Полагаю, что редкое проявление интереса к фундаментальным знаниям связано в значительной степени с отсутствием их хорошей инженерной переработки и переупаковки в двух важных отношениях: 1) их ясная и понятная сформированность и сформулированность; и 2) технологичность подводки от обыденно-средне-образованного мышления к осознанию нужности и полезности мышления фундаментальными концептами и моделями. Пока же они существуют либо ещё в непереработанной руде или в аллергогенных академических сухарях.
Расширение кругозора и обновление фундаментальных знаний в области бизнеса, менеджмента и инженерии — это основная функция Школа системного менеджмента.
На сегодня, по моему, эта краткая формулировка лучше всего отражает то, что дает ШСМ.
Конечно, широкий кругозор и фундаментальные знания не дают автоматического успеха, да и освоение прикладных практик или шаблонных операций типа делай раз-два-три намного легче, более востребовано и дает быстрый результат. Например, хорошо это было заметно в период трансформации 90-х годов на территории СССР, когда конкретные и простые навыки ведения бизнеса были на несколько порядков эффективнее, чем фундаментальные знания и широкий кругозор. Однако, сейчас, когда кардинально меняется уже весь мир, когда прикладные умения и навыки быстро устаревают*, роль фундаментальных знаний намного возрастает.
В этой связи ШСМ сделала ставку на методологию современного системного подхода (системноинженерный подход), который серьезно изменился по сравнению с тем, что был известен в 20 веке**. На наш взгляд, именно это лучший в мире фундамент для предпринимателя, менеджера и инженера. Именно такое универсальное знание позволяет расширять кругозор специалистам разных профессий.
Но даже приведенное конкурентное преимущество специалиста с системным мышлением, кем бы он ни был по профессии, не является единственным. Мы хорошо понимаем мировой тренд на то, что современные люди*** стали намного меньше думать о работе и все больше уделяют внимание другим своим жизненным интересам. Системное мышление оказывается и тут действенным инструментом. Сейчас в ШСМ уже есть курс Системного фитнеса, в основе которого та же методология системного подхода используется для работы с телом.
Мы постепенно продвигаемся в сторону применения системного мышления в отношении человека, в целом. Мы не хотим ограничиваться только рабочей повесткой человеческих интересов. Сейчас Анатолий Левенчук развивает направление стейкхолдерского мастерства, Пион Медведева говорит о моделировании любых жизненных ситуаций и принятии решений. Мне нравится развивать концепцию человека как совокупности множества ролей, которые он играет в своей жизни.
Человек играет профессиональные роли на работе, например, предпринимателя или инженера. Он играет также стейкхолдерские роли родителя и воспитателя, соседа или футболиста, ... Есть роли, которые соответствуют нашим интересам, например, мне нравится играть в футбол и еще заниматься предпринимательством, а есть те, что мы исполняем вынуждено. Таким образом, можно сказать, что человек успешен**** или счастлив, если будут удовлетворены все его интересы, т.е. если он будет играть стейкхолдерские роли, которые соответствуют его интересам и в этих своих ролях он сможет реализоваться, стать мастером-стейкхолдером (тот кто освоил и применяет лучшие практики).
Следуя такому подходу, я например, уже не работаю так, как работал ранее. Это касается и продолжительности, и качества работы. Теперь у меня много времени на другие свои интересы*****, а в работе у меня только то, что мне интересно делать. То что соответствует моим интересам и я стараюсь осваивать лучшие практики, которые соответствуют этим стейкхолдерским интересам. У меня полностью поменялась концепция прошлого века "работа-отпуск": не делю календарь на периоды работы и отпускные периоды. В рабочие дни могу спокойно выделить достаточное время для удовлетворения нерабочих интересов, а когда выезжаю типа на "отдых", то значительное время там уделяю работе. Да и выезды становятся довольно частыми, так как любимая работа всегда со мной. Вот очередной раз скоро снова поеду оттачивать мастерство (стейкхолдера) горнолыжника, прихватив с собой задачу написания концепции «Я - стейкхолдер».
