Онтологическая примитивизация обучения

Онтологическая примитивизация обучения

by Евгений Волков -
Number of replies: 0

Почти все адепты цифровизации образования, которых мне доводилось слышать, пользуются одной неусомневаемой предпосылкой (предпосылок, в том числе неусомневаемых, конечно, не одна, но мы обсудим одну). Эта предпосылка заключается в том что образование есть процесс воздействия учителя на ученика. То есть учитель рассказывает – ученик слушает и запоминает, учитель говорит, что надо сделать – ученик делает. Учитель вдохновляет – ученик вдохновляется. В одном из последних интервью по этой теме уважаемый человек (не помню кто) говорил примерно следующее.

«Представляете, у нас тысячи учителей одновременно рассказывают детям о «Евгении Онегине». Причем часть учителей делает это плохо. Представьте, что все дети будут слушать про Евгения Онегина урок выдающегося учителя В. Результат будет совершенно иной» (имеется в виду что будет лучше).

В этом незамысловатом рассуждении неявно предполагается, что акторов всего двое – учитель (плохой, А, или выдающийся, В) и ученик (как всегда Вася Пупкин). И что весь смысл урока заключается в том, что А воздействует на Пупкина, а Пупкин меняется в результате этого воздействия. Воздействие это не зависит от совместного прошлого Пупкина и А (В). Они вообще могут быть незнакомы – какая разница.

Налицо – то самое примитивное понимание образования, которое Поппер называл «культурной воронкой». Примитив в том, что за скобками остаются все стороны реальности, в которой пребывает Пупкин: его одноклассники, его родители, стены школы, вид за окном. Пупкин не только слушает речь А, сидя на уроке по Евгению Онегину. Он оживляется, когда его друг коряво пересказывает содержание романа: «Женька Онегин жил в Питере – танцы, бабы, Надоело ему все это…» (этот реальный сюжет в одном коррекционном классе). Он в каких-то местах рассказа друга оживляется, а в каких-то скучает и начинает драться – и его ругают вместе со всеми остальными. Он нехотя но все же пытается учить заданные на пятницу отрывки из романа. Его ругает (хвалит) мама. Он рассказывает ей, что они проходят стихи, в которых «парень убил своего друга из-за девки – как Серега Х. в прошлом году, помнишь, мам!».

Все эти и многие другие аспекты, нюансы образования Пупкина остаются «за скобками» в примитивном, если не сказать вульгарном понимании образования адептами цифры. Надо выложить в интернет уроки выдающегося В. – дети посмотрят, послушают, вдохновятся и будут гораздо лучше понимать «Евгения Онегина».

Именно это примитивное понимание образования присутствует в многочисленных инициативах «выложить лекции всех преподавателей». Неявно считается, что образование в виде культурной воронки «совершается» именно на лекции, когда один говорит, а другие слушают и записывают. Все остальные процессы не учитываются, не засчитываются, «не считаются», как говорят дети. Заменим лекции (уроки) на отснятые видео, сэкономим на заработной плате – сомнительное решение, прикрывающееся примитивным пониманием образования.

414 words