С онтокритической точки зрения, представленное описание социальной среды существенно неточное и устаревшее, поскольку направляет внимание читателя не на все необходимые и важные аспекты и в неоптимальной последовательности. Этот текст я предполагаю использовать как тренажёр, поэтому не даю здесь конкретных комментариев.
Социальная среда
Окружение человека
https://blog.system-school.ru/2020/10/23/социальная-среда/
Победившая гуманистическая точка зрения закрепила в массовом сознании лестное для каждого самомнение об «уникальной личности», о «богатом внутреннем мире», с которым нужно считаться. Однако, одна из проблем понимания гуманистических тезисов — это поиск в себе решений или задавание себе вопросов, ответы на которые по определению не могут находиться «внутри человека». Чтобы нейронная сетка могла дать адекватный ответ, она должна быть соответствующим образом настроена или обучена. Глупо спрашивать у детсадовца о пользе религии, а у школьника про реформу налоговой системы. Человек приходит в этот мир как tabula rasa (с лат.—«Чистая доска»), поэтому чтобы «слушать себя» и чего-то «раскрывать в себе», кроме животных инстинктов, необходимо предварительно что-то вложить в себя. И чем сложнее вопрос, тем больше необходимо вкладывать. Маленький ребенок всегда будет хотеть сладкую еду, похвалу и развлечение. Плохо, когда с возрастом интересы не сильно меняются. «Не знаю, чего хочу», скука или депрессия, вечный «поиск себя» — это с большой вероятностью результат недостаточного потребления качественной информации, которая расширяет кругозор и способствует формированию новых мыслей и идей. Широта и масштаб интересов определяет калибр личности. Одни не знают, чего хотят и убивают время, а другие имеют планетарные идеи, им не хватает времени. Вряд ли такое катастрофическое различие между двумя особями зависит от генов.
Формирование личности происходит в течение всей жизни, и существенным образом на это влияет социальная среда, которая, в том числе, запускает заложенные природой программы. С одной стороны, человек-деятель меняет мир, создавая системы. А с другой стороны, окружающий мир или социальная среда непосредственным образом участвует в развитии личности человека: задает его интересы и кругозор, формирует «картины мира» и мастерство. Человек может использовать позитивное влияние социальной среды на свое развитие и устранять ее негативные влияния, или же может плыть по течению, следуя социальным стереотипам.
Социальная среда — это культура и страна, круг общения, образовательная среда и т.п. Реклама, ТВ, соцсети, родители и друзья, учителя и коллеги — все они участвуют в формировании личности человека. Джунгли, средневековый город, российская глубинка или европейский мегаполис создадут совершенно разных людей. Со своими интересами, картинами мира (взглядом на мир), мастерством, потребностями и желаниями (неудовлетворенностями) и т.п. Знания цивилизации приходят к человеку из социальной среды. Человек потребляет эти знания осознанным и неосознанным образом. Осознанное потребление знаний связано преимущественно с обучением, хотя обучение тоже может быть и неосознанным. Влияние социальной среды обычно не замечается.
Окружающая человека среда формирует личность настолько, что собственные интересы от навязанных извне отделить практически невозможно. К примеру, человек может выписать свои интересы или потребности, но он вряд ли сможет справиться с заданием разделить «истинные» его интересы/потребности от тех, что пришли из социальной среды. Счастья, любви, общения, безопасности хочет каждый человек. Но человек не рождается с интересом к космосу, математике или к поэзии. У него может быть предрасположенность и природные способности, но интересы проявляются или усиливаются социальной средой. Нам важно понимать, как совладать со своей биологической природой и как социальная среда формирует наши интересы, чтобы удовлетворяя их одновременно менять мир к лучшему.
Последние исследования о работе мозга кое-что говорят об отсутствии у человека «свободы выбора». Человек, конечно, делает выбор самостоятельно, но этот выбор обусловлен теми «картинами мира», которые заложены ранее в мозг человека. С биологической точки зрения в голове по нейронной сетке проходит определенный импульс и человек решает, например, выбрать определенную зубную пасту. Если он специально не включит медленное мышление, то сработает автоматическое быстрое мышление, которое сделает предопределенный выбор. Этот выбор будет, скорее всего, связан с имеющимся опытом, но сам этот опыт был получен исходя из той информации о зубных пастах, которая ранее попала в мозг человеку. И не последнюю роль в загрузке данной информации сыграла реклама.
