Чрезвычайно желательно (очень-очень-очень, но уверование в нижеследующие принципы — дело личного выбора) учиться себе напоминать и руководствоваться следующими онтологическими принципами и правилами, если вы действительно намерены жить максимально разумно и продуктивно:
- Принцип интерфейсов-посредников. Содержание вашего (моего, твоего, их) сознания, результаты вашего восприятия и ваши когнитивные (мыслительные), эмоциональные и поведенческие реакции связаны с реальностью (с объективным положением дел в сложном мире) через специальные биологические, когнитивные и социальные конструкции, которые
- преобразуют и упрощают реальный мир в набор элементов, доступный человеческому восприятию и удобный для обеспечения минимально необходимой адаптации (приспособления) для продолжения — в узком диапазоне изменений среды — жизни (принцип адаптивной трансформации-упрощения);
- формируются и воспроизводятся сами из специальных элементов, обеспечивая (вос)производство и поддержание той специально изготовленной под человека картины (интерфейса) как бы реальности, которой мы и пользуемся в течение жизни (принцип конструктивности-структурности).
- Наше сознание способно извлекать максимальную пользу из свойств объективной реальности лишь посредством определённого компактного спектра принципов, правил, элементов и методов целенаправленной организации и конструирования (инженерии) языка (концептов и текстовых описаний) и осознаваемых аспектов поведения (принцип «игольного ушка»).
- Любые тексты (все существующие и все будущие) являются описаниями не реальности, а лишь тем или иным образом онтологически сконструированными, трансформированными и упрощёнными — и всего лишь текстовыми — описаниями результатов взаимодействия сознания с интерфейсами-посредниками с реальностью, прежде всего опять же с текстами (принцип «текст — это всегда только текст»).
- Все существующие и все будущие тексты, а также всё осознаваемое текущее содержание индивидуального сознания и все социальные практики являются несовершенными продуктами взаимодействия несовершенного сознания с несовершенными интерфейсами-посредниками, поэтому подлежат постоянной тотальной критике и непрерывной пошаговой инженерной переработке (принцип критики (критического мышления) и пошаговой инженерии).
- Опыт науки и технической инженерии показывает, что для высокопродуктивной ориентации в опосредующих интерфейсах к объективной реальности и для их общеполезного применения и совершенствования требуется серьёзное специальное и сфокусированное обучение, включающее интенсивную практическую тренировку неестественных для человека умений и привычек поведения (принцип «разумный человек как профессиональный спортсмен»).
- Общеполезное и максимально продуктивное практическое применение неестественных онтологических (системных, критических и т.п.) когнитивных умений и знаний требует достаточно жёсткой стандартизации, критеризации и технологизации прикладной целенаправленной деятельности (принцип «практику — в игольное ушко» или «реальная продуктивная деятельность вместо ритуалов, времяпреповождений и игр»).
Этот перечень первичных онтологических принципов предназначен для обеспечения результативного решения сложных проблем и задач в жизни любого современного индивида, т.е. предполагается в качестве инженерно сконструированного полезного инструмента для широкого применения в личной жизни и в любой сфере профессиональной деятельности как своего рода социокогнитивный и социоповеденческий мини-гаджет.
Состав и формулировки принципов могут, соответственно, дополняться, корректироваться, видоизменяться для обеспечения их необходимой практической полноты, понятности, удобства и эффективности применения к решению определённых спектров проблем и задач.
Практическая реализация принципов всегда опосредована логически выводимыми из них следствиями и правилами (это, кстати, важный онтологический аспект: как мы конструируем логику выводимости следствий из какого-то набора утверждений). Каждый читатель предложенного комплекса принципов может выстроить свой набор следствий, выводов и практических инструкций.
Я на первое место среди следствий из стартового комплекса онтологических принципов ставлю необходимость критической ревизии всех важных для меня — мировоззренчески (теоретически) и практически — структур верований (онтологий разного уровня и функциональности; про когниции потом написать) и социальных практик (повседневных и профессиональных). Доступны уже хорошо проработанные концептуально и технологически модели такой критической ревизии — модели критического мышления, но они будут основным предметом следующего тренинга. Попробуем пока держать в фокусе прежде всего онтологический подход, но его объяснение и понимание невозможно без подсветки критикой, хотя бы пока интуитивно-здравосмысленной.