Честный маркетинг: что это такое и как это возможно

Честный маркетинг: что это такое и как это возможно

by Евгений Волков -
Number of replies: 1

Возможен ли честный маркетинг?

Алексей Каптерев, Андрей Скворцов
МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА
22.04.2015
Возможен  ли честный маркетинг?
 

Современный маркетинг построен на двух важнейших принципах: честности и свободном выборе клиента. О, простите, что-то не так с этой фразой. Скорее... нет. Скорее, наоборот. Скорее, современный маркетинг построен на обмане и принуждении. Возможно, мы немного преувеличиваем, но от второй фразы ощущение более верное, да?

Современный маркетинг раздражает. У нас много знакомых, которые прилагают серьезные усилия, чтобы изолировать себя от маркетинговой коммуникации. Они не смотрят эфирное телевидение, в браузере у них установлен AdBlock и FlashBlock, на наружную рекламу на улице они обращают внимание только для того, чтобы разобраться, как она устроена.

Мы не единственные, кто так делает. В США люди уже сейчас бегут из телевизора в онлайн, где игнорировать рекламу проще чем где бы то ни было. По данным недавнего исследования Harris Interactive, 73% людей игнорируют баннерную рекламу, 62% —рекламу в соцмедиа и 59% — контекстную рекламу в поисковиках. Телерекламу игнорируют лишь 37% — очевидно, что ее сложнее игнорировать.

Но эфирное телевидение смотрят все меньше и меньше людей, особенно среди миллениалов, представителей поколения Y. По данным Nielsen, телепросмотр в США падает уже несколько лет подряд, при этом для аудитории с 17 до 24 лет оно сократилось за последние три года на 27%, более чем на четверть.

У нас нет столько же впечатляющих данных по России, количество телепросмотров у нас пока существенно не меняется — хотя миллениалы тоже не склонны смотреть эфирное ТВ. Михаил Слободин, гендиректор «Билайн», опубликовал на днях у себя в блоге пост под заголовком «Как умирает телевизор — новая маркетинговая реальность». Но нам кажется, это не телевизор умирает, телевизор-то жив — люди просто смотрят его через интернет.

Не телевизор, а телереклама дышит на ладан — а вместе с ней, традиционный баланс сил между маркетологом и клиентом. Власть уходит от маркетолога, есть все меньше вещей, которые он может делать, не спрашивая разрешения клиента. Маркетинговый монолог, широкое вещание на массы постепенно сменяется диалогом, где доля голоса потребителя намного выше.

Можно ли построить такую корпоративную коммуникацию, которая будет на самом деле нравиться потребителям? Мы полагаем, что да. Мы видим много примеров, как это удается сделать, и мы называем этот подход «аутентичный маркетинг». Мы не авторы этого термина, да и сам он еще не устоялся. Разные люди понимают под ним немного разные вещи.

Для нас, аутентичный маркетинг имеет три признака:

1) Только входящий маркетинг (inbound marketing, или разрешительный маркетинг, термин Сета Година), в отличие от push-маркетинга. Основная идея этого подхода в том, что просмотр маркетинговой коммуникации всегда должен быть добровольным выбором клиента.

 Никто не прерывает сериалы рекламой, никто не рассылает спама, никто не вторгается в личное пространство людей. Клиент сам выбирает просмотр рекламы на YouTube, потому что она очень хорошо сделана. Как он о ней узнает? Через поисковик, от знакомых в социальных сетях или через рекомендательные механизмы YouTube.

2) Честность — коммуникация не содержит преувеличений и передергиваний, она основана на фактах, а не на общих хвалебных словах, она адресует проблемы и слабые стороны продукта или услуги.

3) Изнутри наружу — коммуникация говорит о настоящих ценностях бренда, не пытаясь никому специально угодить, понравиться, стать «вирусной» на пустом месте.

