вторник, 12 февраля 2019 г.
Как построить бережливое образование знаниевых работников для работы на разных рабочих местах?
https://sdu2020.blogspot.com/2019/02/blog-post.html
Индустриальная схема разделения труда делит компетенции на 4 группы:
- инженерно-технические, которые отвечают за создание документации на продукцию и сервисы,
- рабочие, которые отвечают за создание продукции и сервисов по проектной документации,
- обеспечивающие, сюда входят административный и обслуживающий персонал, системные администраторы, инженеры зданий и прочие носители обеспечивающих технологий,
- всех вместе координируют менеджеры.
Соответственно же строится обучение - фундаментальные и практические дисциплины для инженерно-технических работников, технологии для рабочих, МВА для управленцев, ВУЗы по не инженерным специальностям для остальных. MOOC, тренинги и курсы повышения квалификации дополняют основное образование.
После любого обучения специалист проходит практику и адаптацию на конкретном предприятии, потому что на каждом рабочем месте есть:
- свои объекты деятельности, особые для предприятия, отрасли и применяемой технологии,
- свои результаты применения технологии и стандарты оформления результатов,
- свой особый набор обеспечивающих технологий,
- свои правила и система контроля.
Сейчас технологии меняются быстро и сильнее всего это касается рабочих, т.к. прикладные навыки одной технологии редко переносятся на новую без изменений. Даже появление навигаторов сильно изменило практику городского вождения и водительские навыки. А при внедрении CRM, например, типичным последствием становится потеря от 10 до 30% торговых представителей, которые не могут приучиться вести дела клиентов в такой системе. Инженерно-технические специальности страдают меньше, например, по данным Autodesk и Dassault Systems больше 90% инженеров переходят с 2D проектирования и бумажного выпуска конструкторской документации в 3D САПР и системы управления инженерной документацией в течение 3-8 недель. Основная причина большей приспособляемости инженерно-технических работников по сравнению с рабочими специалистами заключается в том, что они хорошо владеют не только технологией, но и предметной дисциплиной. Смена технологии для них не означает смену дисциплины, менять “железки” намного быстрее и легче, чем менять “мозги”. Тем более, что с возрастом получать фундаментальные знания становится все сложнее.
Так появляются “знаниевые работники”, люди, которые владеют как дисциплиной так и рабочей технологией. Если конструктора обычно сами не собирали автомобили, корабли или компьютеры, которые они сами разработали, то, допустим, программисты, и проектируют и строят свои программы сами. И количество таких знаниевых работников растет вместе с потребностью в них.
Проблема текущего подхода заключается в том, что скорость подготовки знаниевых работников недостаточна, они в дефиците, дорого стоят и загружены до предела.
Сейчас мы не можем тратить 5 лет на фундаментальную подготовку и несколько лет на получение практического опыта, да и выход годных в такой системе слишком низкий, т.к. фундаментальные знания, не привязанные к производственной конкретике, быстро забываются.
Есть ли такой подход к обучению, который позволяет учиться новым технологиям быстро и глубоко и не копить избыточных знаний?
Таким подходом является бережливое образование (bite-sized learning, “обучение на один укус, откусить столько, чтобы можно было прожевать”) знаниевых работников под текущие потребности жизненного цикла конкретного предприятия или проекта. Другими словами, не давать отдельно большой кусок фундаментальной или прикладной дисциплины и отдельно большой кусок технологии, который эту дисциплину реализует, а дать ровно ту часть технологии, которая востребована конкретно сейчас, и поддержать эту практическую подготовку ровно таким количеством теории, которая нужна для качественного применения технологии. Такая подготовка позволит уменьшить затраты на получение неиспользуемых знаний и ускорит подготовку необходимых и востребованных кадров. Подготовка таких работников ориентируется не на профили должностей и требования рабочего места, а подстраивается под меняющиеся потребности жизненного цикла продукта или услуги, которые производит и оказывает предприятие либо проект.
Такое образование в целом соответствует принципам бережливости (Lean). Бережливое образование избегает:
- перепроизводства знаний
- ожидания учащихся, преподавателей или заказчиков
- ненужного движения знаний
- избыточного уточнения знаний
- избыточных запасов знаний
- ненужных перемещений людей
- переобучения и дефектов обучения
Бережливое образование знаниевых работников для их работы в жизненном цикле продукта или услуги ускоряет их подготовку потому что:
- Даются только те знания, которые нужны для реализации конкретных практических задач.
Да, но кто знает, какие знания нужны, а какие нет?
- Нужны Разработчики знаний и технологий, и Операторы знаний, которые будут готовить шаблоны образовательных траекторий.
- Мышление разбивается на отдельные микронавыки, которые быстро тренируются и приносят пользу.
Да, но не все знания можно разбить на микронавыки или не все микронавыки приносят пользу.
- Тогда надо “расшивать узкие места”, где недостаток навыков блокирует критические работы.
- Даются знания не только по конкретной технологии, но и по предметной дисциплине, за счет этого переучивание на новую технологию происходит быстрее.
Да, но фундаментальное образование сильно удлиняет образовательную программу.
- Из практики такого не происходит. Время, которое учащиеся тратят на понимание теории, экономится при освоении технологии за счет того, что они допускают меньше ошибок.
- Выстраивается конвейер образования с разделением ролей на Оператора знаний, Разработчика знаний и технологий, Пользователя знаний и Заказчика знаний, с четко описанным взаимодействием между ними.
Да, но такой подход сильно раздувает штат обучения.
- Да, подход не годится для небольших отделов обучения, но за счет специализации такие роли обеспечивают эффективные и результативные процессы обучения.
- Возврат инвестиций в знания легко подсчитывается с помощью обычных проектных методик, полезные курсы вовремя и в полной мере финансируются и обеспечиваются ресурсами.
Да, но на эффективность работник зависит не только обучение, как выявить вклад обучения?
- Есть методики А/В тестирования и другие более сложные методы измерения результативности обучения, точность которых увеличивается для бережливого обучения.
Бережливое образование и обучение - знания, которые нужны, в тот момент, когда они нужны.