Бесконфликтное обучение — полная бессмыслица / Владимир Наумов

Бесконфликтное обучение — полная бессмыслица / Владимир Наумов

by Евгений Волков -
Number of replies: 0
Евгений Волков
Бесконфликтное обучение — полная бессмыслица / Владимир Наумов
от Евгений Волков - Вторник, 29 Апрель 2014, 21:10 

Бесконфликтное обучение — полная бессмыслица

Категория: Блог Сообщества
http://openelearning.ru/index.php/blogs3/home/86-beskonfliktnoe-obuchenie-polnaya-bessmyslitsa-s-pozitsij-kulturno-istoricheskogo-podkhoda
Обучение есть изменение неких имеющихся, присущих в данный момент индивиду знаний и опыта. Например, все мы более или менее успешно общаемся, вербально и невербально. Более того, мы в повседневных стабильных ситуациях, как правило, вполне удовлетворены тем, как это делаем. Однако время от времени, когда в споре наш собеседник оказывается сильнее нас, когда наши аргументы оказываются слабее аргументов оппонента, когда он прав, а мы неправы, ошибаемся или не совсем правы, мы испытываем достаточно яркие эмоции. И связано это с тем, что противоречащие нашим мотивам и/или мыслям и убеждениям уверенность в себе оказываются недостаточными для решения той или иной проблемы.

Нечто подобное происходит и в обучении: менее совершенное знание, менее отточенное умение или навык сталкиваются с более совершенными. Смысл обучения состоит в том, чтобы снять противоречие (коллизию, конфликт) между имеющимися у ученика знаниями и опытом и знаниями и опытом более совершенным.

В ряде случаев это противоречие решается само собой, без острых эмоциональных переживаний, внешне или практически бесконфликтно. Противоречие между незнанием (недостаточным знанием) часто имеет скрытый латентный характер. Время же от времени такой конфликт становится явным и порой, довольно острым:

Приведу пару примеров, которые приходилось наблюдать в жизни:

Пример 1. Ученик-пятиклассник выполняет на компьютере серию упражнений по русской орфографии: правописание пресловутых словарных слов. Несколько попыток выполнения одного и того же упражнения не приводят к успеху. Мальчишка плюет в монитор и со слезами выбегает из класса. Как видим, возникает острый конфликт между доступными ученику способами написания группы слов и тем, как их надо писать

Пример 2. На тренинге для бухгалтеров тренер заявляет:

- А знаете ли вы, коллеги, что не умеете умножать столбиком четырехзначные числа?

Бухгалтеры оскорблены и возмущены. Вот-вот «разорвут» тренера. Конфликт вот-вот из латентной формы вырвется в открытую.

Но тренер успевает написать на флипчарте два числа римскими цифрами:

MMMMMDXXVIII

MCMLXXXVII

и просит перемножить эти числа столбиком. Бухгалтеры безмолвствуют…

Обучение — это постоянное разрешение конфликтов между незнанием, неумением (недостаточным, «некультурным», ненаучным знанием или ненормированным поведением), с одной стороны, и правильными (культурно нормированным) способами мыслительной или практической деятельности — с другой.

Ситуация учения-обучения, таким образом, характеризуется противопоставлением несовершенных (не-культурных, натуральных, обыденных) способов поведения учащегося совершенным (культурным, искусственным, теоретическим, нормативным) способам поведения (представленном в содержании предмета изучения) на одном и том же материале, по поводу одного и того же предмета взаимодействия, и разворачивается как коллизия и конфликт, на преодоление которого направлены усилия учащегося (см. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: 1993, с 42).

В отечественном обучении доминирует культурно-исторический подход, толчок к формированию которого был задан Л.С. Выготским. Однако, к сожалению, в погоне за модой на позитив, из нашей педагогической практики ушло понимание того что, конфликт есть основа-основ процессов обучения и учения. Конфликт необходим для успешности учения. В культурно-исторической психологии указывается его необходимость для успешности учения. Без него обучение будет репродуктивным, а не продуктивным. Если ученики (любого возраста) будут механически и бессмыссленно зазубривать «как надо», если коллизии между имеющимися и новыми знаниями и действиями не будут переживаться как творческое усилие, не будут задействовать всех внутренних и внешних ресурсов ученика, а служить только наполнению памяти, наше обучение так и останется на уровне репродуктивного и иллюстративно-объяснительного, в эпохе XVIII века. Даже если мы его "компьютеризируем" smile в Артикулейте или Пауэр Пойнте и визуализируем.

Природа конфликта в культурно-историческом подходе позитивна и продуктивна, поскольку конфликт выступает здесь основой обучения и развития.

И если мы так уж любим наш отечественный подход к обучению, то преподающие должны обладать компетенцией построения искусственных педагогических конфликтов, то есть их проектирования, инициирования и разрешения в целях обучения и развития своих подопечных. Именно этой задаче служат интеракции в электронных курсах. Более того, интеракции и есть инструмент инициирования и разрешения учебных конфликтов. Латентных или явных.

P.S.

И на прощание 2 вопроса, инициирущих учебные конфликты:

  1. Что вы делаете чтобы понять, что учащийся понимает или не понимает учебный материал?
  2. Что делает ученик (или Вы), когда понимаете? Пооперационно, пожалуйста.

Ответы на вопросы принимаются в комментариях.

На эту же тему:

Виды конфликтов в обучении (культурно-исторический подход)

685 words