Два слова о так называемом онлайн-образовании.
Эта идея могла возникнуть только в головах людей с советским опытом. В наше время (а я застал 1960-е - 1980-е как школьник, студент и препод) образованием объявлялась простая начитанность.
Навыки демократической социализации и политической ответственности не вырабатывались вовсе, вот почему, например, утечка мозгов в этом сегменте оказалась решающей: самые передовые ученые легко расстались с отечеством.
А в гуманитарных науках? Да до сих пор студентов приучают игнорировать текущую социальную и политическую жизнь, чтоб вся эта гадость не заслоняла, дескать, высокое.
Для гуттаперчевого, пластикового, виртуального человека онлайн-образование — самое оно.
Но человек живой нуждается в физическом взаимодействии, в совместном хождении туда и сюда, в показе своих блокнотов, в споре, в созерцании вещей, в трухе совместного с преподом похода в библиотеку, в музей. И этого должно быть не просто много, а очень много. Раз в десять больше, чем онлайн-шевеления-пальцами.
А кое-какие рутинные занятия — да, можно делать в удобное время онлайн.
У меня и у самого есть такой частный сайт, на котором мы занимаемся с десятками студентов в еженедельном, а когда и в ежедневном режиме. Но это — только сегмент образования. Без всего остального — совершенно пустой, безлюдный и бесплодный.
Онлайн-образование — это то же самое, что онлайн-вечеринка, онлайн-экскурсия, онлайн-погоди-щас-вина-из-погреба-достану. Т.е. ерунда на постном масле.
Получившие образование онлайн могут, конечно, делиться своими онлайн-знаниями по телевизору.
Интересно, однако, что пропагандируют это онлайн-образование почти исключительно люди, которые сами ничего в этом не понимают, своим живым личным опытом — пожирающим время опытом! — поделиться не могут, потому что этого опыта у них нет.