«Красные тряпки» российско-украинской корриды

«Красные тряпки» российско-украинской корриды

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

http://gefter.ru/archive/13510

Елена Мерзлякова

«Красные тряпки» российско-украинской корриды

Политическое действие: перезагрузка или незавершенность?

Дебаты12.11.2014 // view.png87
«Красные тряпки» российско-украинской корриды
(c) Bastian Staude

-- Ти ж мене підманула, ти ж мене підвела, ти ж мене молодого з ума-розуму звела...
-- Я ж тебе -- я ж тебе підманула, я ж тебе -- я ж тебе підвела, я ж тебе -- я ж тебе молодого з ума-розуму звела...

Всем известная украинская песня, которую дружно распевали украинцы и россияне поздним ноябрьским вечером этого года. Конечно, были традиционные русская водка и украинская горилка с перцем. Символически, чтобы голос звучал лучше. Так же символически были соленые огурчики и мясная нарезка, немного сыра и так же немного нарезанного ломтиками лимона... оказывается, «символы» ночной дружеской беседы в затерянном лесном отеле очень схожи у людей из Москвы и Киева, Владимира и Харькова.

В ту ночь эти люди на какое-то время забыли, что идет война. Война с применением оружия, война политическая, война экономическая, война информационная. Потому что целью встречи этих людей было обретение способности говорить и договариваться, а не воевать и ненавидеть. Бизнесмены и юристы, психологи и педагоги, священники и представители массмедиа, общественные деятели и частные предприниматели -- люди разных профессий, с разным мировоззрением, с различными позициями в этой странной и ужасной войне искали способ объяснить себя и услышать оппонента «с другой стороны».

Ведь умение слушать, слышать, понимать, объяснять и снова пытаться понять -- это то, что отличает культурного человека от дикаря. Возможно, одним из основных признаков развития человеческой культуры является способность к диалогу. Каким бы сложным этот диалог ни казался и каким бы странным ни казалось окружающим «желание поговорить» в условиях военного времени, эти люди разговаривали. Иногда общение было с эмоциональным надрывом, с болью в голосе, с недоумением в глазах. Возможно, ночные песни, русские и украинские, -- это был спонтанно-оптимальный способ снять чрезмерный эмоциональный накал и просто БЫТЬ РЯДОМ. Потому что быть рядом -- это действительно хорошо, тепло и душевно.

О некоторых результатах этих диалогов, диалогов ради мира, -- дальнейший разговор. В ходе обмена мнениями, прояснения позиций и различных пониманий происходящего очень явными стали «болевые точки» россиян и аналогичные «душевные обиды» украинцев. Определенные конструкции из идей и мыслей воспринимались как само собой разумеющееся участниками с одной стороны и одновременно выполняли роль раздражающей «красной тряпки» для их оппонентов. Позвольте зафиксировать некоторые из наиболее ярких «красных тряпок». Без анализа, без «перетягивания каната» -- чья правота более правильная. Просто для обозначения тех опасных разворотом диалога, когда велика вероятность включения эмоций и, соответственно, выключения способности здраво мыслить. К слову, техники манипулирования сознанием построены именно на этой особенности эмоций затмевать способность человека думать. Иногда умение вовремя заметить подобную «пусковую кнопку» последующего эмоционального раздражения -- наилучший способ защиты себя хорошего от внешнего злонамеренного манипулирования. Итак, «красные тряпки» российско-украинской корриды... какую же роль в этом действе выбрать для себя: роль тореадора, роль раздраженного быка или роль эмоционально захваченного зрителя -- это каждый вовлеченный участник решает самостоятельно.

Алый плакат с надписью «Мы единый народ, это враги нас поссорить пытаются»

Обычно те, кто поднимают такой плакат над своей головой, рассказывают о золотых днях большой дружной страны, где не было границ и всем было хорошо. Те же, кому очень хорошо не было или чье «хорошо» находится в ином смысловом поле, очень сопротивляются такому «единению». Спор переходит в пространство жизненных ценностей и смыслов. В итоге эмоции зашкаливают и в лагере сторонников «единого общенародного хорошо», и у тех, кто им оппонирует.

Кровавое полотно «Имперской экспансии России противостоит национально-освободительное движение Украины»

Сложную формулировку выше можно объяснить очень простыми словами: россияне «болеют» имперскими амбициями, украинцы «болеют» идеей национальной независимости. Чья болезнь более опасна и «кто кому доктор» -- это можно выяснять столь же долго, сколько без видимого результата. Потому что в основе этого спора лежит очень глубокая самоидентификация себя, своей национальной и гражданской принадлежности. Если огурцу ставить в вину его чрезмерную зелень, он пожелтеет, но не станет более желанным. Если человека «бить» по основам его самоопределения в мире, почву из-под ног выбить можно, но как потом договариваться с тем, кто упал?