Зачем же так себя ограничивать? Это разумный вопрос и честный ответ на него может быть только один: такой подход к маркетингу — это часть общих усилий по построению этичной организации. Да, обман и насилие приносят намного больше денег, но вопрос в том, в каком мире вы хотите, чтобы жили ваши дети.

Вторая причина, более прагматического свойства — создание задела на будущее. Если текущие тренды сохранятся, то аутентичный маркетинг — это будущее маркетинга. И мы ни в коем случае не призываем моментально отказаться от всего, что компании делают сейчас. Если телереклама работает — хорошо, пусть работает. Можно добавить к ней честный корпоративный блог.

Остался последний вопрос: если нужно всего лишь не врать и не доставать никого — почему же так почти никто не делает? Ответ: потому что создавать честный и интересный корпоративный контент, которые люди по своей воле захотят посмотреть, довольно трудно. Это требует усилий, навыков, знаний.

Наш цикл блогов будет раскрывать эти и другие принципы. Возможно, вместе нам удастся приблизить наступление того момента, когда компании начнут общаться с потребителями по-человечески, интересно, искренне — без обмана и принуждения.


Источник: http://hbr-russia.ru/prodazhi-i-marketing/marketingovaya-politika/p15713/#ixzz3afja28oI

701 words

In reply to Евгений Волков

Три принципа честного маркетинга

by Евгений Волков -

Три принципа честного маркетинга

Алексей Каптерев, Андрей Скворцов
МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА
18.05.2015
Три принципа честного маркетинга
 

Первого мая Элон Маск, гендиректор Tesla Motors, выступил с 

 нового продукта под названием PowerWall. Можно, наверное, назвать его революционным — но по сути это просто большой домашний аккумулятор.

Через два дня у этой презентации был миллион просмотров на YouTube. Продуктовая презентация — это канал маркетинговых коммуникаций, и компании обычно платят, чтобы донести свое сообщение до целевой аудитории. С Tesla, однако, дела обстоят по-другому. Почему? Да, у Tesla хорошие продукты. Но еще у них хорошие презентации.

Наша первая заметка в блоге HBR открывалась вопросом «Возможен ли честный маркетинг?». В ответ на нее мы получили несколько вопросов и возражений, самым частым из которых был такой: почему мы сводим маркетинг к маркетинговой коммуникации?

Нас это слегка озадачило, поскольку из всем известных четырех «Пи» маркетинга слово «честный», на наш взгляд, применимо только к продвижению. Понятия «честная цена» или «честный продукт» имеют смысл только в связи с коммуникацией (а понятие «честный канал» вряд ли имеет смысл вообще).

Мы не марксисты и считаем честной ту цену, которую потребитель готов платить — при условии, что он адекватно информирован. Продукт тоже может быть любым. Рекламный 

 компании Cullman Liquidations, занимающейся продажей подержанных передвижных домов, собрал 4 миллиона просмотров не потому, что у компании уж очень интересный продукт, а потому что им удалось честно о нем рассказать.

Арик Риндфлейш, профессор маркетинга Университета штата Иллинойс дает такое определение: «Аутентичность — степень, в которой продвижение продукта создает у потребителя верное представление о его происхождении, свойствах и преимуществах, а также ограничениях. Аутентичные кампании обычно фокусируются на том, чтобы рассказать историю, а не на том, чтобы сделать какое-то утверждение. История при этом по-настоящему связана с брендом и дает потребителям ощущение, что у бренда есть высшая цель помимо зарабатывания денег».

Таким образом, наша задача как маркетологов — рассказать осмысленную историю о бренде, с которой потребитель по собственной инициативе захочет ознакомится, а в идеале — еще и поделиться со своими друзьями. Невозможно? Конечно, возможно. Люди до сих пор смотрят продуктовые презентации Стива Джобса, даже спустя 4 года после его смерти. Вопрос только в том, какой должна быть эта история.

Два автора этого блога профессионально занимаются созданием разных форм корпоративного контента: кино, инфографики, текстов и презентаций. Довольно давно мы обнаружили, что наши принципы создания контента почти дословно совпадают.

