Мне кажется, одним из важных символических событий этого года стало признание победы условного "кликбэйта" практически везде. Статистически. Топ 20 фейковых материалов про выборы президента США обошли топ 20 реальных. Несмотря ни на какие опровержения, что это все "это сказка тупой, бессмысленной толпы", большинство пользователей ФБ будет и дальше верить, что Брандо таки изнасиловал Марию Шнайдер на съемках "Последнего танго...".
И это не только и не столько соцсети.
Этой осенью был оч. неплохой "бигрид" в FT про Fox News: каким образом телеканал, по сути не имеющий к классическим стандартам журналистики никакого отношения, беззастенчиво манипулирующий фактами и снисходящий до фактически фейков, обходит по популярности новостные программы с в разы более качественным контентом, правилами приличия, фактчекингом, альтернативной точкой зрения и т.д.
И вывод автора был (с которым я, в общем-то, с оговорками, но согласен), что Fox просто раньше всех поймал тренд: аудитории не нужны истории про то, что есть на самом деле, аудитории нужны истории, подтверждающие принятый ими нарратив, доказывающие им правильность их картины мира.
Более того - от себя добавлю - чем катастрофичнее и конфликтнее реальность, чем больше разрыв между нормой и действительностью, тем выше спрос на упрощенный нарратив. В мире информационного шума и избытка информации это накладывается на "твитеризацию сознания": чем короче, тем лучше. Сложность не выдерживает краткости. Короткое должно быть простым и односложным. Они-враги-злодеи - мы-свои-герои. Нарратив должен иметь структуру мифа, почти по Кэмпбеллу, и верят в то, что ложится в эту структуру.
Факты, вызывающие когнитивный диссонанс, когда мы - злодеи, а они - герои - хочется игнорировать, проскролить, не заметить, развидеть.
И это, как мне кажется, все-таки уже какой-то дивный новый мир, мир с пропагандой "снизу", а не "сверху", мир, где ты выбираешь (а иногда и платишь за это как потребитель) осмысленно не знать, где "покрывало Майи" становится оцифрованным, сотканным из алгоритмов.
Комментарии

Очень удобно валить все на аудиторию. Это народ плохой и ему нравятся всякие идиоты. А мы сами вовсе не облажались и не потеряли всякое уважение, превратившись в глазах аудитории в сливные бачки ничем не лучше Fox News.