Маленький, но очень зловредный красный флажок «Москаляку на гилляку»

Почему-то именно эта поговорка вызывает больше всего обид и возмущений. У обеих сторон. Одна сторона обижается: «За что с нами так жестоко?», другая сторона недоумевает: «Зачем на нас наговаривать?» Дальше вспоминаются все иные обидные «флажки», начиная от «Хто не скаче, той москаль». А поскольку прошлой зимой на Майдане было действительно холодно, то скакали там и хохлы, и москали одинаково резво. Тогда это не воспринималось как повод для взаимных обид. Как не было обид и в связи с иными шедеврами народного творчества. Несколько таких «крылатых выражений» -- для иллюстрации неиссякаемого интереса к теме взаимопонимания и взаимооценок этих двух народов -- русского и украинского. Хохол не соврет, да и правды не скажет. Хохлы никуда не годятся, да голос у них хорош. З москалем дружи, а камінь за пазухою держи. Москва на злиднях збудована, та й злиднями годована. Обижаться в данном случае -- это как в детских играх с обидными прозвищами: кто обиделся, тот «слабак». А если попытаться выйти за рамки детских обид и понять, кому и зачем такие обиды нужны? Возможно, дело не столько в прозвищах, а в мотивах их сочинять и распространять?

Такой же маленький и такой же зловредный красный флажок «Высокомерное отношение "старшего брата” уже достало»

Опять-таки, здесь эмоционально включаются обе стороны. Те, кто отстаивают свое право на достойное отношение и независимое поведение, постоянно «спотыкаются» об явное или мнимое желание ущемить их свободолюбивые тенденции. Так подростки в их подростковом бунте везде видят «притеснение прав и свобод». Одновременно порывы позаботиться, предложить лучшее решение тех, кто уверен в правильности найденных решений и собственном праве на проявление такой заботы, перетекают в обиду: «Я же о тебе забочусь... зачем на меня бросаться?» Очень часто так себя чувствуют родители, когда продолжают опекать ребенка вопреки его воле. Наверное, решить ситуацию можно путем разделения границ и распределения ответственности. Это не очень сложно: разобраться «мое -- не мое», «могу влиять -- не могу влиять», «я решаю -- решаю не я». Если есть опыт подобной «маркировки границ» в семейных отношениях, этот опыт можно перенести и на иное взаимодействие.

Флажок еще меньше, но наиболее зловредный «У вас фашизм процветает». Цвет флажка зависит от того, кто и с какой стороны этим флажком размахивает

В генетической памяти и русского, и украинского народа «впечатан» ужас от проявлений фашизма. Очень часто эти эмоции ужаса связаны с какими-то внешними признаками, которые присутствовали во время войны 1941-1945 годов. Массовая эйфория после выступлений лидера, такое же массовое исполнение каких-то жестов как символ единения и преданности, жестокое отношение ко всем «чужим». При этом глубинная суть фашизма или недостаточно понимается, или игнорируется в процессе навешивания ярлыков. Аргументацией становятся «распятые мальчики», «обиженные ветераны войны», «вышколенные колонны молодчиков» -- достаточно просмотреть, чем пестрят социальные сети и откровенно пропагандистские массмедиа с обеих сторон, чтобы собрать «богатый урожай» признаков фашизма... конечно, у соседа. Вся эта аргументация идет в ход во время дебатов, в итоге эмоциональное возмущение обвиняющего и обвиняемого полностью перекрывает способность трезвой оценки ситуации. Самым сильным контраргументом становится нечто похожее на «А у вас в Америке негров вешают» -- фраза периода Холодной войны СССР и США. Значит, обвинение в фашизме -- это сильное оружие для активизации Холодной войны и одновременно слабое основание для обретения взаимопонимания и мира.

Розовая тряпочка с нежным признанием в любви «Русские не могут ненавидеть украинцев, потому что они их любят»

Отелло задушил Дездемону в порыве великой любви. Любовь подтолкнула Анну Каренину под поезд броситься. А Ромео и Джульетта вместе ушли из жизни в весьма нежном возрасте, тоже под воздействием любви. Литературные примеры «странностей любви» можно приводить бесконечно. Возможно, психологический анализ способен рассмотреть примеси иных чувств и эмоций в таких драматичных историях. Если же говорить о любви одного народа к другому, достаточно поинтересоваться, усиливает ли такая любовь целостность, достоинство, национальный колорит и уникальность каждого из этих народов либо нет. Если ответ отрицательный, термину «любовь» следует поискать альтернативу.

Гордая алая повязка такого же гордого любителя свободы «Если вам ваше рабство по душе -- дело ваше... мы свободный народ и свободны выбирать свое будущее»

Никто не хочет, чтобы его считали рабом. Особенно остро этого не хочет тот, кто согласился на рабский образ жизни. Обвинение в рабстве обычно вызывает не активизацию свободолюбия, а «желание настучать по голове» того, кто «обижает». Помимо национальной специфики -- строптивости или покладистости, -- каждый человек имеет право индивидуального выбора. Если кратко -- не стоит «всех под одну гребенку».

