ЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ, В КОТОРЫЕ МЫ СЕБЯ ЗАГОНЯЕМ |
Вторник, 03 Февраля 2015 г. 14:37 http://www.liveinternet.ru/users/katarina_aquila/post352265252/
Ошибки человеческого мышления
В определенных ситуациях мы склонны действовать по сложившимся шаблонам, даже когда нам кажется, что мы исходим из здравого смысла.
Когнитивные искажения - это постоянно повторяющиеся ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят практически у любого человека в определенных ситуациях, своего рода логические ловушки. Существование большинства из них было доказано в психологических экспериментах, которые доказали повторяемость одной и той же ошибки у разных людей в аналогичных обстоятельствах. Некоторые когнитивные искажения имеют положительные свойства, потому что выполняют адаптивную функцию и помогают человеку применить более эффективные действия (решения), нежели действия, которые применяют люди с "незашоренным” мышлением. Другие когнитивные искажения происходят вследствие отсутствия определенных навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.
Иллюзия контроля
Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе которых они заинтересованы. Это явление было открыто в 1975 году американским психологом Эллен Лангер в ходе экспериментов с лотерейными билетами. Участников эксперимента разделили на две группы: люди из первой группы могли сами выбирать себе лотерейные билеты, а членам второй группы их выдавали без права выбора. За два дня до розыгрыша экспериментаторы предлагали участникам обеих групп обменять свой билет на другой -- в новой лотерее с бо́льшими шансами на выигрыш.
Очевидно, что предложение было выгодным, но те участники, которые сами выбирали билеты, не спешили с ними расставаться -- как будто их личный выбор билета мог повлиять на вероятность выигрыша.
Эффект самоисполняющегося пророчества
Еще одно когнитивное искажение, которое работает на руку прорицателям. Его суть в том, что не отражающее истину пророчество, которое звучит убедительно, может заставить людей непроизвольно предпринимать шаги к его исполнению. И в итоге пророчество, у которого объективно было не так уж много шансов сбыться, вдруг оказывается верным.
Классический вариант такого пророчества описан в повести Александра Грина «Алые паруса».
Выдумщик Эгль предсказывает маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль горячо верит в предсказание, и о нем становится известно всему городу. А потом влюбившийся в девушку капитан Грей узнает о пророчестве и решает воплотить мечту Ассоль. И в итоге Эгль оказывается прав, хотя хеппиэнд в истории обеспечили далеко не сказочные механизмы.
Эффект якоря
Информация, полученная первой, ставит человека на якорь. Дальнейшие суждения и выводы он делает исключительно на её основе. Условное «место стоянки» лишает стремления идти дальше, блокирует доступность другим источникам информации.
Предпочтение нулевого риска
Представьте, что у вас есть выбор: уменьшить небольшой риск до полного нуля или значительно уменьшить большой риск. Например, свести к полному нулю вероятность появления авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Что бы вы выбрали?
Исходя из данных статистики, правильнее было бы выбрать второй вариант: уровень смертности от авиакатастроф намного ниже, чем уровень смертности от автомобильных аварий -- так что в итоге такой выбор спасет гораздо больше человеческих жизней. И все-таки исследования показывают, что большинство людей выбирает первый вариант: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит успокоительнее, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.
Селективное восприятие
Допустим, вы не доверяете ГМО. И если эта тема вас сильно волнует, вы наверняка читаете новости и статьи про генетически модифицированные организмы. Читая, вы все больше и больше убеждаетесь, что правы: опасность налицо. Но вот в чем загвоздка -- велика вероятность, что вы уделяете гораздо больше внимания новостям, подкрепляющим вашу точку зрения, чем аргументам в защиту ГМО. А значит, теряете объективность. Такая склонность людей уделять внимание той информации, которая согласуется с их ожиданиями, и игнорировать все остальное, называется селективным восприятием.
Эффект знания задним числом
Вид когнитивного искажения, которое выражается в замене своих реальных переживаний и мыслей во время некого события (или перед ним), вымышленными, более удобными или объясняющими произошедшее. Другими словами - это склонность воспринимать прошлые события предсказанными. Яркой иллюстрацией этого искажения, являются фразы наподобие «Я так и знал, что так будет», «А ведь я предупреждал...» и т.д.