Достижения нейронаук стали массово использоваться в маркетинге, пропаганде и других сферах жизнедеятельности. Уберечься от того, чтобы кто-то не заложил в вашу голову свою модель мира довольно сложно. Особенно, если не знать об этом. Мозг постоянно потребляет информацию и человек не может постоянно думать о том куда направить внимание. Для этого нужно задействовать затратное медленное мышление. На это рассчитаны уловки поставщиков контента, которые завладевают вниманием человека. А далее, согласно теориям нейромаркетинга, дело за малым — провести «пойманного» потребителя по стадиям жизненного цикла (например, AIDAS — внимание, интерес, желание, действие, удовлетворение) до нужно им активного действия в виде покупки, отданного голоса, уделенного времени и т.п. Для этого в мозг потребителя закладываются определенные картины мира.
Таким образом, главные вопросы социальной среды для человека — это качество потребляемой информации и управление вниманием. Качественная информация — это хорошие картины мира или теории, которые имеют большую вероятность предсказания. Эти теории мы можем заполучить путем осознанного расширения кругозора и обучения практикам.
Внимание – главный ресурс современности
Внимание каждого человека и всего человечества с развитием технологий стало главным ресурсом, за который борются все со всеми. За обращенное внимание в виде клика в интернете платят немалые деньги. Еще вчера считалось, что за своего потребителя бьются между собой БМВ и Мерседес, но сегодня автоконцерны конкурируют за внимание потребителя с поставщиками бытовой техники, с магазином Ашан, с политиком Навальным. И Школа системного менеджмента тоже борется за внимание человека, который хочет усилить интеллект, но он также является избирателем, покупателем продуктов, техники и автомобилей. У человека есть ограниченный ресурс внимания, который он может потратить на что угодно. Если человек целенаправленно не распоряжается своим временем и вниманием, то он становится легкой добычей поставщиков доступного и красивого контента.
Каждый поставщик контента стремится завладеть вниманием потребителя, чтобы заложить в него определенную картину мира, которая в нужный момент будет востребована. Например, в тот момент, когда станет вопрос о покупке автомобиля человек будет оперировать теми картинами мира, которые уже помещены в его голову. Еще до покупки авто у потребителя формируются понятия, критерии, шаблоны и модели поведения. Автопроизводитель как заправское учебное заведение обучает своего потребителя, хорошо понимания его текущий уровень развития и уже заложенные картины мира. Но чтобы начать обучение и положить в голову потребителя нужные знания необходимо сначала выиграть конкуренцию за внимание у других поставщиков контента.
Если человек не управляет своим вниманием, то значит его вниманием управляет социальная среда, которая поставляет понятные человеку шаблоны. Сформированный в общественном сознании культ потребления дает простой и понятный шаблон для принятия решений в повседневной жизни. СМИ и интернет пестрит простыми картинами мира, изучив которые каждый считает себя специалистом по мировой политике, экономике, вирусам, обучению или космосу. Мама подскажет что надеть в школу, а далее — и на работу. Блогер или психолог тоже готовы дать инструкции на все случаи жизни. Не нужно каждый раз думать, быстрое мышление вовремя находит заранее загруженную простую картину мира или можно спросить кого-то рядом дать шаблонный (понятный) ответ. Так человек попадает в зависимость от социальной среды и, если оказывается перед нерешаемой проблемой, то не может самостоятельно найти выход, потому что черпает информацию из тех же самых источников, которые привели его к зависимости. Не осознавая человек на автомате, пользуется чужими картинами мира, но не способен самостоятельно создавать картины мира по своим уникальным жизненным обстоятельствам вопросам или рабочим проектам. Поэтому, когда обыватель сталкивается со сложностью, то заменить неработающие простые модели ему нечем.
Попасть в зависимость от социальной среды несложно, даже зная о такой зависимости. Мозг постоянно желает и потребляет информацию, и причем из всей информации он выбирает ту, что касается выживания, а в ином случае ту, что больше привлекает и проще достается. Эти заложенные природой алгоритмы используют поставщики контента, которые умеют красиво подать «жизненно важный» материал с доступной для человека картиной мира. Не клюнуть на такое невозможно, да и сложно разрушить сложившиеся автоматизмы. Например, трудно отказаться от рекомендаций мамы, которая желает для ребенка только хорошее, а потому подсказывает каждое решение или действие.
Как стать хозяином своего внимания? Человек может научиться управлять своим вниманием: фокусировать его, удерживать, восполнять и т.д. И делать это на разных промежутках: от момента, минут, часов до жизни в целом. Управлением вниманием входит в курс «Введение в системное мышление». Подконтрольное человеку внимание не допустит манипуляций из внешней среды, но наоборот, позволит отбирать необходимые знания и картины мира. Правда для выбора нужен кругозор и мыслительное мастерство, которые являются частью человека-платформы. Внимание человека должно распространяться на то, какую информацию потребляет человек и из каких источников, какие эмоции испытывает и какие роли играет человек при этом, какие у человека привычки и как их улучшать, как человек учится и как отдыхает, какие цели ставит и как их достигает.
- Запостил Церен
- Дата 23.10.2020
TAGS: управление вниманием, внимание, социальная среда