзаца (такое, что дальше можно самому рассуждать в таком духе про рабочие проекты) уходит от 12 тренинговых дней (раз в неделю -- полгода!). Доклады выпускников Школы на прошедшей конференции "Прикладное системное мышление" (https://ailev.livejournal.com/1468990.html) показали, что у прошедших этот учебный путь системное мышление достаточно беглое, чтобы помогать в сложных проектах, жизнь выпускников и вправду становится проще, образовательный результат получается, изменения в мышлении происходят. 

Но системное мышление -- это не единственный мыслительный навык по методологическим дисциплинам, который нужно ставить современному взрослому человеку. Поэтому сразу целимся на вдвое больший объём -- 24 тренинговых дня. Это год интенсивной работы, если ориентироваться на один день в пару недель. А ещё когнитивистские дисциплины, постановка под контроль психики и тела. Если грубо и с добавкой недостающего кругозора, то это ещё год, 48 тренинговых дней. И вот это уже очень сравнимо по срокам с традиционным бакалавриатом (хотя два года -- это меньше традиционных трёх-четырёх). Но содержание образования у нас другое! Курс у нас в среднем получается где-то четыре тренинговых дня -- это примерно по объёму соответствует семестровому университетскому курсу, "небольшой учебник/лекции, стопка дополнительной литературы к ним и семинары плюс домашние задания и итоговая работа". То есть это примерно (примерно! не точно!) 12 дисциплин на пару лет, вполне обозримо, и вполне сравнимо с университетской нагрузкой -- шесть дисциплин в год, три дисциплины в семестр, одна дисциплина проходится за пару месяцев плотной работы. Приемлемо по временным затратам даже для занятий, совмещаемых с работой.

Вот за пару лет пройдено 25% пути, нужно ещё 75% пройти. А потом начать сначала, ибо вся конструкция безнадёжно устареет через несколько лет. Впрочем, я шучу: модернизация конструкции куррикулума ведётся непрерывно.

Университеты, кстати, сегодня берут по 250 тыс.руб. со студента за годичный магистерский курс по модным специализациям, и даже в дистантном варианте (с вебинарами, а не очными занятиями). Так что мы ещё оказываемся и вполне конкурентоспособны по цене.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215140518640384
Подписаться на Telegram канал ailev
 
 
 
Не понятна часть "возможную конструкцию использующей системы".

Или имелось в ввиду ", если возможно, конструкцию использующей системы"?

ailev

5 апреля 2019, 13:39:23 UTC Комментарий изменен:  5 апреля 2019, 13:40:17 UTC

Конструкцию -- ибо целевая должна войти в неё как модуль. И нужно сформулировать требования к интерфейсам, т.е. требования к модулю. Я исхожу из того, что на момент начала размышления о целевой системе мы ещё не знаем, что это за система, то есть не знаем, какая конструкция использующей системы с нашей целевой возможна. А дальше -- возможные миры, мир проекта/design и инженерии из http://15926.org/topics/possible-worlds/index.htm
Не понимаю, в каком смысле используется слово "возможная". 

Мы полагаем, что использующая система тоже является объектом наших усилий и её конструкция может быть существенно изменена в результате создания нами целевой?
Мы полагаем, что конструкция использующей системы включает целевую, но непонятно с какими интерфейсами и непонятно какими функциями для непонятно каких потребностей. Альфа "возможности" в начальной точке. Поэтому узнаём потребности и пытаемся вообразить, какую часть конструкции использующей системы займёт наша система. После этого возможная конструкция целевой системы становится известна: она теперь включает нашу целевую систему, можно её разрабатывать и делать!

Ну, или выясняется, что не включает нашу систему. Расслабились, проекта нет.