Эффект знания задним числом имеет и обратную сторону: когда человек действительно попытался предсказать будущие события (чаще всего в негативном ключе), но предсказание не сбылось, факт предсказания мгновенно стирается из памяти и при повторной ситуации человек уже не помнит о том, что его предсказания в прошлый раз не сбылись.
Ошибка игрока
Ошибка игрока чаще всего подстерегает любителей азартных игр. Многие из них пытаются найти взаимосвязь между вероятностью желаемого исхода какого-то случайного события и его предыдущими исходами. Самый простой пример -- с подбрасыванием монетки: если 9 раз подряд выпадет «решка», большинство людей будет в следующий раз ставить на «орла», как будто слишком частое выпадение «решки» увеличивает вероятность его выпадения. Но это не так: на самом деле шансы остаются одинаковыми -- 50/50.
Систематическая ошибка выжившего
Эту логическую ловушку обнаружили во времена Второй мировой, но попасться в нее можно и в мирное время. Во время войны военное руководство США решило снизить число потерь среди бомбардировщиков и спустило приказ: по результатам боев выяснить, на каких частях самолетов надо укрепить защиту. Стали изучать вернувшиеся самолеты и обнаружили множество пробоин на крыльях и хвосте -- эти части и было решено укреплять. На первый взгляд все выглядело вполне логично -- но, к счастью, на помощь военным пришел наблюдательный статистик Абрахам Вальд. И объяснил им, что они чуть не совершили роковую ошибку. Ведь на самом деле пробоины в вернувшихся самолетах несли информацию об их сильных местах, а не о слабых. Самолеты, «раненные» в другие места -- например, двигатель или топливный бак, -- попросту не вернулись с поля боя.
Иллюзия прозрачности
Ситуация, когда ложь необходима: кажется, что нашу неискренность разоблачат. Мы переоцениваем способности окружающих «видеть нас насквозь». Мы переоцениваем проницательность своих слушателей, а также собственную способность распознавать ложь.
Эффект Барнума
Распространенная ситуация: человек читает и натыкается на гороскоп. Он, конечно, не верит во все эти лженауки, но решает прочесть гороскоп чисто ради развлечения. Но странное дело: характеристика подходящего ему знака очень точно совпадает с его собственными представлениями о себе.
Такие вещи случаются даже со скептиками: психологи назвали это явление эффектом Барнума -- в честь американского шоумена и ловкого манипулятора XIX века Финнеаса Барнума.
Большинство людей склонно воспринимать довольно общие и расплывчатые описания как точные описания своей личности. И, конечно, чем позитивнее описание, тем больше совпадений. Этим эффектом и пользуются астрологи и гадалки.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Атрибуция - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, которых на самом деле нет в поле восприятия.
Мы склонны объяснять поведение других людей их личностными качествами, а свои поступки -- объективными обстоятельствами, особенно если речь идет о каких-то промахах. Например, другой человек наверняка опаздывает из-за своей непунктуальности, а свое опоздание всегда можно объяснить испорченным будильником или пробками. Причем речь идет не только об официальных оправданиях, но и о внутреннем видении ситуации -- а такой подход к делу мешает нам брать ответственность за свои поступки. Так что тем, кто хочет поработать над собой, стоит помнить о существовании фундаментальной ошибки атрибуции.
Эффект морального доверия
Если у человека складывается прочная репутация «праведника», в какой-то момент у него может возникнуть иллюзия, что он действительно безгрешен. А если он такой хороший, то маленькая слабость ничего не изменит.
Каскад доступной информации
Когнитивное искажение, которому обязаны успехом все идеологии мира: коллективная вера в идею становится намного более убедительной, если эту идею постоянно повторять в публичной дискуссии. Мы часто сталкиваемся с ним в разговорах с бабушками: многие пенсионеры уверены в правдивости всего, о чем достаточно часто говорят на телевидении. А вот новое поколение, скорее всего, почувствует этот эффект через фейсбук.
Вера в справедливость
Сложно смириться с мыслью, что мир несправедлив. Люди пытаются найти логику даже в самых абсурдных и страшных событиях. Такая позиция приводит к необъективности. Жертву часто обвиняются в том, что она спровоцировала преступника.
Собрано из различных источников в сети