Как сделать своё мышление чётким и осмысленным?

Как сделать своё мышление чётким и осмысленным?

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Как сделать своё мышление чётким и осмысленным?

Самый распространенный вид как бы мышления — внутренняя болтовня, относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное и часто негативное мышление. Такое «как бы мышление» лучше прекращать: внутренняя болтовня заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена.

Чтобы ваше мышление становилось более четким и происходило более осмысленно, рекомендуется свои мысли записывать и зарисовывать, рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим, учить себя эффективному мышлению.

1. ЗАПИСЫВАЙТЕ И РИСУЙТЕ

Начните свои мысли записывать и зарисовывать. Наверное, вы наблюдали: когда что-то вам рассказывает умный человек, он вам не только говорит, он ещё и рисует то, что он вам говорит. Сейчас это — нарисовал, нам нужно то — нарисовал, к этому мы придем там — нарисовал. Да, так становится яснее обоим. Привыкайте записывать не только свои обрывочные соображения, а свои размышления целиком, целые логические цепочки, где понятно, из чего вы исходите и куда вы идёте. Еще лучше эти схемы не просто записывать, а зарисовывать, оформлять в схемы и картинки. Как нарисуете — так и сами поймете, что хотите сказать.

2. ПРИДУМАЛИ — РАССКАЗЫВАЙТЕ!

Исключительно полезно свои новые мысли рассказывать терпеливо слушающим и позитивно настроенным окружающим. Смысл такого рассказа в том же, как и «записывать», но у хорошего собеседника вы будете получать обратную связь и поддержку — уверенность, что вы с этим справляетесь. Эффект рассказа — большой. Пока объясняете, лучше начинаете понимать сами. По анекдоту: «Я ему раз рассказываю — он не понял. Я ему второй раз рассказываю — он все равно не понимает. Я ему третий раз рассказываю, уже сам все понял, а он так и не въехал!»

3. ТЕХНИКА «ПОВТОРИ, СОГЛАСИСЬ, ДОБАВЬ»

Повтори, согласись, добавь — формат обсуждения спорных, трудных вопросов как в семье, так и между сотрудниками на работе — в любом случае для общения с порядочными людьми, которые заинтересованы в сотруднических отношениях. В общении с дикими и агрессивными людьми этот подход не годится.

Первое — определите предмет разногласия. Для этого собеседник должен сформулировать свой тезис как-либо внятно, чтобы это был один тезис и чтобы его можно было повторить. Если вы с этим тезисом согласны полностью, то улыбнитесь и согласитесь. Если вы не вполне согласны, то вначале сформулируйте свой тезис, противостоящий тезису собеседника. Начинать обсуждение и возражать собеседнику, не определив свою собственную позицию — нехорошо и неграмотно, это обычно порождает только препирательства и не приводит ни к чему общему и разумному. Итак, сформулируйте свой тезис и определите предмет разногласия.

Повторите тезис собеседника по возможности дословно. Например:

«Я услышал, ты говоришь, что своих детей воспитывают родители, и в первую очередь своим примером». (Если собеседник считает, что он имел в виду не это, он должен повторить свою мысль более просто и четко).

Согласитесь с тем, что по вашему мнению в этом высказывании разумно. Здесь лучше говорить не дословно, а своими словами. К примеру:

«Я согласен с тем, что влияние родителей на детей бывает очень сильным, и пример родителей очень важен для детей». (В этом высказывании позиция собеседника немного переформулирована, и если собеседник считает, что это исказило его мнение, он может и должен об этом сказать)

Добавьте, дополните то, что, по вашему мнению, в этом видении не хватает. Выскажите свое мнение, но не отдельное и вообще, а в привязке к тому, что было сказано собеседником, дополняющее его позицию и взгляд. Например:

«Хочу добавить, что на детей влияют не только их родители. На них влияют, и не менее серьезно, их одноклассники в школе, а их ценности могут серьезно отличаться от ценностей, принятых в семье, на детей влияет и телевизор, который дети смотрят по несколько часов подряд. В этой ситуации полагаться только на то, что пример родителей все сделает в воспитании детей — неправильно».

Теперь аналогично делает собеседник.

Что даёт это упражнение:

А. Убирает ненужные эмоции, включает голову. Когда вы начинаете повторять за собеседником что-то, то лишние эмоции уходят. Вы сосредоточено думаете. Следствия: даже если тема острая, вы успокаиваетесь сами, успокаивается собеседник. Этот формат приучает к уважению друг друга и обычно оказывается надежным заслоном грубости и наездам.

Б. Помогает собеседникам понять точки зрения друг друга. Если есть возможность выстроить конфигуратор или просто договориться — это происходит.

В. Эффективно учит слушать и слышать, развивает логику и мышление: учит обосновывать свою позицию и излагать свои мысли связно. Такой разговор является великолепной интеллектуальной гимнастикой и во многих парах является любимой вечерней игрой во время прогулки.

4. СЛЕДИТЕ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ

Мышление неразрывно связано с речью: мышление не только воплощается в речи, но и строится речью. Нередко, чтобы начать по-другому думать, нужно приучить себя немного по-другому говорить, изменить свои привычки. Например, убрав из своего речевого лексикона слова «проблемы», «очень трудно», «ужас» и чаще используя слова «цель», «задача», «интересно», мы делаем свое мышление более конструктивным. А зачем нам знать, что мышление и речь связаны так плотно? А дело в том, что свое мышление отслеживать сложно, оно быстрое и неуловимое. Подумал — и ушло. Как только подумал, о чем же я подумал, мысли уже другие! А свою речь отслеживать проще. Поэтому: хотите строить свое мышление — начинайте следить за своей речью!

5. СЛЕДИТЕ ЗА ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ

За чужой речью следить легче, чем за своей: к своей речи внимание «замыливается», а чужая воспринимается «свежаком» и внимание к ней обострено. Не зря говорят: «Со стороны виднее». В чужой речи легче слышны логические сбои и проще заметить доказательные ошибки: о чужих ошибках в принципе проще говорить, чем об ошибках своих. Поэтому, если вы хотите сделать более четкой свою речь, вначале начинайте следить за чужой речью, это очень облегчит вам работу.

6. УЧИТЕСЬ РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ

Начните с анализа письменных текстов. Письменный текст анализировать еще проще, чем речь, поэтому именно с анализа текстов начинается максимально эффективная работа по «затачиванию» собственного мышления.

https://m.vk.com/wall-24986735_126623
https://www.psychologos.ru/.../kak-delat-svoe-myshlenie...
https://www.psychologos.ru/.../view/povtorizpt-soglasiszpt

935 words