Во-первых, история должна быть релевантна для аудитории. «Релевантна» — это значит, что она должна быть не просто новой, не просто чем-то интересной или полезной (это само собой разумеется), она должна совпадать с ценностями аудитории. По-настоящему релевантная коммуникация сонастраивает миссию компании и миссию потребителя. Если это выглядит как очень высокий стандарт — это он и есть.

Люди не «выбирают» бренды, они «вступают» в них. Apple или Tesla — это не компании, это политические партии. Вы удивитесь, но даже такие на первый взгляд скучные организации, как Procter & Gamble или Unilever, в какой-то мере — партии. Пол Полман, гендиректор Unilever, недавно заявил, что их бренды с сильной социальной миссией, такие как Dove (вспомните их «Кампанию за настоящую красоту») или Ben&Jerry's растут в два раза быстрее всего остального бизнеса.

Отлично, скажете вы, но что делать, если наша компания —это всего лишь компания? Вам нужно очень осторожными, маленькими шажками двигаться в сторону партии —поскольку конкуренция безжалостна и, в общем, не оставляет вам другого выбора. Какой может быть первый шаг? В первую очередь, вам нужно выбрать врага.

Это наш второй пункт: история должна быть основана на конфликте. Без конфликта невозможно удерживать внимание аудитории. Лайош Эгри в книге «Искусство драмы» пишет, что «когда аудитория начинает скучать, это в первую очередь указывает на отсутствие конфликта». Компании это часто упускают, превознося достоинства своего продукта и забывая, что любой выбор — это всегда выбор из альтернатив и почти всегда жертва.

«Меркатор» — компания, где один из авторов работает директором, занимается и телевизионным, и корпоративным медиаконтентом, примерно поровну. Видна разница в отношении: если на телевизионном рынке делается «все, чтобы было интересно зрителю», то на корпоративном все же очень многое делается «для начальника».

В каждом проекте «для начальника» заходит спор о конфликте. Теоретически ни один заказчик не против. Но каждый раз есть опасения, что это кому-то не понравится. Начальника, как известно, лучше не раздражать и вообще не привлекать к себе лишнего внимания. Так же безопаснее. Но так же и скучнее.

Элон Маск борется с загрязнением окружающей среды и традиционной энергетикой, построенной вокруг сжигания углеводородов. С чем борется ваша компания? «Да мы просто...». На самом деле почти любое «просто» кому-то мешает. Кому? Это и есть ваш враг.

В третьих, история должна быть конкретной. В презентации Элона Маска один из первых слайдов — это график концентрации СО2 в атмосфере. На этом графике есть ошибка, и зрители довольно быстро ее обнаружили: вместо «2100-й год» там написано «3000-й». Это не большая проблема. Куда большей проблемой было бы отсутствие графика вообще.

Чтобы коммуникация хотя бы выглядела правдоподобной, нужны факты, цифры, ссылки на источники. Именно в этом проблема большинства корпоративных «легенд», написанных отделами маркетинга. Они написаны общими словами, без подробностей. Их подлинность нельзя проверить через поисковик, потому что они просто не содержат деталей, которые можно было бы проверить.

Чтобы самим не делать голословных утверждений, сошлемся на Дебору Таннен, профессора лингвистики Джорджтаунского университета. В книге «Говорящие голоса» (Talking Voices, 1989) она пишет, что детали в повествовании выполняют важнейшую функцию и служат по меньшей мере трем целям: создают фон для сцены, дают ощущение аутентичности и помогают лучше запомнить историю.

Итак, еще раз, три принципа: релевантность, конфликт, детали. Наш следующий пост — о драматургии.

Алексей Каптерев, Андрей СкворцовАЛЕКСЕЙ КАПТЕРЕВ, АНДРЕЙ СКВОРЦОВ


Источник: http://hbr-russia.ru/prodazhi-i-marketing/marketingovaya-politika/p15830/#ixzz3afjzbPbm

907 words