P.S. Я уже ранее писал про мечты и цели. Сегодня о кругозоре и фундаментальных дисциплинах******. В следующий раз напишу про то, как с помощью системного подхода можно посмотреть на стресс, и как снизить его почти до нуля. И сделать это исключительно используя понятия системноинженерного мышления. Постараюсь далее оформить единую концепцию.
___________
* - чем проще навыки, чем проще бизнес, тем больше вероятность, что вы будете неконкурентоспособными.
** - текущая версия системного подхода, основанная на системной инженерии, практически не преподается в Вузах и опытным путем системное мышление освоить тоже невозможно.
*** - особенно те, кто добились любого локального успеха.
**** - в системной инженерии "успешная система" - это система, которая удовлетворяет интересы всех стейкхолдеров.
***** - предварительно составил перечень всех своих интересов (стейкхолдерские роли и лучшие практики, которые нужно освоить) и теперь постепенно их удовлетворяю.
****** - на фото слайд из курса А.Левенчука "Дисциплины для апгрейда образования предпринимателя, инженера и менеджера".
- Нравится
-
Денис Колесников По прочтению возникли вопросы:
- что же вызывает потребность в обновлении фундаметальных знаний? Предположение Аристотеля "все люди от природы стремятся к знанию" можно считать опровергнутым, в силу множества причин люди вполне довольствуются суррогатом знания.
- утверждение о возрастании роли фундаментальных знаний видится мне спорным - не видно проявлений этой тенденции.
А я сегодня с подачи Александра попробовал начать писать задачник по логике. Идея такая - выдвинуть провокационный тезис, снабдить его примерами и подтверждениями и задать вопрос бывает ли иначе. По сути сконструировать псевдоаргумент, но полезный, развивающий, "на подумать". И чтобы только при помощи силы логики можно было найти в нём дыру и привести контрпример с приложениями в жизни. Пока не особо успешно, мне даже кажется, что люди не видят в том, что я пишу, псевдоаргумента. Первый кейс был посвящён опровержению совета "думай, перед тем как делать". И почему-то никто про СМ не заикнулся, что "думать" полезно тем, что можно уменьшить количество переделок в проекте.
https://www.facebook.com/d4kolesnikov/posts/10217968770749270
Но всё равно — новый жанр с доставкой контента, адаптированной под социальные сети. Прикольно.
-
Церен Церенов Про "все люди" - согласен. Даже в самой образованной стране высшее образование было не для всех. Я же сейчас говорю о десятых долей процента. Потребность, как мне представляется, возникает у самых догадливых (хотя и на интуитивном уровне), которые понимают, что прикладные практики не работают или не осваиваются в должной мере (тут можно пост А.Левенчука вспомнить о том почему не работают трехдневные тренинги). Они на хайпе многое перепробовали, походили на разные тренинги, но качественного результата нет. Таких может пока не много, но они появляются. Кроме того, есть тренд на то, что люди не хотят только работать, есть и другие сферы жизнедеятельности, поэтому есть такая потребность иметь общий фундамент на то, чтобы решать и профессиональные, и разные житейские вопросы. Работы над задачником по логике очень поддерживаю! Про "думай перед тем как что то сделать" не совсем понимаю, человек всегда думает, вот моделирует он не всегда))).
-
Евгений Волков Полагаю, что редкое проявление интереса к фундаментальным знаниям связано в значительной степени с отсутствием их хорошей инженерной переработки и переупаковки в двух важных отношениях: 1) их ясная и понятная сформированность и сформулированность; и 2) технологичность подводки от обыденно-средне-образованного мышления к осознанию нужности и полезности мышления фундаментальными концептами и моделями. Пока же они существуют либо ещё в непереработанной руде или в аллергогенных академических сухарях.