Пишет Anatoly Levenchuk (ailev) 2019-04-05 15:30:00Назад ПоделитьсяКатегория:ОбразованиеСистемное мышление: в одном абзаце и 12 днях. Полный бакалавриат -- вчетверо дольше.Вот суть системного мышления (дьявол там в деталях, типа "а время там логическое", но тем не менее): чтобы удовлетворить потребности внешних стейкхолдеров, нужно понять принципы функционирования и возможную конструкцию использующей системы и тем самым сформулировать функциональные и интерфейсные требования к целевой системе. Затем выполнить эти требования, для чего разработать архитектуру и затем воплотить в жизнь конструкцию целевой системы. А для этого нужно применить практики жизненного цикла целевой системы, организовав компетентную команду обеспечивающей системы и снабдив эту команду всеми нужными технологиями. И всё это нужно делать рекурсивно, для всех подсистем целевой системы.
И всё. Если вы понимаете этот абзац и используете такое рассуждение в своих проектах -- вы системный мыслитель. Если не это, то вы мудрец, гений, очень логичный, сообразительный, скрупулёзный и т.д.. Даже систематичный ("Системные практики как баланс системности и систематичности" -- https://ailev.livejournal.com/1455596.html)! Но не системный, т.е. не использующий понятия системного подхода в своём мышлении.
Как стать системным в мышлении? Сегодня работает следующая процедура:-- пройти курс системного мышления на курсере, причём не просто поглядеть видео, но прочесть тамошний учебник и решить задачи с проверкой ответов. Обычно планируют это сделать за пару недель, но статистика показывает, что на это уходит пара месяцев. Альтернатива -- таки учебник и пройти очный базовый курс системного мышления в ШСМ у Церена Церенова.-- потом мы два дня (а тренинговые дни идут один раз в пару недель) на курсе "СМС v2" разбираемся с тем, как применить эту фразу к проектам из жизни (ибо решать задачи из учебника проще. Жизнь сложней, ибо в жизни перед решением задач их нужно сначала поставить: выделить важное и плюнуть на неважное). -- и дальше еще три дня разбираемся с "организовать компетентную команду", кругозор системного менеджмента. -- и ещё день стратегирования -- кругозор системного предпринимательства.-- Но и этого мало! Ещё пару дней нужно поработать на курсе онтологики (чаще всего на него идут после курса системного мышления, хотя правильней было бы идти до него), чтобы разобраться в связи нас, наших моделей и физического мира. Ибо без использования адекватных моделей ничего системного не получится.-- А потом ещё важно потренироваться четыре дня делать конкретные модельки, но уже более формальные на курсе менеджмента продукта (кругозор системной инженерии.
Итого: на нормальное понимание сути системного подхода, одной фразы из первого абзаца (такое, что дальше можно самому рассуждать в таком духе про рабочие проекты) уходит от 12 тренинговых дней (раз в неделю -- полгода!). Доклады выпускников Школы на прошедшей конференции "Прикладное системное мышление" (https://ailev.livejournal.com/1468990.html) показали, что у прошедших этот учебный путь системное мышление достаточно беглое, чтобы помогать в сложных проектах, жизнь выпускников и вправду становится проще, образовательный результат получается, изменения в мышлении происходят. 
Но системное мышление -- это не единственный мыслительный навык по методологическим дисциплинам, который нужно ставить современному взрослому человеку. Поэтому сразу целимся на вдвое больший объём -- 24 тренинговых дня. Это год интенсивной работы, если ориентироваться на один день в пару недель. А ещё когнитивистские дисциплины, постановка под контроль психики и тела. Если грубо и с добавкой недостающего кругозора, то это ещё год, 48 тренинговых дней. И вот это уже очень сравнимо по срокам с традиционным бакалавриатом (хотя два года -- это меньше традиционных трёх-четырёх). Но содержание образования у нас другое! Курс у нас в среднем получается где-то четыре тренинговых дня -- это примерно по объёму соответствует семестровому университетскому курсу, "небольшой учебник/лекции, стопка дополнительной литературы к ним и семинары плюс домашние задания и итоговая работа". То есть это примерно (примерно! не точно!) 12 дисциплин на пару лет, вполне обозримо, и вполне сравнимо с университетской нагрузкой -- шесть дисциплин в год, три дисциплины в семестр, одна дисциплина проходится за пару месяцев плотной работы. Приемлемо по временным затратам даже для занятий, совмещаемых с работой.
Вот за пару лет пройдено 25% пути, нужно ещё 75% пройти. А потом начать сначала, ибо вся конструкция безнадёжно устареет через несколько лет. Впрочем, я шучу: модернизация конструкции куррикулума ведётся непрерывно.
Университеты, кстати, сегодня берут по 250 тыс.руб. со студента за годичный магистерский курс по модным специализациям, и даже в дистантном варианте (с вебинарами, а не очными занятиями). Так что мы ещё оказываемся и вполне конкурентоспособны по цене.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10215140518640384Подписаться на Telegram канал ailevПодписаться
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ 5 комментариевklausnikk
5 апреля 2019, 12:35:53 UTC  СВЕРНУТЬКруто!ОТВЕТИТЬvvagr
5 апреля 2019, 13:18:28 UTC  СВЕРНУТЬНе понятна часть "возможную конструкцию использующей системы".
Или имелось в ввиду ", если возможно, конструкцию использующей системы"?ОТВЕТИТЬailev
5 апреля 2019, 13:39:23 UTC Комментарий изменен:  5 апреля 2019, 13:40:17 UTC СВЕРНУТЬКонструкцию -- ибо целевая должна войти в неё как модуль. И нужно сформулировать требования к интерфейсам, т.е. требования к модулю. Я исхожу из того, что на момент начала размышления о целевой системе мы ещё не знаем, что это за система, то есть не знаем, какая конструкция использующей системы с нашей целевой возможна. А дальше -- возможные миры, мир проекта/design и инженерии из http://15926.org/topics/possible-worlds/index.htmОТВЕТИТЬvvagr
5 апреля 2019, 14:30:08 UTC  СВЕРНУТЬНе понимаю, в каком смысле используется слово "возможная". 
Мы полагаем, что использующая система тоже является объектом наших усилий и её конструкция может быть существенно изменена в результате создания нами целевой?ОТВЕТИТЬailev
5 апреля 2019, 14:48:50 UTC  СВЕРНУТЬМы полагаем, что конструкция использующей системы включает целевую, но непонятно с какими интерфейсами и непонятно какими функциями для непонятно каких потребностей. Альфа "возможности" в начальной точке. Поэтому узнаём потребности и пытаемся вообразить, какую часть конструкции использующей системы займёт наша система. После этого возможная конструкция целевой системы становится известна: она теперь включает нашу целевую систему, можно её разрабатывать и делать!
Ну, или выясняется, что не включает нашу систему. Расслабились, проекта нет.

1881 words