Демагогемы
19 февраля 2015
Лука Радищев http://rufabula.com/articles/2015/02/19/demagogy
Нынешняя битва за умы, ведётся, прежде всего, на территории языка. Власть в лице своих платных и добровольных агентов навязывает обществу свой специфический дискурс, в котором слова и выражения -- демагогемы -- суть смысловые фигуры, рисующие выгодным образом искажённую картину реальности, просачиваются в подсознание и исподволь задают смысловые фреймы даже там, где автор хочет сказать нечто совершенно иное и даже противоположное.
Признаюсь, меня не перестаёт удивлять странная психологическая зависимость вполне приличных и пользующихся признанием у нормальной части общества авторов от тошнотворных, донельзя замусоленных и набивших оскомину штампов властного дискурса. Все эти двушечки (со всеми производными), все эти колени, скрепы, сортиры, «лихие девяностые», русские миры и прочие перлы изящной словесности, которые с каким-то маниакальным упорством повторяются к месту и чаще не к месту, едва ли не в любой статье на любую тему. Кажется, что какая-то внешняя сила заставляет авторов, вроде бы достаточно грамотных и самостоятельных, бесконечно козырять державной пошлятиной, до дыр мусолить истоптанные пропагандистские штампы, иногда «для отмазки» прикрываясь иронией, прекрасно чувствуя при этом, что вся эта словесная тухлятина не смешна уже и в пародийном ракурсе.
Размышляя над этой странной интелелктуалной зависимостью, я решил проследить, как фигуры властного пропагандистско-демагогического дискурса имплантируются в головы. Например, нам уже многие годы подряд повторят как мантру сентенцию: Путин своих не сдаёт! Первый смысловой слой -- романтико-героический -- здесь предназначен для совсем уж идиотов. Но под ним кроется нечто более тонкое. Внедрение в умы этой, казалось бы, нехитрой мысли на самом деле бьёт сразу по нескольким целям:
-- внушает идею, что осмысление конфликтных ситуаций в правовых категориях в России невозможно, поскольку вместо них действуют бандитские «понятия»,
-- что такое положение дел нормально, правильно и изменению не подлежит,
-- что «путинские», они же «русские», они же «наши» неподсудны и не ответственны в принципе,
-- что добиваться правды и законности в путинской России абсолютно бесполезно.
Конкретная тематика вносит дополнительные нюансы, но суть одна: не рыпайтесь! Подразумевается, что, услышав сакраментальную фразу, прокурор закрывает дела, главы других государств перестают требовать выдачи российский преступников и т.д. и т.п. Вдалбливая эту формулу, нам внушают иллюзию, будто она сама по себе содержит объяснение творящегося в путинской России беззакония. Объяснение необходимое и достаточное и к тому же с привкусом собачьей гордости за «правильного хозяина».
С начала событий на Украине пишущая братия, обсасывая до тошноты каждое слово, сказанное фигурантами конфликта и каждый их мельчайший шажок, будто сговорившись талдычит: Путин не может отступить под давлением! Психологически! Не может и точка! Ну, не может, как вы не понимаете?
Не знаю, намеренно это делается или нет (не кривляюсь -- действительно не знаю!), но повторяя эту заведомую и вредную глупость, авторы вливаются в дружные ряды путинского агитпропа, на разные ладу внушающие читающей публике мысль о бесполезности сопротивления путинскому режиму. Здесь арсенал средств велик и разнообразен и заслуживает особого разговора. Но вот насчёт отступления... При определённых обстоятельствах отступают все, кто ещё сохраняет способность адекватно оценивать ситуацию. И обстоятельства эти не столь уж непостижимы.
Прекрасный, проверенный историей рецепт для тех, кто в силу избалованности своей безнаказанностью, видите ли, отступать психологически не может -- сапогом в рыло! Просто обнаглевший агрессор должен хорошенько получить по зубам, и тогда вопреки всем психологическим комплексам отступит как миленький! Покатится до самого бункера с дрожью в коленках без всяких велеречивых разговоров о спасении лица! (Тоже популярная демагогема!) До какой же степени надо не иметь лица собственного, чтобы впадать в маразматический психоанализ и бесконечно обсуждать: что он подумал, что он понимает, что он думает, что он решил, что задумал, куда дёрнулась ляжка или шевельнулась бровь. Может быть, просто не надо бояться Тараканища из ск