Красный предупредительный знак «Мы все в одном локомотиве едем... не надо своими глупыми революциями общие рельсы разрушать»

Помимо метафоры общего локомотива возможны сравнения общей коммунальной квартиры или единого дерева с разными ветками. Любые действия «против правил» в вагоне локомотива, в комнате квартиры, на ветке дерева вносят хаос и беспорядок в общее функционирование «единого организма». Здесь важно понимать, на чем основана убежденность в единстве и какие именно правила его поддерживают. Конечно, любая система, в том числе система национального и межгосударственного взаимодействия, имеет определенную логику создания и поддержания жизнедеятельности. Если же для какого-то элемента прежней системы ее правила перекрывают дальнейшие возможности роста, этот элемент либо отсоединяется от «материнского организма», либо трансформирует его в сторону большей гибкости и свободы. Если совсем кратко и метафорически -- лучше ехать не туда, куда уже проложены рельсы, а туда, куда ты хочешь приехать. Рельсы всегда можно проложить еще раз.

Красный предупредительный залп «Ваши танки на нашей земле»

Сложный аргумент, хотя бы потому, что реальные очевидцы танков в подобных дебатах не участвуют. У них -- иная реальность и иные приоритеты. Иногда -- обыкновенные приоритеты выживания. Независимо от того, находится ли очевидец в самом танке или в зоне его обстрела. Самое страшное, наверное, что сам факт наличия танков, которые стреляют, уже никто не отрицает. Значит, это вопрос принятия ответственности за жуткую реальность войны.

Ответный предупредительный залп, тоже красный «Американские ракеты на вашей земле»

Этот аргумент сложнее предыдущего тем, что очевидцев установленных ракет тем более не оказывается в таких спорах. Значит, это вопрос доверия «специалистам» и «экспертам». Насколько военные специалисты выкладывают в общедоступную сеть месторасположение стратегической военной техники -- вопрос практически риторический. Тем не менее, всегда есть люди, которые «точно знают» о наличии или отсутствии этой техники в разных точках земного шара и строят на этом «знании» всю свою аргументацию.

И снова красный флаг, гордый и непобедимый «Вы сами при помощи армии своих же людей уничтожаете»

Самый страшный аргумент -- обвинение в преднамеренном убийстве. Никто не хочет считать себя убийцей. Никто не хочет брать на себя ответственность за те смерти, которые есть. Самый простой способ снять ответственность с себя -- найти того, кто более причастен и ответственен. Найти «врага». Мнимый «враг» снимает напряженность диалога с собственной совестью. Но решает ли это вопрос тех массовых убийств, которые продолжаются?

И отчаянная попытка к примирению, которая снова имеет обратный, «красный» эффект, «Третьи силы этот конфликт затеяли, третьи силы его поддерживают и раздувают... как только все увидят и поймут провокационные действия этих третьих сил, так сразу все станет на свои места»

Люди, когда не могут объяснить боль и страдания на Земле с помощью идеи светлого и благородного Бога, легко находят причины происходящих катаклизмов в злонамеренных «темных силах». Если россияне и украинцы, такие честные, добрые и благородные по своей природе, не могут найти общий язык -- значит, обязательно должны присутствовать «третьи силы», которые строят всяческие козни и мешают им договориться. Конечно, у этих «третьих сил» есть собственные тайные планы -- мирового правления, подчинения и навязывания, растления и захвата. Только вот чем отличаются «третьи силы» от «темных сил», сразу так и не скажешь.

И последний лозунг, который в зависимости от времени, контекста и интонации его произнесения имел различные окраски и эффекты, «Мы все -- одна семья. А в семье надо жить мирно»

Для кого-то понятие семьи равносильно выражению «Мой дом -- моя крепость». Тогда семья необходима для выживания в сложном и недружелюбном мире. Для кого-то семья -- это «обычно не без урода». Тогда семейные правила навязываются всем непохожим и несогласным. Но есть семьи, где люди объединяются для совместного роста и развития. Народная мудрость такие альтернативные варианты тоже учитывает: «Добрая семья прибавит разума-ума». Очень хочется, чтобы результатом этого сложного времени «семейных дрязг славянских народов» стало реальное взросление и обретение мудрости. Мудрости индивидуальной, мудрости национальной, мудрости общечеловеческой. И чтобы всем нам хватало разума-ума решать наши разногласия при помощи диалогов, а не танков. Тогда известная украинская песня, с цитирования которой мы начали этот разговор, останется шуточной метафорой для дружеских посиделок, а не печальной реальностью нашего существования.

Киев, ноябрь 2014 г.

1968 words